Ведущие эксперты в области электроэнергетики съехались в Челябинск, чтобы обсудить с коллегами текущую обстановку в отрасли.
Ведущие эксперты в области электроэнергетики съехались в Челябинск, чтобы обсудить с коллегами текущую обстановку в отрасли. При снижении цен на нефть, падении курса доллара и роста цен на товары многих россиян волнует вопрос: что будет с тарифами на электроэнергию? Предприниматели задаются вопросом, стоит ли в условиях кризиса обзаводиться собственной генерацией. Промышленники гадают, когда в России исчезнет перекрестное субсидирование. А сбытовые компании ищут способы борьбы со злостными должниками. На эти и другие вопросы именитые специалисты ответили на конференции, организованной ОАО «Челябэнергосбыт» при поддержке правительства региона и общественной организации «Опора России». Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Геополитическая обстановка и малая генерация
Опасения у экспертов вызывает геополитическая обстановка, которая сказывается как на самой электроэнергетике, так и на ее потребителях. Падение цен на нефть и девальвация рубля неизбежно приведет к спаду в экономике. Сколько он продлиться загадывать сложно, считает независимый эксперт по реформированию энергетической отрасли России, разработчик проекта малой энергетики РФ Джек Нюшлосс. При этом эксперт уверен, что текущая ситуация способна стать стимулом для перемен в отрасли. Но не исключено, что в современных реалиях власти пожелают оставить все так, как есть.
«Спад будет сопровождаться снижением потребления, когда промышленность замедлится и население потеряет покупательную способность. В современных условиях переход на распределенную генерацию (так называемую «малую генерацию» – прим. авт.) со стороны инвесторов очень разумное решение, которое позволяет дистанцировать себя от тарифной и законодательной чехарды. Когда у тебя есть собственная электростанция, относишься к этому с удаленным интересом», – говорит Джек Нюшлосс.
Малая генерация – это естественный ответ потребителей энергетикам, считает председатель наблюдательного совета «Объединение энергопотребителей» Александр Виханский. При ухудшении условий для потребителей они будут уходить, при адекватном реагировании отрасли, возможно, возвращаться. «Некогда перекрестное субсидирование тарифов на тепло привело к тому, что потребители начали строить собственные котельные. ТЭЦ, построенные для централизованного отопления, стали работать в убыток, – добавляет Джек Нюшлосс. – К этому добавилось еще и субсидирование тарифов на тепло тарифами на электроэнергию».
Процесс реформирования отрасли, который РАО ЕЭС начала в 2003 году, по мнению Александра Виханского, не завершился до сих пор. В каком ключе электроэнергетика будет развиваться в дальнейшем, не совсем понятно, говорит эксперт. Есть противоречия: «С одной стороны, мы стараемся перейти на умные счетчики, но это стоит денег. С другой – мы стараемся сдержать цены. Мы развиваем новую генерацию несмотря на падение спроса, но у нас есть проблемы с выводом старой и неэффективной».
Виханский обращает внимание на знаковое соглашение, которое в будущем может изменить энергетический рынок стран СНГ. В конце мая подписан документ о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) между Россией, Белоруссией и Казахстаном. Соглашение предусматривает в том числе создание общего рынка электроэнергии. Для этого необходимо объединить рынки трех стран, что невозможно без существенной модернизации. Такого же мнения придерживается и Джек Нюшлосс.
«Разговоры о создании единого рынка между странами СНГ возникают постоянно. Пока не ясно, как вертикально интегрированная Белоруссия и Казахстан, работающий на прямых договорах, изменят правила игры. Пожалуй, тот, кто придумает работающий механизм, будет удостоен Нобелевской премии, либо премии за сомнительные достижения. Как можно объединить рынки стран без фундаментального изменения структуры энергетики? Это чрезвычайно сложно», – резюмирует эксперт.
Переизбыток мощностей и консервация излишков
Все эксперты единодушны во мнении: в России наблюдается парадоксальная ситуация – переизбыток мощностей и рост цен на электроэнергию. В последние годы не редко обсуждается консервация мощностей, при этом нет ответа на вопрос, за чей счет она будет проводиться и что предложат собственникам генерации в замен законсервированной станции. Схожая проблем наблюдалась в Северной Африке, где Джек Нюшлосс проработал несколько лет. «Это затратное и непростое мероприятие, – считает эксперт. – Есть понятие каннибализации, когда с закрытой станции берут оборудование для других объектов. К тому же, необходимо обеспечить охрану от вандалов. Когда станция вновь становится востребованной, выясняется, что восстановить ее в том виде нельзя, требуется модернизация».
Тарифы и перекрестное субсидирование
Экономическая обстановка внесла свои коррективы на рынке электроэнергии. По словам Джека Нюшлосса, раньше стоимость электроэнергии для промышленных потребителей в России была выше, чем в США и приближалась к европейским показателям. Сейчас тариф значительно подешевел. Примечательно, что в РФ стоимость электроэнергии для населения одна из самых низких в Европе, говорит руководитель департамента взаимодействия с органами власти и субъектами электроэнергетики НП территориальных сетевых организаций Даниэль Дмитриев. Однако, это не значит, что тариф можно постоянно повышать, уверен Нюшлосс. К тому же, дешевой электроэнергия становится за счет перекрестного субсидирования – перераспределения ценовой нагрузки таким образом, что крупные потребители (в основном промышленность) частично оплачивают потребленную населением электроэнергию. Эта мера вводилась на заре реформирования рынка в качестве социальной поддержки граждан, правительство РФ борется с перекрестным субсидированием на протяжении по меньшей мере 15 лет и пока не добилось каких-либо значимых результатов.
В ближайшее время серьезных перемен в данной сфере ждать не стоит, уверен Нюшлосс. От перекрестного субсидирования российская электроэнергетика должна была избавиться в 2014 году, однако в конце года можно увидеть, что этот процесс далек от завершения. «Будет ли государство делать что-то в сегодняшних обстоятельствах с перекрестным субсидированием? Думаю, что нет. Гречка уже подорожала, ударить бабу Дусю еще и тарифами на электричество – это не совсем правильно», – считает эксперт. Тем не менее, роста цен не избежать, уверен Нюшлосс. Он будет не столь значительным, как увеличение цен на газ, но все же заметным.
Борьба со злостными неплательщиками
Жители Челябинска задолжали ОАО «Челябэнергосбыт» порядка миллиарда рублей. Долг жителей всего региона по «коммуналке» превысил 6,5 млрд рублей, предприятия коммунальной сферы к началу отопительного сезона не погасили перед гарантирующим поставщиком долгов на 340 миллионов. Один из самых злостных неплательщиков среди муниципалитетов – Верхний Уфалей, местный водоканал задолжал за свет почти 24,8 млн рублей. В числе должников коммунальщики Кыштыма, Карабаша, аргаяшский «Водоканал». Привлечь к ответственности такие компании сложно, после стремительного банкротства на их месте появляются новые. Выясняется, что имущества у компании-банкрота не было и взыскать долги через суд невозможно. Тем не менее, иногда долги коммунальщиков погашаются за счет средств муниципального бюджета.
В существующих условиях стоимость электроэнергии для некоторых плательщиков становится неподъемной, поэтому, говоря о платежной дисциплине, лучше использовать понятие «платежеспособность». Есть потребители, которые не платят не потому, что не хотят, у них просто нет такой возможности, уверен Джек Нюшлосс.
По словам Александра Виханского, в теории бороться с так называемыми «неотключаемыми неплательщиками» – бюджетными организациями, учреждениями здравоохранения и так далее – помогла бы гарантия органов власти. Однако как этот механизм может быть реализован на практике, не известно. «В последнее время нередко вспоминают старое постановление о порядке отключения неплательщиков от газа и электроэнергии, которое также касается неотключаемых неплательщиков. Но никаких серьезных мер, кроме воздействия через суд, этот документ не предусматривает», – говорит Даниэль Дмитриев. – Грубо говоря, должник в данном случае – население, которое не платит. Просто гарантирующий поставщик является той прослойкой, которая несет ответственность перед оптовым рынком за покупку недостающих объемов», – говорит Дмитриев.
Александр Виханский причиной задолженности бюджетных предприятий называет особенности их финансирования. Предусмотреть рост тарифов не всегда удается, и оказывается, что к концу отчетного периода объема выделенных в начале года средств не достаточно. Такие организации, как, к примеру, водоканал, поставляют воду по фиксированной цене, а за электроэнергию платят по свободной, таким образом расплатиться по долгам они не могут из-за убытков. «Сколько угодно можно наказывать этих потребителей, но если не менять систему, то, наверное, ничего не изменится», – полагает эксперт.
Бороться с должниками в том случае, когда сбытовая организация не платит сетевой, помогут расщепленные договоры. Эта проблема не особенно актуальна для Челябинской области, но переход на два договора мог бы быть удобен как для потребителя, так и для гарантирующего поставщика. При так называемом «расщеплении» договоров составляется два документа: один со сбытовой, другой – с сетевой компанией. «Это поможет сетевым компаниям увидеть своего потребителя и общаться с ним напрямую, разработать удобный график платежей, сделать более прозрачными расчеты со сбытовой организаций, – говорит Даниэль Дмитриев. – При переходе на такое обслуживание сбытовая компания перестает отвечать за качество электроэнергии, эта обязанность ляжет на плечи сетевиков».
Фото: Ярослав Наумков
© Екатерина Гонова
Вы можете поделиться новостью в соцсетях