Засыпать выработанный карьер – единственное разумное решение, согласились эксперты
Готовность частного инвестора взять на себя часть обязательств по рекультивации Коркинского угольного разреза создает уникальные возможности для региона. Об этом эксперты заявили в ходе организованного в Челябинске Общественной палатой РФ круглого стола, который был посвящен накопленному экологическому ущербу. Большинство общественных экологов и представителей власти признали, что в обозримой перспективе государство не сможет финансировать мероприятия по снижению выбросов в атмосферу и фактической засыпке крупнейшего в Европе разреза, который на сегодня почти исчерпал экономически обоснованные запасы угля. Несмотря на желание противников РМК, помешать обсуждению, диалог все-таки прошел конструктивно. Активность представителей движения «Стоп ГОК» свелась к раздаче календарей с изображением противогаза и аргументации в пользу продолжения работы разреза, который наносит ощутимый вред экологии региона.. Подробности – в нашем материале.
Для мероприятия организаторы выбрали небольшое помещение, которое не смогло вместить всех желающих. К началу круглого стола люди толпились в проходе и создавали заторы. Среди борцов за экологию были замечены журналист Тимофей Баженов, либерал-демократ Максим Шингаркин и челябинский общественник Юрий Черкасов.
Глава Общественной палаты Челябинской области Олег Дубровин призвал спикеров к краткости, так как общий тайминг мероприятия был ограничен тремя часами. Он отметил, что смог над Челябинском уже стал предметом шуток в Сети, поводом для создания петиций и обращений в Общественную палату. Эту проблему он назвал «топовой в регионе». В подтверждение своих оценок глава палаты даже процитировал губернатора Бориса Дубровского, который считает, что нынешняя система управления качеством воздуха пребывает в кризисе. «Нужны принципиально новые полномочия, кнут и пряник, стимул и штраф, – продолжил Дубровин. – Мы обсудим конкретные способы решения проблем, работу промышленников и транспорта, а также дымящий Коркинский разрез».
Председатель комиссии Общественной палаты РФ по экологии Сергей Чернин также счел необходимым обозначить актуальную повестку для региона: «Проблемы Челябинской области нашумевшие и очень серьезные. Обсудим выбросы в атмосферу, аппаратный контроль, проблему обращения с отходами, это очень важно. Коснемся знаменитого полигона, проблемы Коркинского разреза, ее нужно решать».
Замгубернатора Челябинской области Олег Климов заявил, что в области металлургические предприятия исторически являются градообразующими. И теперь получилось так, что они находятся в черте города. К ликвидации накопленного ущерба относятся все вопросы загрязнения воздуха. По словам Климова, лидером по промплощадкам является Челябинск. «Качество воздуха – это причина постоянного социального напряжения. Только два города-миллионника в России – Челябинск и Красноярск – стабильно входят в число городов с превышением бензапирена в 10 раз. Губернатор предложил изменить систему мониторинга воздуха, и теперь область предлагается рассматривать как новую площадку для апробации улучшения качества окружающей среды».
Как отметил Климов, один из сложных объектов – Коркинский разрез. Он самый крупный в Евразии. «Предприятие доживает, добираются остатки угля. Но бросить его просто так невозможно, – заявил замгубернатора. – Его рекультивация стоит очень больших денег, но с помощью экспертов и общественного мнения мы вышли на интересное решение, когда за счет новых инвесторов (Русская медная компания – прим. ред.) мы приступим к ликвидации этого разреза, и уверен, что эта практика будет распространена в других регионах России».
Первый замминистра экологии Челябинской области Андрей Новоселов пояснил, что до недавнего времени действовала система, которая стимулировала предприятия сокращать сверхвыбросы, также осуществлялся контроль за этими мероприятиями. В минэкологии отмечают, что существующая система устарела, и необходимо искать новый инструмент. Примечательно, что во время недавнего смога, на который много жаловались челябинцы, сотрудники министерства посещали крупнейшие предприятия города, но существенных нарушений выявлено не было. «За многие годы интенсивных проверок не выявлено ни одного случая, когда превышение нормативов было доказано», – заявил Новоселов. НИИ Экологии создало для города базу с основными предприятиями-загрязнителями. Всего их в регионе 16. Свою лепту вносит и автотранспорт.
Сейчас минэко рассчитывает квоты для предприятий, но изменения должны быть внесены только к 1 октября. Предлагается наделить власти регионального и муниципального уровня полномочиями требовать сведения о выбросах предприятий.
По словам начальника областного управления Росприроднадзора Виталия Курятникова, нередко отсутствует понимание со стороны самих предприятий-загрязнителей. «Пока у нас в области нет ни одного уголовного дела. И практика административная скудная: всего 114 правонарушений. На вопрос «почему не работает газоочистка», отвечают: «Мне что, останавливать производство»? Предприятиям нужно самим осознать ситуацию, и необходимо экономически стимулировать их, чтобы наводили порядок у себя. Большой вклад вносит автотранспорт, нужно регулировать потоки, озеленять Челябинск и Магнитогорск. Большой вклад таких источников, как свалка и Коркинский разрез. Мы поддерживаем власти в решении проблем разреза и городской свалки».
Вице-президент по стратегическим коммуникациям Русской медной компании Дмитрий Говоров рассказал, как население информируется о проекте строительства Томинского ГОКа. Деятельность компании освещается в СМИ и соцсетях, создан отдельный сайт, посвященный Томинскому ГОКу (tomgok.ru), где можно найти самую последнюю информацию и компетентные ответы на вопросы населения.
Директор Управления экологии, охраны труда и промышленной безопасности ЗАО «Русская медная компания» Наталия Гончар пояснила, что вариантом решения проблемы разреза может стать проект строительства Томинского ГОКа, который должен стать одним из крупнейших предприятий производительностью 28 тыс. тонн в год.
Изначально проект предусматривал строительство хвостохранилища, но затем по просьбе губернатора Бориса Дубровского в 2016 году экспертами был проведен независимый экологический аудит Уральского горно-геологического университета. «После аудита была выдана рекомендация по рекультивации Коркинского разреза, – пояснила Гончар. – Он является серьезной проблемой, так как загрязняет воздух. Вторая проблема – это устойчивость бортов. К проблеме надо подходить комплексно, оценивая всю горную выработку, планировать и проектировать мероприятия по ликвидации. При губернаторе создана рабочая группа, создана дорожная карта, которая детально обсуждалась со многими министерствами и ведомствами».
Для рекультивации разреза предлагается использовать суглинок (плохо размываемый и почти нефильтрующий материал), который планируется получать путем сгущения хвостов обогащения с применением лучших технологий и оборудования мировых лидеров из России, США, Канады и Финляндии. Техусловия для использования данного материала будут разработаны специалистами ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургского горного университета». Суглинок будет транспортироваться по пульпопроводу длиной около 13 км в Коркинский разрез. Затем проект будет направлен в уполномоченные органы (в том числе Росприроднадзор) для прохождения соответствующих экспертиз.
По словам Наталии Гончар, губернатор уделяет большое внимание проблеме трудоустройства жителей Коркинского разреза. «Мы прорабатываем этот вопрос, мы готовы их обучать и трудоустраивать», – резюмировала она.
В обсуждении принимал участие челябинский общественник, бывший активист движения «Стоп ГОК» Юрий Черкасов, который говорил об опасности будущего проекта РМК, при этом подчеркивая, что рекультивировать разрез не нужно. Аргументы по поводу регулярно наносимого Коркинским разрезом вреда экологии региона и областного центра не произвели на экологического активиста сколько-либо заметного впечатления. Несмотря на выбросы в атмосферу от подземных пожаров и постоянную угрозу обрушения бортов разрез, по его мнению, должен продолжать работать.
Депутат Коркинского районного собрания Александр Русских считает, что вопрос Коркинского разреза нужно решать отдельно. «Сам живу в Коркино, и не понаслышке знаю проблему, приходится дышать этим воздухом. Жители приходят на приемы, их беспокоит ситуация и будущее детей. Жители, у кого есть возможность, стараются переехать из Коркинского района. Мы должны работать в тесном контакте со специалистами по информированию населения, чтобы не было недопонимания, так как не все точно знают, что происходит, у нас есть «Стоп ГОК» и ряд других организаций, которые доносят, информацию, на мой взгляд, не совсем в том виде, в котором она должна доноситься. Во главу угла нужно ставить вопрос населения и экобезопасности».
Челябинский экономист, член областной Общественной палаты Сергей Гордеев считает, что Томинский ГОК принципиально отличается от тех проблем, которые рассматриваются на круглом столе. «Это точка роста, здесь возникает вопрос о социо-экологической и экономической эффективности, – отметил эксперт. – Бюджетная эффективность одного рабочего места в регионе составляет 70 тыс. руб., на Михеевке (Михеевский ГОК) – более 400 тысяч, если добавить НДПИ, там уже подходит к 700. То есть эффективность 1 к 7. На рекультивацию разреза нужно, по разным оценкам, минимум 20 млрд. У нас получается уникальная связка, когда мы можем решить проблему, заместив одно производство совершенно другим. Все эти вопросы, к сожалению, уходят на второй план».
Общественный деятель и журналист Тимофей Баженов, несколько раз посетивший регион во время предвыборной кампании в Госдуму, заявил, что проблем в области очень много, но Томинский ГОК еще не построен, и никаких проблем еще не создал. «Коркинский разрез – это просто язва, самая большая на территории Евразии. Мы собрались здесь не для того, чтобы РМК не строила Томинский ГОК, а для того, чтобы попросить РМК закопать Коркинский разрез», – заявил журналист.
Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по экологии Сергей Чернин напомнил, что рекультивация разреза обойдется в 20-30 млрд. рублей. «Государство на всю РФ, на весь накопленный ущерб по всем программам выделяет максимум 10 млрд. в год. Поверьте, никогда на Коркинский разрез не выделят столько денег! Если РМК идет на удорожание своего проекта, и соглашается решать проблему разреза, то это большой вклад. Что касается РМК, мне показали проектную документацию, на Михеевской ГОКе были выработаны лучшие мировые решения по экологии. Руководство настроено использовать лучшие передовые технологии. Саму идею мы полностью поддерживаем. Руководство компании, чтобы рассеять опасения населения, согласилось на открытость. Безусловно, это большая работа, но сама идея правильная. Если предоставляется возможность рекультивировать, тем более не за счет федерального бюджета, это хорошая возможность и с точки зрения экологии, и экономики, и социальной политики».
К завершению мероприятия экс-депутат Госдумы от ЛДПР, общественник Максим Шингаркин заявил: «Если мы это не сделаем (имеется в виду рекультивация разреза – прим. авт.), нам придется не только Розу переселять, но и Коркино, а яма останется, и будет дальше выделять бензапирен. Рекультивировать разрез нужно, чтобы спасти людей, которые там живут».
© Екатерина Гонова
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях