​Максим Медведев: «Погода нам серьезные испытания выставила»

В середине октября компания «ЮТЭК-Региональные сети» получила паспорт готовности к осенне-зимнему периоду. Сразу после комиссии окружного департамента ЖКХ и энергетики свою проверку сетевой компании устроила погода. Как энергетики отработали в условиях продолжительного снегопада? Были ли аварии на сетях и проблемы с подачей электроэнергии? Какие вложения сегодня необходимы в электроэнергетику, и как выстраиваются отношения с потребителями в интервью директора компании «ЮТЭК-Региональные сети» Максима Медведева.

В середине октября компания «ЮТЭК-Региональные сети» получила паспорт готовности к осенне-зимнему периоду. Сразу после комиссии окружного департамента ЖКХ и энергетики свою проверку сетевой компании устроила погода. Как энергетики отработали в условиях продолжительного снегопада? Были ли аварии на сетях и проблемы с подачей электроэнергии? Какие вложения сегодня необходимы в электроэнергетику, и как выстраиваются отношения с потребителями – в интервью директора компании «ЮТЭК-Региональные сети» Максима Медведева.

Максим Эдвардович, у вас проверка за проверкой, зима началась со снегопадов. Югра действительно наступление благополучно пережила?

Действительно, погода нам серьезные испытания выставила. До середины октября у нас было всего шесть аварийных ситуаций на территории ведения деятельности «ЮТЭК-Региональные сети» и потребители наши на себе не почувствовали влияния снегопада или порывов ветра. Мы смогли выполнить те задачи, которые перед нами стоят по бесперебойному надежному электроснабжению. Начали мы готовиться с самого начала года. Приказ Департамента ЖКХ и энергетики уже в марте был подписан по подготовке к ОЗП. И паводковый, грозовой периоды, и, собственно, ОЗП, шли с небывалым в этом году подходом, с точки зрения количества мероприятий. Мы провели почти полторы тысячи мероприятий по подготовке к ОЗП. На них было выделено более 254 миллионов. Для сравнения: в прошлом году было 236 миллионов. В грозовой период мы отработали пять аварийных ситуаций по сравнению с 13-ю в прошлом году. В этом году мы особое внимание уделили противоаварийным тренировкам. Тяжело в учении – легко в бою. Этот принцип столетиями руководит теми, кто пытается спланировать свою работу и, как в нашем случае, обезопасить потребителей, за которых мы несем ответственность. Мы провели мероприятия, исходя из оценки технического состояния оборудования, из той диагностики, которую мы проводили на местах и исходя из опыта 2013 года. Большое количество мероприятий было проведено в районах: Октябрьский, Ханты-Мансийский и Нижневартовский – где наибольшая протяженность сетей и самое главное –удаленность. А что касается тренировок персонала, то мы их проводили на предмет отключения социально важных объектов первой, второй категории – это, в первую очередь, школы, больницы. Мы оперативно отрабатывали взаимодействия со службами ГО и ЧС, пожарными частями, отрабатывали аварийную ситуацию с подключением дизель-генератора. И потребитель не почувствовал на себе воздействия каких-то факторов.

Вы сказали, что с каждым годом средств тратится все больше и больше, в том числе и на подготовку к зимнему периоду, с чем это связано?

Это связано с естественным процессом роста износа оборудования. Стоимость основных фондов, на которых работает предприятие, превышает 4–5 миллиардов рублей. Наша инвестиционная программа позволяет где-то снижать затраты, но основная ее часть идет на новое строительство, на подключение социальных объектов, объектов коммунальной инфраструктуры. В реконструкцию сетей вкладываются не такие большие средства, поэтому мы ежегодно вкладываем большую часть на подготовку к ОЗП и проведению ремонтов.

Как обстоят дела с закупкой оборудования? Санкции не повлияли?

Здесь интересная ситуация. Мы делаем закупки в соответствии с 223-ФЗ и выбираем из лучших предложений, которые делают нам поставщики. Поэтому западные компании не являются конкурентоспособными с нашими компаниями по конечному оборудованию. Но российские производители, у которых мы покупаем готовую продукцию, используют комплектующие детали западных мировых производителей, и их стоимость составляет 10-15 % от общей конечной цены объекта. И сейчас, как только начались санкции, мы провели опрос среди всех своих поставщиков, и получили письменные заверения, что санкции не повлияют на сроки поставок продукции. Кроме того, активно заходят на рынок азиатские страны. Мы уже имеем пример поставок китайских трансформаторов. Они доказали уже свою эффективность на нефтяных предприятиях и по цене и по качеству.

Несмотря на то, что идет переоснащение энергетического комплекса, каковы сейчас потери в электросетях и за счет чего вы их компенсируете?

Можно сказать, что со 100 рублей 11 теряются в процессе передачи. При этом хотелось бы отметить ряд интересных вещей. Первое – то, что фактические, практические потери составляют порядка 8 %, а 3 % теряются вследствие некачественного оборудования или каких-то хищений. Наша программа спланирована на снижение потерь до нормативного уровня в 9 % к 2017 году. В настоящий момент мы вышли на 10 %. Большие потери происходят в зимний период, основные потери происходят в 1 и 4 кварталах, летом обычно потери меньше и составляют 6–7 %. Кроме того, законодательные регулирующие органы ввели достаточно серьезную тарифную новеллу. Начиная со следующего года потери будут устанавливаться не экспертным путем, через утверждение их в экспертной комиссии и далее в Министерстве энергетики, а определен так называемый бенч-маркинг, т. е. выставлен некий эталон уровней потерь по высокому, среднему и низкому напряжению. Коротко говоря, если мы как сетевая компания в ходе своей деятельности выходим за рамки нормативов, которые нам устанавливает регулятор, то это наши убытки и наши проблемы.

Эти убытки и потери можно сократить? Тем более, что в Югре состоится региональный форум «Энергоэффективность – стратегический вектор развития».

Мы ежегодно участвуем в этом форуме, потому что для нас это возможность и людей посмотреть и себя показать. Зачастую те, кто приезжает и показывает свою продукцию, показывает не только технические, но еще и какие-то инжиниринговые решения, которые впоследствии используются нашими предприятиями, нашими партнерами. В этом году она будет проходить в Югра-Классик. Раньше мы выставляли образцы энергоэффективного оборудования, какие-то интересные технические решения, а в этот раз она будет проходить в режиме презентаций. Мы как раз презентуем программный продукт, который мы приобрели для технологического присоединения, для снижения потерь, для учета в работе с потребителями. Хочу также обратить внимание и на то, что законодательная власть активно участвует в процессе поиска эффективных решений в сфере энергосбережения. В частности, для предприятий, использующих энергоэффективное оборудование, соответствующее современным стандартам, применяется льготная ставка по налогообложению – 0 % по налогу на имущество . Если мы применяем это оборудование, прошедшее сертификацию, то мы не платим налог на имущество. Это, я считаю, наиболее эффективная мера стимулирования энергетических компаний для внедрения такого оборудования на предприятиях.

В этом году потребление электричества выросло на тех территориях, где вы присутствуете, и если выросло, то насколько?

Закон об энергоэффективности свою функцию выполняет. Строится большое количество новых объектов и все они, равно как и ранее построенные, обеспечиваются приборами учета энергоресурсов, и эти меры дают экономический эффект. Тем не менее, мы наблюдаем небольшой прирост, около полутора процентов в год, в части увеличения энергопотребления жителями округа. Это связано с реализацией окружных программ – строительство жилья и строительство школ, детских садов. Одновременно стоит отметить, что все эти учреждения оснащаются энергоэффективным оборудованием, и рост потребления не такой, как был 20–30 лет назад. Приятно отметить, что, несмотря на негативное давление внешних сил со стороны (санкции), в округе идет стабильный рост, и мы как энергетики на себе это ощущаем.

Многие утверждают, что российская экономика сейчас в рецессии, в стагнации. А может ли экономический кризис повлиять на сокращение потребления? И, как следствие, на рост тарифов?

На рост тарифов, я думаю, не будет влиять. Ежегодный рост тарифов естественных монополий продиктован индексом экономического развития и происходит он независимо. Хотя по ряду регионов принят 0 % и в прошлом году у нас был принят уровень 0 %. А по долгосрочному тарифному регулированию у нас установлен ежегодный рост 12 % до 2017 года. Тем не менее, регулятор пошел на то, чтобы поднять тарифы для конечных потребителей на 7 %. Несмотря на расхождение 12 и 7 %, мы смогли повысить эффективность, фондоемкость, и инвестиционную программу мы не снизили. Как она была у нас запланирована в районе миллиарда на этот год, так мы и идем к этому показателю. Также мы увеличиваем траты на технологическое присоединение для СОТов, ИЖС. В этом году мы заключили уже более полутора тысяч договоров с потребителями на территории Лангепаса, Урая, Нягани… Мы полностью реконструируем сети. Раньше люди на даче не могли чайник даже вскипятить, не хватало напряжения, было 180 В вместо нормативных 220 В, теперь они могут использовать любые современные электрические приборы и жить полноценной жизнью. Мы заменили старые опоры, заменили оголенные провода старого образца на новые. Оголенные провода представляли высокий риск для наших потребителей и для окружающей среды, в том числе для птиц, например. В настоящее время одним из таких наших проектов является территория в Ханты-Мансийске, в районе поста ГАИ и реки Вьюшка. Мы до конца года подключим здесь первую группу садоводов. В перспективе там будет порядка 50 товариществ, в составе каждого от 10 до 200 человек. Все они будут охвачены нашей программой до 2017 года. А первых потребителей мы подключим уже в конце этого года. 

© Дмитрий Фоминцев