Журналист отказался от претензий к бывшему вице-губернатору за взлом электронной почты
Сегодня суд допросил второго потерпевшего по делу бывшего вице-губернатора Николая Сандакова – журналиста Александра Полозова. Он, как и допрошенный ранее блогер Александр Подопригора, отказался от претензий к экс-политику и изъявил желание выслушать только приговор. Полозов, три года проработавший в администрации Челябинской области, рассказал о том, как вершилась южноуральская политика в закрытом и некогда проблемном для власти Озерске и как появление Сандакова внесло раскол в на тот момент успешную политическую команду губернатора Юревича. Подробности – в нашем материале.
Александр Полозов рассказал, что впервые услышал о Николае Сандакове, будучи в Озерске. По его словам, ему рассказали о приезде неких «людей Цюбко», которые «ломают все предвыборные схемы, которые должны были быть реализованы». «Когда я уточнил о Сандакове, мне без особой конкретики сказали, что он из Астрахани», – пояснил Полозов адвокату бывшего вице-губернатора Сергею Колосовскому. Гособвинителю журналист рассказал, что с Сандаковым знаком с 2010 года по работе в администрации губернатора. Тогда он занимал пост начальника Центра оперативного анализа и прогнозирования администрации Челябинской области, а Сандаков был назначен помощником губернатора. А за несколько месяцев до этого он услышал о нем как о технологе на выборах депутатов заксобрания в Озерске. При этом Николай Сандаков работал на кандидатов «Единой России».
Как пояснил Полозов, Озерск считался территорией, недружественной к администрации губернатора, но неугодный областным властям сити-менеджер и бывший топ-менеджер «Маяка» Виктор Трофимчук самостоятельно ушел с поста. «Озерская администрация не входила в круг администраций, к которым губернатор хорошо относился, а после Трофимчука ситуация обострилась, затем сити-менеджером стал Евгений Тарасов – это было предложение со стороны Цыбко. Поскольку местная элита Тарасова не принимала, решили поддержать его на уровне главы региона. Такое распоряжение я получил от своего руководителя Вадима Евдокимова, а тот сослался на губернатора». После принятия этого решения некоторые вопросы, по словам Полозова, он начал координировать с Сандаковым. Решено было создать положительный имидж Тарасова и отрицательный – его оппонентов, в частности теперь уже бывшего главы города Александра Калинина. Однако те, кто хотели опорочить Тарасова, перешли к нападкам на губернатора и даже на Александра Полозова как на уроженца Озерска.
Полозов рассказал, что с Сандаковым знаком с 2010 года по работе в администрации губернатора
Из дальнейших объяснений следовало, что в озерских СМИ старались создавать положительный образ Тарасова, но в прессе был перекос в сторону изданий, которые хорошо работали на депутатский корпус и не желали работать с администрацией и Тарасовым. Это предстояло исправить. Тут неожиданно выяснилось, что Тарасов – человек скромный, не желавший посвящать посторонних в события своей частной жизни. Александр Полозов узнал о том, как Тарасов пресек кражу световой гирлянды с уличного фонаря, и заявил, что это хороший информационный повод для СМИ. В ответ Тарасов сказал, что не хотел бы об этом писать, ссылаясь на скромность.
Рассказал Александр Полозов и о конфликте редактора МУП «Озерский вестник» Елены Вяткиной с Константином Цыбко. В 2010 году в день тишины редактор получила распоряжение опубликовать в газете материалы, агитирующие за «Единую Россию». По мнению журналиста, это могло быть сделано для того, чтобы подставить главного редактора. Позже по этому инциденту последовали разбирательства. Ранее в показаниях Полозов также заявлял, что Сандаков завел в «Озерский Вестник» своего человека – Егора Кривенко (он стал директором издания). В 2012 году в издании разгорелся скандал: публикация критической статьи, спущенной областными властями в газету, была заблокирована врио главы администрации города Барановым. Директор издания расценил это как попытку вмешательства в редакционную политику газеты и подал заявление в прокуратуру.
По мнению Полозова, Сандакова назначили на должность помощника губернатора после успешно проведенных выборов в 2010 году: в заксобрание попал директор «Маяка» Сергей Баранов, а уроженец Озерска Константин Цыбко позже стал сенатором. Журналист предположил, что именно Цыбко познакомил Сандакова с губернатором Михаилом Юревичем, с которым у того позже сложились приятельские отношения.
Появление Николая Сандакова в администрации Челябинской области привело к аппаратной войне в 2013 году, считает экс-сотрудник администрации. Бывшие политические вице-губернаторы Олег Грачев, Александр Уфимцев и Вадим Евдокимов противостояли усилившемуся на тот момент влиянию Николая Сандакова. «Это те люди, которые сделали Юревича депутатом Госдумы, мэром. Думаю, с их помощью он стал губернатором...А потом вдруг появляется человек, который претендует на роль более близкого советника. Начинается противостояние», – рассказал Полозов, добавив, что к сегодняшнему дню в администрации остался лишь Вадим Евдокимов. Сам Александр Полозов уволился из администрации Челябинской области в 2013 году.
Стоя за трибуной в зале суда, Полозов сообщил, что не может припомнить фактов, чтобы Сандаков каким-либо образом влиял на кадровую политику, но полагает, что такие возможности у него были. «Я отвечал за выборы в СМИ, на которые у Сандакова и его помощников иногда были другие взгляды, соответственно, периодически возникали споры. Я понимаю, что Сандаков был близок к губернатору, но не помню, чтобы кого-то уволили с его подачи», – пояснил Полозов. – Администрация не может давать указания СМИ напрямую, но Челябинская область является учредителем многих СМИ, соответственно, были просьбы разместить материалы в период выборов. Это делалось по медиаплану, одним из руководителей был Сандаков». Позже журналист добавил, что бывший вице-губернатор мог влиять на размещение тех или иных материалов в СМИ, и если опубликованное его не устраивало, он говорил об этом.
В отличие от первого потерпевшего – блогера Александра Подопригоры, Полозов не замечал какой-то странной активности в своем электронном ящике. А о взломе почты узнал в 2015 году от следователя ФСБ. Он вспомнил, как в январе 2013 года на почту пришло письмо с предложением о сотрудничестве от неизвестного адресата. Открыв вложение, Полозов заметил сбой в работе компьютера, но не придал этому значения. Ящик он завел в 2003 году, получается, что в чужие руки попала личная и деловая переписка за десять лет. «Мне сказали, что все это было снято с электронного носителя в кабинете Сандакова. Следователь сказал, что почту вскрыли по указанию Сандакова. Я знаю, что в этом деле фигурирует некий Аброськин (человек, который, по версии следствия, по просьбе Сандакова нашел хакера для взлома – прим. авт), но я не знаю этого человека, никогда его не видел. Я не знаю, зачем ему понадобилась моя переписка. Может, это как-то связано с аппаратной борьбой».
Александр Подопригора ранее также отказался от иска к Сандакову
Журналист пояснил, что в октябре 2015 года он подал гражданский иск, узнав о взломе почты, но теперь готов от него отказаться, как это ранее сделал Александр Подопригора. «В настоящее время этот иск я не поддерживаю. Удовлетворен теми словами, которые Николай Сандаков сказал на предыдущем заседании», – пояснил он, добавив, что хотел бы присутствовать только на вынесении приговора. Напомним, что на первом заседании Николай Сандаков свою вину в подстрекательстве к взлому почты отрицал, но при этом говорил о своем чувстве вины перед Полозовым и Подопригорой. «Я не совершал преступления, – заявил тогда экс-чиновник. – Я виноват перед Александром Подопригорой и Александром Полозовым, и я приношу им извинения. Опорочить их я не хотел, я стал заложником обстоятельств и в ходе суда их поясню». Сегодня Полозов также не настаивает на строгом наказании для Сандакова, так как они находятся в стадии примирения, и оставляет его на усмотрение суда.
По версии следствия, озвученной на первом заседании по делу Сандакова 24 октября, бывший вице-губернатор обвиняется в подстрекательстве ко взлому электронной почты блогера Александра Подопригоры и журналиста Александра Полозова. При этом флешку с данными со взломанных ящиков Аброськин якобы передал Сандакову в администрации Челябинской области – на Цвиллинга, 27. Для взлома ящиков Аброськин нанял некое неустановленное лицо.
Напомним, что Николай Сандаков также обвиняется в мошенничестве и получении взятки. Дело о мошенничестве рассматривается вместе с делом о подстрекательстве. Расследование дела о взятке еще не завершено. На днях следствие скорректировало обвинение, увеличив сумму взятки до 1,9 млн рублей.
© Екатерина Гонова
Вы можете поделиться новостью в соцсетях