Пожароопасный сезон на Южном Урале в этом году начался раньше срока. В чрезвычайном ведомстве не исключают, что рвение, с которым граждане проводят палы, может привести к повторению трагедии в Хакасии.
Пожароопасный сезон на Южном Урале в этом году начался раньше срока. Несмотря на запрет, фермеры и дачники продолжают жечь траву. В чрезвычайном ведомстве не исключают, что рвение, с которым граждане проводят палы, может привести к повторению трагедии в Хакасии. Не редко аграрии используют варварские методы вроде привязывания горящего колеса к трактору или просто бесконтрольно сжигают дерн на своих дачных участках. Только в День космонавтики пожарные выезжали на тушение прошлогодней травы 12 раз. По данным на 15 апреля, в регионе ликвидированы десять лесных пожаров на общей площади свыше 39 гектаров. О том, как в Челябинской области борются с огненной стихией и что ждет нарушителей, читайте в материале «УралПолит.Ru».
В шести муниципалитетах Южного Урала веден особый противопожарный режим. Это Верхнеуральский, Чесменский, Сосновский, Красноармейский, Агаповский районы и Магнитогорск. Решается вопрос о введении режима на территории всего региона. В этот период запрещается разводить костры, проводить пожароопасные работы, топить печи, кухонные очаги и котельные установки.
«Проводить сегодня параллели с драматичной ситуацией, сложившейся в ряде регионов Сибирского федерального округа, не просто, но это нужно делать. Беда сибиряков – наша общая беда. Огненная стихия не жалеет никого. Неконтролируемый пал, брошенная сигарета, незатушенный костер приводят к беде», – сообщает пресс-центр областного ГУ МЧС. Напомним, что от вызванных горением травы и сильным ветром пожаров в Хакасии пострадали 40 населенных пунктов, погибли 15 человек. Несмотря на предупреждения и просьбы не жечь траву, многие пожары возникают именно по этой причине. Только в День космонавтики 12 апреля подразделения пожарной охраны 12 раз выезжали тушить сухую траву. По данным ГУ МЧС, к ответственности за нарушение правил пожарной безопасности привлечены 12 граждан и главы восьми муниципалитетов. В территориях на границе лесов и населенных пунктов не были созданы противопожарные разрывы, отсутствовало или не работало противопожарное водоснабжение, не были оборудованы подъезды к воде.
Взбудораженные пожарами в Хакасии представители чрезвычайных ведомств Южного Урала рассказали, какая работа проводится для предотвращения возгорания и как приходится расплачиваться за брошенный в сухую траву окурок или поджог травы на даче. Начальник Главного управления лесами региона Виктор Блинов сообщил, что пожароопасный сезон в этом году начался раньше из-за сухой и теплой погоды. Традиционно началом сезона считается 15 апреля, но в этом году 13 апреля произошло два пожара, на следующий день – еще восемь. Для того, чтобы предотвратить пожары, ведомство проводит отжиг прошлогодней травы. В северо-западной части региона провести его пока невозможно из-за снега, который еще сохраняется в лесу. Обязанность тушить пожар возлагается на арендаторов леса, напомнил Блинов, отметив, что нередко они забывают об этой прописанной в договоре строке. Для предотвращения пожаров заключаются соглашения с соседними регионами: в случае приближения огня к границе областей необходимо заранее предупредить соседей об опасности. По последним данным, в регионе работают 35 пожарных вышек, еще 14 находится в аренде, создано восемь наблюдательных постов, ведется дистанционный мониторинг со спутников.
«Порядка 90 % пожаров тушатся в первые сутки, это хороший показатель, но нас это не утешает. Как только устанавливаются положительные температуры, в области начинает гореть лес. Вице-губернатор Олег Климов в апреле объявил, кто занимается тушением пожаров в муниципалитетах. Но почему-то люди не спешат исполнять поручения. Непонятно, чего ждут? Повторения Хакасии?», – сообщил Блинов и усмотрел в массовых пожарах посыл свыше о том, что так больше не может продолжаться.
Помимо этого руководитель управления пожаловался на нехватку денег и времени. На недавнем совещании у зампреда правительства РФ Александра Хлопонина Челябинскую область назвали неподготовленной к пожароопасному сезону. «Это не так, – не согласен Блинов. – Такой вывод был сделан после проверки 6 марта, когда сроки еще не подошли. На сегодня информация другая, регион к тушению пожаров готов». Он отметил, что перед ведомством стоит серьезная задача организовать круглосуточное дежурство на местах. В управлении проходит реформа по передаче имущества лесничеству для того, чтобы решение о тушении оперативно принималось на месте возникновения пожара. «Пока не все получается быстро и складно, но результаты будут», – пообещал Блинов.
По данным регионального ГУ МЧС, в Челябинской области зафиксировано 368 термоточек. В основном это горение прошлогодней травы и лесные пожары. «Трава поджигается в целях улучшения плодородия, но в большинстве случаев палы совершаются варварскими методами, – рассказал заместитель начальника Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС Денис Чистяков. – Доходит до того, что фермеры привязывают старое горящее колесо к трактору и таким образом поджигают траву. Этот огонь может легко перекинуться в поле или дойти до населенных пунктов. Мы не можем допустить повторения ситуации, аналогичной той, которая произошла в Хакасии. Прошу фермеров и дачников не жечь траву на приусадебных участках. Необходимо заранее очищать участки от сухой травы, но не сжигать ее».
Чистяков рассказал и о других вопиющих случаях, произошедших в Челябинской области по неосторожности или вине граждан. Нередко большие территории выгорают из-за попавшего в камыши окурка. Так, в Октябрьском районе сгорели семь домов после того, как огонь с горящего камыша перекинулся на постройки. Аналогичный случай произошел и на Увильдах, где сгорели 18 дач. Как правило, нарушителями правил пожарной безопасности становятся пенсионеры и садоводы. Несмотря на то, что статья 261 УК предусматривает реальное лишение свободы за уничтожение или повреждение лесных насаждений, специалисты не могут припомнить ни одного случая, когда виновник пожара на Южном Урале отправился бы в тюрьму. Одного нарушителя все-таки удалось привлечь к ответственности, однако статья за уничтожение леса была лишь дополнительной и приплюсовалась к наказанию за кражу. В прошлом году нарушителя привлекли к обязательным работам на 250 часов. «В основном виновниками пожаров становятся пенсионеры, на которых тяжким бременем ложится возмещение ущерба от огня. Нередко наказанием становится условный срок или обязательные работы», – пояснил Денис Чистяков.
«Апрель и май – это самые напряженные месяцы. Затем работу по тушению пожаров облегчают осадки. Сложность заключается в том, что помимо тушения в этот период нам необходимо провести работу по восстановлению лесов, что непросто сделать в условиях оптимизации расходов. Сейчас решаются организационные вопросы по созданию «Леса Победы» к 70-летию победы в Великой Отечественной войне. Поэтому нужно высаживать новые деревья, а не поджигать лес», – призвал глава ГУ лесами Виктор Блинов.
Добавим, что нарушителей, допустивших возникновение пожаров в лесу, наказывают штрафами. В 2014 году их размер увеличился. Физлиц теперь штрафуют на 1,5–3 тысячи рублей, должностных лиц – на 10–20 тысяч рублей, юрлицу придется заплатить 50–200 тысяч. В случае, если на территории муниципалитета действует особый противопожарный режим, суммы штрафов увеличиваются до 4–5, 20–40 и 300–500 тысяч рублей. соответственно.
© Екатерина Гонова
Вы можете поделиться новостью в соцсетях