Добро пожаловать в Магнитогорскую область! Земляки Дубровского сорвали джекпот на Южном Урале

«УралПолит.Ru» проанализировал, кто выиграл, а кто проиграл от случившейся 15 января 2014 года отставки Михаила Юревича

Под первым годом Бориса Дубровского на посту губернатора Челябинской области подвели черту.

Подошел к концу первый год Бориса Дубровского на посту губернатора Челябинской области. Смена руководства региона 15 января 2014 года, когда к власти пришел представитель двух крупных промышленных групп, и последовавшие за этим перестановки в правительственных и бизнес-кругах, по сути, дали старт перезагрузке как политических, так и экономических элит и перераспределению сфер влияния в области. «УралПолит.Ru» проанализировал тенденции прошедшего года и выяснил, кто выиграл в данной ситуации, а кто, наоборот, потерял. Подробности – в материале экспертного канала.

Имя Бориса Дубровского к моменту назначения временно исполняющим обязанности губернатора Челябинской области у местных элит ассоциировалось с двумя крупными промышленными компаниями – Магнитогорским меткомбинатом и Уралвагонзаводом. После отставки Михаила Юревича, олицетворявшего собой другие экономические группы (которые часто конфликтовали с челябинскими элитами), среди бизнесменов и политиков областного центра поползли слухи о грозящих им притеснениях со стороны людей с «магнитогорской пропиской» и лоббировании интересов авторитетных промышленников. Главным выгодоприобретателем в данном случае называлась магнитогорская группа.

В СМИ и социальных сетях даже появился термин – магнитофобия. «Эта боязнь оказалась заразной. Ей поддалась какая-то часть госслужащих области, опасавшихся лишения должности, а также некоторые блогеры, рассуждавшие о предстоящем засилье магнитогорцев в рядах исполнительной власти и как следствие – возникновении противостояния челябинской и магнитогорской команд», – рассказывает политолог Сергей Зырянов, вспоминая появившийся в связи с этим мем «Добро пожаловать в Магнитогорскую область!».

Страхи челябинских бизнес-элит оправдались лишь частично. По словам экспертов, несмотря на полученный от Владимира Путина карт-бланш, Борис Дубровский в вопросах управления регионом проявил себя осторожно. «Процесс изменения на рынке, вытеснения одними игроками других проходил не сильно быстро. Новый губернатор большую часть года проработал с приставкой «и. о.» и очень деликатно заходил на управление регионом во всех сферах. На данном этапе, я думаю, достаточно большое значение могли играть и наработки представителей силовых структур, которые оказывали определенное влияние на расклады как при самом Юревиче, так и при Дубровском. И, думаю, можно говорить об осложнении позиций пула Юревича», – рассуждает политолог Александр Мельников.

Ряд ключевых постов в кабмине и околоправительственных кругах действительно достался магнитогорцам. В частности, на помощь Дубровский пригласил выходцев из ММК Евгения Редина и Ивана Сеничева, курировать промышленность поручил сложившему полномочия депутату Госдумы Алексею Бобракову, также имевшему трудовой опыт на комбинате. Территориальный Фонд обязательного медстрахования, которым до этого руководил близкий к Юревичу и его бизнес-пулу Михиал Вербитский, возглавила в прошлом коллега Дубровского Ирина Михалевская. В конце 2014 года опять же с подачи Дубровского сити-менеджером Челябинска выбран экс-мэр Магнитогорска Евгений Тефтеелев. Одно из ключевых мест в кабмине нашли бывшему гендиректору близкого к Магнитогорскому меткомбинату «Южуралавтобана» Алексею Гущину, который в чиновничьем кресле занимается контролем дорожного строительства. И хотя в начале января кресло генерального директора дорожно-строительной компании занял Константин Жаботинский, которого только формально не принято относить к «магнитогорскому пулу», практически ни у кого нет сомнений, что бывшая дочка ММК вернет себе роль одного из главных игроков на рынке дорожного строительства и содержания автодорог на Южном Урале.

Передел сфер влияния в скором времени может ждать и другие рынки, где фигурируют бюджетные средства. Перемены уже коснулись рынка строительства жилья. В частности, Южно-Уральскую корпорацию жилищного строительства (ЮУ КЖСИ), созданную правительством региона и получавшую значительную часть финансирования на областных строительных подрядах, вместо Юрия Лейвикова по рекомендации Дубровского возглавила антикризисный управленец Наталья Салеева, также являющаяся выходцем из ММК.

«Что касается управления областной и муниципальной собственностью, а также организациями, которые активно взаимодействуют с государством, то здесь каждый руководитель делает ставку на проверенных им людей, тем более когда речь идет о серьезной экономии и ручном управлении. Понятно, что и в КЖСИ приходят свои люди, и «Южуралавтобан» с новым руководителем начинает предметнее заниматься дорогами. Я бы увязывал это с теми задачами, которые стоят перед губернатором», – комментирует Александр Мельников.

Отметим, старт наведению порядка в строительной сфере Борис Дубровский дал в марте 2014 года, еще будучи в должности и. о. губернатора, когда представители строительных компаний пожаловались главе региона на то, что на рынок жилья допускаются лишь свои для местных властей фирмы. После этого Дубровский поручил демонополизировать этот сектор, дав зеленый свет для развития большему числу строительных компаний.

Завкафедрой экономической теории ЧелГУ Алексей Шумаков монополизированную структуру региональных рынков называет одной из главных проблем развития Южного Урала. «Думаю, что быстро ее изменить не удастся, даже такому активному губернатору, как Борис Дубровский. Следует оценивать только положительно то, что он принимает решения, направленные на повышение конкурентности наших рынков, расширение их доступности для вхождения новых игроков. Если же в результате произойдет только передел сфер влияния на столь же монополизированных рынках, то останется только надеяться, что менее социально ответственных воротил потеснят более социально-ответственные и экономически эффективные», – размышляет эксперт.

По мнению члена Общественной палаты Челябинской области Сергея Колобова, Михаил Юревич на посту губернатора рассматривал регион как свой бизнес. «Не хотелось бы, чтобы так было и при Дубровском. Все, кто здесь живет, хотели бы, чтобы в Челябинской области было больше конкуренции и возможностей для различных компаний и бизнесменов», – отмечает он.

«Монополизация, которая была при Юревиче во многих отраслях, работала не в пользу экономики. На том же строительном рынке она негативно повлияла на уровень продаж жилья и цены. Думаю, смена руководства КЖСИ станет положительным моментом. Чем больше конкуренции на рынке, тем более доступными станут продукция и услуги. В этом плане Дубровский ведет очень правильную политику, – комментирует бывший замминистра экономического развития Игорь Лашманов, отмечая при этом, что наработанные при Юревиче плюсы в экономическом развитии, например, во внешнеэкономической деятельности, нашли свое продолжение и в работе Дубровского. – Что было позитивного при Юревиче – ничто не закрылось и продолжает развиваться».

Впрочем, с основной задачей, которая стояла перед Дубровским при назначении врио губернатора, по мнению экспертов, он справился. Речь идет об усмирении разгоревшихся при Михаиле Юревиче межэлитных войн, которые начали выходить на федеральный уровень и вызывать широкий общественный резонанс. «Смена руководства региона повлияла на это позитивно: междоусобные войны челябинских элит, которые составляют различные бизнес-группы, сошли на нет, что, безусловно, положительно отразилось и на экономике в целом», – отмечает Игорь Лашманов.

Политолог Александр Мельников замечает, что конфликтовавшие стороны в Челябинске «образумили и поставили в определенные рамки»: «Скрытые недовольства, безусловно, могут быть. Возможно, у целого ряда элитных групп были другие ожидания от смены власти, и может быть, они рассчитывали стать выгодоприобретателями куда в более серьезной степени. Но их сдерживает то, что в Челябинской области появилось первое лицо, которое изначально пользуется полной поддержкой президента, и у него совершенно другой политический вес для регулирования ситуации».

Едва ли можно считать оправдавшимися ожидания челябинцев по поводу усиления в регионе позиций УВЗ. Вместо создания для корпорации дополнительных преференций отношения между руководством компании и региональными властями обострились из-за положения «ЧТЗ-Уралтрак». В ноябре 2014 года гендиректор Уралвагонзавода Олег Сиенко даже лично встретился с Борисом Дубровским для решения проблем местного тракторного завода. Диалог проходил за закрытыми дверями и для СМИ не афишировался, но по некоторым данным, речь шла о недовольстве губернатора планируемым сокращением значительного числа рабочих предприятия.

«Дубровский если и склонен был как-то вспоминать и работать в русле своих предыдущих корней и групп, которые за ним стоят, то скорее чтобы нагружать их дополнительно социальной ответственностью, чтобы активнее применять их потенциал для решения общеобластных проблем. И с этой стороны усиление влияния той же Магнитки может быть только во благо, – размышляет политолог Александр Мельников. – В отношениях с УВЗ действительно могут быть непростые диалоги по поводу ЧТЗ, потому что у региона есть определенные интересы, и губернатор их отстаивает, в том числе, пытаясь контакты с Уралвагонзаводом направить в интересах области».

Он отмечает, что за минувший год Борис Дубровский продемонстрировал достаточную равноудаленность от всех структур, не создавая каких-либо преференций тем, кто рассчитывал на них в связи со сменой губернатора. «На мой взгляд, это не позволяет говорить о каких-то явных выгодоприобретателях. Я бы не сказал, что идут какие-то мощные атаки на Юревича и приближенных к нему бизнесменов», – комментирует Мельников.

При этом эксперты «УралПолит.Ru» подчеркивают, что основную часть года Дубровский занимал позицию больше наблюдателя, чем жесткого реформатора, а основные процессы в регионе активизировались лишь после его победы на выборах губернатора. «Пока рассматривать нечего – как таковых, никаких экономических результатов на сегодня нет.

И о годе Дубровского я бы достаточно условно говорил, потому что он как человек, назначенный врио и которому предстоят выборы, был очень ограничен в возможности проводить какую-либо политику. Поэтому практически до сентября никаких резких движения и. о. губернатора не делал, проявляя осторожную и взвешенную позицию: не ломать, не имея готовой замены. Какие-то действия начались после того, как он был уже избран. Они носили больше административный характер. Это и формирование правительства, и упразднение поста руководителя кабмина, которые, на мой взгляд, существенно затянулись. В условиях кризиса нужно все же более оперативно действовать», – комментирует Сергей Колобов.

Одним из главных существенных достижений нового руководителя области эксперт также называет подготовку конкретного плана развития региона – доработать за чиновниками «Стратегию-2020» без фантазий и прикрас поручили специализированной федеральной компании. И добавляет: реальных шагов и результатов от Дубровского в 2015 году стоит ждать, лишь когда он полностью выстроит систему управления регионом под себя.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях