ХАНТЫ-МАНСИЙСК, 13 апреля, ИА УралПолит.Ru. Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел встретился с журналистами. Он рассказал о взаимодействии Русской православной церкви с правительством округа, о планах на строительство новых храмов и о том, почему приезжие из других стран должны знать и уважать традиции православия, а также о мнимой толерантности, которой в современном мире принято оправдывать «проявления зла».
По словам владыки Павла, реализации невыполнимых на первый взгляд проектов – росписи Кафедрального собора в Ханты-Мансийске и двукратном увеличении количества храмов по всему округу – православные христиане обязаны именно врио губернатора Наталье Комаровой, которая находит силы и средства для решения этих непростых задач. Митрополит выразил надежду на то, что взаимоотношения с правительством округа с годами будут только крепнуть.
Также митрополит передал слова старца Ефрема о России, который после визита в страну с «поясом Богородицы» считается «невыездным». «Он сказал, что сегодня Россия – тот эталон православия, на который нужно ориентироваться всей Европе. Он говорил, что молится за президента. Он сказал, что события, которые происходят на Украине, пытаются утянуть ее в войну. Молится о том, чтобы господь дал президенту разумения не развязать войну. Если развяжется полномасштабный вооруженный конфликт Украины с Россией, то есть вероятность того, что за этим последует мировая война. Мы тоже молимся за президента – за его здравие, сегодня за это все православие молится. Он сказал, что если не втянут президента в войну, то Россия окрепнет и воспрянет, и будет все нормально. Ориентироваться сегодня на православие должна вся Европа», – заявил Павел.
Он добавил, что и России есть чему поучиться у западных стран. Так, в Америке приезжие очень высоко ценят законы отдельных штатов и местные обычаи, на этот принцип сейчас переходит и Европа. Если приезжие не хотят соблюдать законы и чтить традиции, их могут выдворить вон без права вернуться обратно. В России же поступать так бояться: переживают, как на это отреагируют приверженцы других религий, которые являются гостями на нашей территории.
«Я служил в Америке и в Италии – в католической стране. Они, наоборот, гордятся тем, что у них катехизис изучается как основной предмет и сдается экзамен. Нравится – не нравится, национальность, вероисповедание – не важно. Это предмет общеобразовательной школы. Ты можешь не веровать в это, но ты должен знать культуру и веру страны, в которой ты живешь. А мы сегодня переживаем, что скажут мусульмане, что скажут протестанты. Пусть лучше они слушают, что мы скажем, а когда мы будем у них там, там будем слушать то, что они нам скажут. Я должен знать отличия православия от католичества, как оно устроено, я только грамотнее буду от этого. Точно так же мусульманин, исповедуя свою мусульманскую веру, знает о православии, живя в православной стране. Это же не говорит о том, что мусульманин должен идти креститься.
Когда я приехал, чувствовалось, что на эту тему никто не хотел говорить. Мы должны помнить, в какой стане мы находимся. Я жил в Америке, там большое значение придается правилам, по которым ты должен жить. Кто ты, откуда ты, какой национальности – никого не волнует. Не хочешь соблюдать местные обычаи – тебя выдворят из того штата, где ты находишься. Может, мы тоже к этому придем. Здесь – Российская Федерация, и в Чечне – Российская Федерация. Но ведь мы можем принять на уровне думы свой закон. Если человек нарушает закон округа, области, он должен подлежать отселению в 24 часа. Почему вся Америка живет, Европа переходит на этот принцип? Потому что так легче навести порядок. Прошу любить и жаловать это место. Ты приехал сюда, значит, ты живешь по этим законам, свое привозить сюда не надо», – категорично заявил митрополит Павел.
Владыка отметил, что стремится во всех классах средней школы ввести уроки православия, пока такие занятия проводятся только с учениками четвертых классов. Сейчас к любому «проявлению зла» принято относиться «толерантно», но, по мнению Павла, это слово должно быть исключено из лексикона. «Слово «толерантность» надо зарубить, чтобы его вообще не употребляли. Оно не соответствует своему понятию! Что такое толерантность? Тебя сегодня побьют, надо сказать спасибо – бейте меня еще больше. Или преступление будут делать рядом со мной, а я должен не замечать этого. Даже немного не по себе становится, когда толерантностью обзывают все – беспорядок, все, что можно прикрыть под этим словом, прикрывается под этим словом. В советский период мы говорили «веротерпимость». А сейчас «толерантность». Что за толерантность? Ударят по голове – терпи, прибьют или родственника изобьют до полусмерти – тоже толерантно должен отнестись, склони голову. Что это за такое? Все как-то неправильно повернулось. Сегодня мы волей-неволей стали понимать, что вещи надо называть своими именами», – цитирует митрополита «ЕрмакТВ».
© Дарья Александрович