В последнее время в республиканской столице активно обсуждают реформу системы оплаты проезда в общественном транспорте, в стороне не остался даже глава республики
На этой неделе глава Башкирии Радий Хабиров может придать новое направление одной из самых скандальных тем последнего месяца. В последнее время в республиканской столице активно обсуждают реформу системы оплаты проезда в общественном транспорте – это одна из ключевых тем не только в блогосфере, но и в официальном дискурсе. Лоббисты изменений кивают на московский опыт, противники говорят о «кормушке» на миллиарды рублей для отдельных структур, а арбитром остается Хабиров, которого обвиняют в том, что он специально спустил с тормозов скандальную тему, чтоб на ее отмене заработать предвыборный капитал. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Прибыли и дисциплина
Вот уже более месяца, как уфимская блогосфера обсуждает инициативу главы госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству региона Тимура Мухаметьянова внедрить систему безналичной оплаты проезда, предполагающую использование турникетов в автобусах общественного транспорта Уфы. Срок ставится очень короткий – до начала июля 2019 года автобусы должны быть оборудованы оборудованием. Чиновник настаивает на том, что изменения позволят увеличить прибыль муниципального транспорта, о чем свидетельствует прежний опыт.
«Эксперимент с установкой турникетов начался в Зеленограде в 2001 году и был признан удачным. В наземном транспорте Москвы первые турникеты появились в 2003 году. И по большому счету просуществовали они в столице до 2018 года. Выручка с каждого оборудованного турникетом средства транспорта, как подсчитала мэрия Москвы, выросла вдвое. Только в 2005 году дополнительные доходы «Мосгортранса» от использования турникетов составили $49 млн. Каждый турникет окупался за два года, а потом начинал приносить чистую прибыль», – заявил несколько дней назад Мухаметьянов.
Он признал, что турникеты снижали среднюю скорость движения автобусов, поскольку на вход пассажиров тратится больше времени, но комплексный подход помогает сгладить и эту проблему. Например, в Москве задержку на остановках компенсировали внедрением выделенных линий для общественного транспорта. Глава Гостранса уверен, что турникеты еще и «дисциплинировали москвичей» и этот аспект он тоже считает немаловажным.
«Однозначное зло»
Однако, большинство блогеров и общественников негативно отнеслась к такой инициативе, предполагая, что это приведет к пассажирским очередям и, как следствие, коллапсу на остановочных комплексах.
«Мы неоднократно высказывали свою позицию Госкомтрансу, мы с ней не согласны. Турникеты – однозначное зло, пассажиропоток и выручка будут снижаться», – заявил на одном из круглых столов, посвященных этой теме разработчик системы социальных карт Башкортостана Александр Гусев.
По оценкам специалистов, безналичная система оплаты общественного транспорта активно вводится и без этого архаичного предмета – более 30% общего объема рынка производится по безналичной системе – бизнес внедряет систему и инвестирует в ее развитие.
«Турникеты – это прошлый век. Это решение, от которого в прошлом году после 15 лет эксплуатации отказалась Москва. И Сергей Семенович Собянин сообщил, что пассажиры перестали терять порядка 20 минут на маршруте ежедневно. Если сейчас турникеты ставить на наших перевозчиков, это приведет к транспортному коллапсу из-за очередей на остановках», – подчеркнул на том же мероприятии транспортный оператор системы «Удобный маршрут» Рустем Валиев.
Особенно рьяным противником внедрения турникетов стал известный уфимский блогер Владимир Кобзев (Кабзон), который не только говорил о неудобствах и устаревших технологиях, но и намекал на коррупционную составляющую в проекте госкомитета по транспорту РБ.
«Поясню еще раз. Коррупционная опухоль поразившая тело нашей республики (голова пока в порядке тьфу-тьфу), просто так не сдастся. Никто в здравом уме не даст развалить устойчивую схему левого заработка. Тема на 7 миллиардов. Понимаете???? Повторю. 7 000 000 000 рублей», – заявил Кобзев в своем блоге. Там же было записано 20-минутное видео, в котором он более подробно проговаривает свои выкладки по коррупционной схеме, с которой связано внедрение турникетов.
Стоит заметить, что про финансы глава госкомитета Тимур Мухаметьянов ничего определенного не заявлял, а лишь отметил, что «ряд инвесторов уже обозначили интерес войти в регион».
«Это компании, которые работают в Подмосковье и Санкт-Петербурге, но есть и местные компании. Выиграет тот, кто предложит наиболее выгодную цену и оптимальные возможности», – пояснил глава Гостранса.
«Попал на мины»
Сложно сказать, насколько далеко бы зашли эти споры в уфимском Фейсбуке, но тут неожиданно в обсуждение влез «блогер №1» – сам врио главы республики Радий Хабиров. Ранее он сам и дал «зеленый свет» революционной инициативе, а тут заявил, что прислушался к гражданскому обществу, а Мухаметьянов «попал на мины».
«Гражданское общество Уфы весьма аргументированно и консолидировано сказало этой идее нет. Я к этому прислушиваюсь. Турникетов не будет. А что будет – обсудим в пятницу, соберу у себя всех, кто в этом понимает. Кстати, Владимир Кобзев, приглашаю и вас», – заявил Хабиров на своей страничке в «ВКонтакте».
Однако, совещание по вопросам развития пассажирского транспорта, которое руководитель региона анонсировал на своих страницах в соцсетях, перенесено с 5 апреля, на несколько дней позже. Перенос связан с необходимостью принять участие в мероприятиях федерального уровня в Москве. Все заинтересованные стороны ожидают, что разговор состоится «чем быстрее, тем лучше», скорее всего, на этой неделе, хотя точной даты пока нет.
Между тем, такое неожиданное появление в общественной дискуссии Хабирова, в свою очередь, внесло большую сумятицу в ряды блогеров. Многим показалось, что вся эта идея с турникетами была специально придумана лишь для вызова нездорового ажиотажа и решения данной проблемы «всесильным и народным» врио главы республики Хабировым. Этакая роль доброго царя, который не даст в обиду своих холопов от наездов бояр.
Так это или нет, прояснится в ближайшее время. В кулуарах же обсуждают, что пиар-технологи в окружении Хабирова не зря едят свой хлеб и не устают придумывать многоходовые пиар-акции, ходы и сюжеты, в которых Хабиров достаточно органично смотрятся. С другой стороны, наблюдатели отмечают, что личное вмешательство в обсуждение турникетов в автобусах несколько мелковато для руководителя республики и более пристало его прежней работе в городской администрации.
Альберт Рахматуллин
Фото автора и со страницы Радия Хабирова в ВКонтакте
© Редакция «УралПолит.Ru»
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях