Энтузиазм и жесткая рука. Принесет ли эпоха Хабирова изменения в Башкирию

​Прошло чуть более полутора месяцев после назначения Радия Хабирова временно исполняющим обязанности главы Республики Башкортостан. С момента назначения произошло много разных событий, повлиявших на общую картину общественно-политической ситуации в республике, существенно ее изменив. Подробности – в материале «УралПолит.Ru»

Прошло чуть более полутора месяцев после назначения Радия Хабирова временно исполняющим обязанности главы Республики Башкортостан. С момента назначения произошло много разных событий, повлиявших на общую картину общественно-политической ситуации в республике, существенно ее изменив. Подробности – в материале «УралПолит.Ru»

«Время «хабировских», «рахимовских», «сарбаевских» или «хамитовских» – безвозвратно ушло»

С первого дня, когда пришла новость о назначении Радия Хабирова, было понятно, что грядут кадровые перестановки. Несмотря на риторику о том, что новый глава республики готов работать с кем угодно, все прекрасно понимали, что кадровые обновления не за горами.

В первую очередь, в рамках борьбы за новый уровень социальной политики, ушел в отставку министр здравоохранения Анвар Бакиров, который уже давно был подвергнут критике за падение уровня медицины в Республике. Затем, по-хорошему, ушли в отставку и вице-премьеры.

Новые люди в политическом поле республики – либо недавние чиновники из Красногорска, либо старые кадры из республики, которые до сегодняшнего дня оставались в хороших отношениях с Хабировым. Понятно назначение Артура Ахметханова на должность одного из вице-премьеров – из старых милицейских кадров времен Диваева он единственный из высокого начальства, кто молод, и остался на плаву. А вот назначение и.о. министра земельных и имущественных отношений Олега Полстовалова, которого так же прочат в Совет директоров «Башнефти», вызывает некоторое недоумение. Полстовалов проработал большую часть времени на юридическом факультете, был даже некоторое время деканом (пока Хабиров был в республике), однако сфера юридических интересов у него – криминалистика, в земельных и имущественных отношениях он разбирается слабо. Активное участие в команде стал принимать в 2017 году, когда был приглашен в Красногорск.

Назначение Андрея Сидякина закономерно. Несмотря на отсутствие опыта работы на административной должности, задачей нового главы администрации является качественное проведение выборов в 2019 году. Указанную задачу не могло гарантировать руководство прежней администрации, в том числе Максим Михайлов, работой которого были недовольны еще при Хамитове, а после провала на выборах в Курултай, когда в республиканский парламент сумели пройти даже маргиналы вроде Дмитрия Чувилина, судьба Михайлова была предрешена. В ближайшее время ожидается ротация кадров в муниципалитетах, как следует по информации с разных телеграмм-каналов республиканского уровня. Связано это, в том числе, с необходимостью наличия проверенных людей на местах и отсутствием среди них лиц, которые могут дискредитировать нынешнее руководство.

А вот сохранение на должности премьер-министра Рустэма Марданова первое время не удивляло. Правда, многие считали, что сохранение премьер-министра в должности – это контакт с финансовыми элитами, которые новому главе необходимы хотя бы до выборов. Марданов это понимал, с первых дней работы Хабирова вел себя достаточно спокойно. Однако, по мнению ряда источников, за сохранение на первое время на должности Хабирова просила Эльвира Набиуллина. Другая ситуация у спикера Курултая Константина Толкачева. В свое время он с трибуны парламента призывал посадить Хабирова (после его отставки с должности главы администрации президента РБ в 2008 году), а спустя 10 лет ему приходится сидеть в этом же зале за столом с ним, и участвовать в его представлении парламенту. Именно участвовать, а не представлять – во время мероприятия Толкачев был единственный из всех, кто был в президиуме, кому не дали слово. Да и выглядеть он стал грустно. К тому же, аффилированное с Муртаззой Рахимовым интернет-издание «ПроУфу» в открытом обращении, еще до приезда Хабирова в республику, не поленились кинуть камень в его огород, отметив его «гибкость». Однако, на сегодняшний день принято решение не менять спикера Госсобрания, поскольку выборы прошли только недавно, должность спикера – техническая, и лишний раз делать кадровые перестановки, по крайней мере до выборов 2019 года, нецелесообразно.

Средства массовой агитации

Приезд Мурзагулова был неожиданным. Еще год назад ряд источников сообщали, что Хабиров устал от «Ростика», особенно после истории с книгой «Бабай всея Руси», когда помимо описания работы у человека, похожего на Муртазу Рахимова, во втором томе Мурзагулов описал и некоторые тонкости работы и деятельности известных игроков федерального уровня. Вдобавок стали появляться слухи о том, что якобы в отношении Ростислава чуть не возбудили уголовное дело по факту взятки, от чего его спасло личное вмешательства Хабирова. Условием спасения, от правоохранительных органов, был уход Мурзагулова на должность, в которой он не имел такой власти, как в администрации Красногорска. Отсюда, по мнению ряда источников, и причина участия Мурзагулова в выборах в городскую думу Красногорска. Эта же проблема, как утверждают слухи, и стала причиной того, что в Башкирии Мурзагулов не оказался на государственной службе.

До сих пор по основным СМИ республики не идут никакие серьезные вбросы, либо материалы, отрицательно характеризующие приход команды Хабирова. «ПроУфу» очень мягко в первый день опубликовало «историческую справку», но потом на сайте стали полноценно выставлять новости о Хабирове в положительном свете, в ряде вопросов чуть ли не агитируя за него. Пример этому – то, как в начале «ПроУфу» и Рахимов в обращении к Хабирову надеялись, что Мурзагулов не перейдет на работу в республику, и то, как затем они, скрипя зубами, приняли его назначение в должности руководителя «Башинформа».

За полтора месяца работа со СМИ налажена, регулярно приходят новости (зачастую одни и те же), и вдобавок объединение всех госсми в один холдинг «Башинформ» – шаг для наиболее полного господства в подаче информации, как это было во времена Рахимова. От оппозиционных СМИ, которые появятся со временем, либо станут таковыми, вряд ли будут избавляться старыми методами, однако не исключено создание своих искусственных оппозиционных критиков, как это было во времена монетизации льгот, что описано в той же книге Мурзагулова.

«Самым разумным будет взять тайм-аут»

Вопрос соды, который был одним из факторов отставки Хамитова, в настоящее время повис в воздухе. И если общественность, выступавшая за сохранение Шихана, пока немного успокоилась, сама БСК, если верить ряду источников, ищет выходы и пытается решить вопрос с Хабировым. Несмотря серьезную поддержку БСК на федеральном уровне, в регионе по этому вопросу до сих пор не могут договориться.

Скорее всего, вопрос по разработке шиханов будет разрешен для БСК положительно. Идеология решения будет следующая: гора действительно имеет ценность, но если ее не забрать, то в городе будет безработица, и люди пойдут с протянутой рукой, а то и займутся криминалом. А разработка горы – это рабочие места, и развитие города в целом. Возможно в массовое сознание будет введен какой-нибудь пример того, как «святые» места приходилось использовать не по назначению. При этом в качестве «компромисса» будут предложены для обиженных этим действием людей некоторые утешительные призы (вложение БСК в инфраструктуру – строительство парков, кинотеатра, дома культуры, санатория).

«В целях сохранения духовного единства, спокойствия и устойчивости в мусульманской умме»

Один из немногих вопросов, в которых Радий Фаритович практически не принял участие, это выборы нового муфтия в ДУМ РБ. Перенос выборов на год, сохранение триумвирата у власти в ДУМ РБ, и постепенный роспуск молодежного крыла ДУМ РБ – это решение не Хабирова. Перенос выборов муфтия ДУМ РБ пролоббирован самим ДУМ РБ через председателя Совета Муфтиев РФ Гайнутдина и АП РФ. Хабиров, пытавшийся на первом этапе найти компромисс в вопросе деятельности ДУМ РБ (истребование у ДУМ РБ документов по мечети, объявление Фонда «Урал» о возобновлении), в итоге просто привел в исполнение указание из Москвы. Этот раунд борьбы проигрышный для председателя Совета по государственно-конфессиональным отношениям при главе Республики Башкортостан и самого Совета, однако на данном этапе сделать они ничего не могут.

Одновременно с этим Хабиров получил бомбу замедленного действия. Уммы действующим руководством ДУМ РБ недовольны, идут постоянные обвинения в коррупции и воровстве, а так же в бездействии в вопросе строительства мечети. Официальные причины ДУМ РБ о «дурости Рахимова» никто не верит, и в отношении ряда умм уже работают конкурирующие организации с целью переманить к себе. Перспектива религиозного раскола – далеко не самое лучшее, что может позволить себе Радий Фаритович в ближайшей перспективе, тем более с учетом того, что задача, поставленная президентом РФ – общественно-политическая стабилизация в регионе.

Первые изменения

Основные социальные изменения, пришедшие вместе с Хабировым – борьба с «нелегалами» в общественном транспорте, система «инцидент» и помощь обманутым дольщикам.

В борьбе с «нелегалами» Хабиров стал с первых дней рубить с плеча, призывая выдавливать нелегальных перевозчиков. Конечно, объяснение Мурзагулова: «По другому никак», очень удобно для оправдания, но из-за резкой борьбы с нелегалами многие отдаленные районы города (Михайловка, Максимовка, Булгаково и другие) остались без транспорта, в результате чего люди либо временно переехали в город, снимая квартиры, либо ездили с соседями, у которых есть автомобили. Вопрос транспорта более-менее стабилизировали за две недели, тем не менее многие остались недовольны, и небольшое падение собственного рейтинга Хабиров получил.

Система «инцидент», вводимая с подачи Мурзагулова, проект неоднозначный. Основная задача указанной системы не отвечать каждому гражданину, а мониторить проблемы, которые ускользают от чиновников, и решать их. Это правильно, трудно не согласится. Только когда спустя неделю после призыва о том, что все должны идти в интернет, лента инстаграма в качестве рекомендованных стала предлагать людей в дорогих костюмах с грустными лицами, которые в своем инстаграме пытаются изобразить бурную деятельность, впечатление складывается не самое позитивное. Чем это закончится – будет понятно ближе к лету.

Дольщики – большая головная боль. Только стоило Хабирову поручить разработать план работы – как сразу дольщики стали строго за этим следить. А потом надоедать людям, которые взялись достраивать проблемные объекты. Как только, по истечении месяца, в СМИ либо в других источниках не оказалось какого-либо проекта выхода из положения – сразу посыпались жалобы в адрес арбитражных управляющих и застройщиков (самую сильную активность проявили дольщики поселка «Новобулгаково»). При этом, строительство на объектах давно ведется. Апогеем этого фарса был «съезд обманутых дольщиков», на который, якобы, должен был приехать Хабиров. Но не приехал, и на него обиделись. Правда, в этот день он был с визитом в Туймазинском и Октябрьском районах, и о его визите было известно еще за сутки до поездки как минимум.

В целом первые полтора месяца прошли неоднозначно. Хабиров не стал Георгием Победоносцем, который въехал в Уфу и начал творить добро направо-налево, однако за полтора месяца наметились первые тенденции – как положительные, так и отрицательные. Что из себя будет представлять время Хабирова в Башкирии говорить пока рано, однако уже сегодня понятно, что это время будет существенно отличаться от времени Хамитова.

«Очевидно, что Радий Хабиров пытается быть противоположностью своего предшественника. Хамитов в первые месяцы преподносился как этакий либерал против бая-Рахимова. Хабиров напротив позиционируется как достаточно авторитарный лидер в пику Хамитову, которого традиционалистски настроенный электорат считал слишком мягким. Хамитов старался быть равноудаленным от всех этнических притязаний, но башкирской общественностью воспринимался чужаком. Хабиров же в первую рабочую поездку по Зауралью сделал несколько явно считываемых реверансов в сторону башкирских националистов (поездка в бунтовавшее Темясово, посещение музея правительства валидовской республики. Хамитов избегал резких решений. Хабиров пытается решать проблемы жесткой рукой. Хамитов не смог решить транспортную проблему Уфы. Хабиров с энтузиазмом начал решать с первых дней. Хамитов избегал общения с Муртазой Рахимовым. Хабиров встретился с ним в первый же день, хотя степень обиды тут была на порядок сильнее», – прокомментировал «УралПолит.Ru» общественник Константин Кузнецов.

Впрочем, считает собеседник издания, «быть жестким руководителем можно когда у тебя все рычаги власти, а у современного российского губернатора их не так много».

«Все выволочки чиновников могут свестись к формату «Васька слушает да ест». Желание показаться своим для башкирских националистов, рано или поздно вызовет негатив со стороны русского городского населения. Ситуация с маршрутками в Уфе уже не решилась за месяц. Тут не хватит и года, даже если начать применять нестандартные решения и финансовые вливания. В общем, сейчас у Хабирова очень высокий реальный рейтинг на основе позитивных ожиданий. Но надо понимать, что несмотря на то что Хабиров пытается показаться человеком, который жесткой рукой может поправить все проблемы региона, ресурс махания шашкой в его случае ограничен. При этом до выборов еще 10 месяцев и за это время ситуация может измениться вплоть до противоположной», – размышляет Кузнецов.

Антон Подцепня

Фотографии с сайта администрации главы РБ

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Персоны:

Версия для печати:

Новости партнеров