«Лучше туда не заглядывать». Министр финансов Южного Урала показал кабмину бюджет на 2016 год

Муниципалитетам придется искать допдоходы, а населению – затягивать пояса

>

Министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын представил губернатору Борису Дубровскому и правительству основные параметры бюджета на 2016 год. В условиях экономического кризиса он формируется только на один год. Как и обычно, бюджет будет дефицитным (8,7 млрд) и социально направленным. Большая часть заложенных в главном финансовом документе средств будет потрачена на социальные нужны, образование, здравоохранение и медицину. В новом году сохранится установка на жесткую экономию. Больше всего не повезет муниципалитетам, которые будут получать помощь из бюджета теперь только по факту выполненных работ и просить разрешение на получение кредита у областных властей. О том, почему специалисты называют нынешнюю бюджетную политику политикой выживания, а не развития – в материале «УралПолит.Ru».

Доходы и ставка на металлургов

Согласно проекту бюджета, который сегодня одобрило правительство области, доходы в 2016 году составят 109,4 млрд рублей. Отметим, что министр финансов Андрей Пшеницын сравнивает все показатели с первоначальным уровнем 2015 года. По его словам, доходы выше этой величины на 7,7 %. Однако если сравнивать параметры нового бюджета с последним вариантом бюджета на 2015 год (с учетом изменений за октябрь), то доходы в 2016 году окажутся ниже показателя этого года (116,3 млрд рублей).

В 2015 году правительство надеется получить больше собственных налоговых и неналоговых доходов, которые составят 80% всех доходов Челябинской области. При этом структура налоговых доходов остается неизменной. НДФЛ составит 38 % объема налоговых доходов, налог на прибыль – 31%, налог на имущество организаций – 14,5 %, акцизы – 5,7 %. «Доходы увеличатся в основном за счет роста налога на прибыль, – сообщил министр Андрей Пшеницын. – Пока курс рубля играет нам на руку. У нас в регионе много экспортноориентированной продукции, соответственно, выручка в рублях растет, растет и прибыль. Мы очень надеемся на металлургов, которые в этом году значительную часть прибыли получили и вложили в бюджет».


Впрочем, оптимизма финансистов не разделяет челябинский политолог и блогер Александр Подопригора, который считает, что при принятии бюджета депутатами заксобрания им необходимо брать во внимание данные Челстата, которые свидетельствуют о нерадужных перспективах для южноуральский экономики. «Зафиксировано резкое падение в металлургии, ключевом поставщике налоговых поступлений областного бюджета. В октябре 2015 года уровень производства в отрасли дал по региону лишь 81,3% к октябрю 2014-го – падение составило беспрецедентные 18,7%. За один только октябрь (к сентябрю 2015-го) наша металлургия упала на 5,3%», – пишет Подопригора, полагая, что негативные тренды на рынках металлов (перепады курсов, снижение цены на сталь) сохранятся еще долго.

«Все это предъявляет гораздо более жесткие требования к бюджетной политике, которая становится политикой выживания, а не развития, – продолжает политолог. – Власти, разумеется, найдут спасение не в реформах, а в инфляции и девальвации, которые помогут поднять прибыли крупных компаний и формально выполнить социальные обязательства; среднему классу придется отказаться от новогодних каникул, а малоимущим – от почти всего остального: проект федерального бюджета уже выявил планы сокращения расходов на здравоохранение и образование. Кризис, между тем, приоткрывает другие возможности, о которых следует поговорить подробнее».

По словам Пшеницына, шестую часть бюджета составят федеральные средства в объеме 17,8 млрд рублей, что на 4 % меньше суммы 2015 года. Среди новых направлений финансирования: всероссийская сельскохозяйственная перепись и внедрение комплекса ГТО.

В этом году бюджет Челябинской области впервые был сформирован по программному принципу. Порядка 83 % расходов 2016 года будут направлены на реализацию госпрограмм.

Расходы с просьбой о кредитах

Расходы в 2016 году запланированы на уровне 118,2 млрд рублей, это выше первоначального показателя 2015 года на 4,2 %. Напомним, что по последним данным, расходы в 2015 году составили 127,2 млрд рублей. Доля социальных расходов в бюджете 2016 года составит 73 % или 86,8 млрд рублей.

На соцполитику направят 26,2 млрд рублей, это практически равно уровню текущего года. В 2015 году, по данным на октябрь, на соцполитику направлено 24,4 млрд рублей. На образование планируют направить 33,1 млрд рублей (против 32,5 млрд в 2015), на здравоохранение – 24,9 млрд (28,2 млрд). Пшеницын уверяет, что вырастут расходы на культуру (941 млн рублей) и спорт (1,8 млрд). Тем не менее, в 2015 году на физкультуру и спорт было потрачено 2,4 млрд рублей, на культуру – 1,02 млрд.

«Бюджет в 2016 году напряженный с точки зрения желаний и возможностей. При его формировании заявки министерств и ведомств превысили реальные возможности бюджета на 35 млрд рублей. Конечно, хотелось бы больше средств на инвестиции, строительство, спорт и культуру. При этом все бюджетные обязательства мы выполняем. Отдельные меры соцподдержки в это непростое время мы даже будем увеличивать», – прокомментировал Андрей Пшеницын.

На экономику в 2016 году планируется потратить 14,9 млрд рублей. В сельское хозяйство направят 1,94 млрд рублей, жилищное хозяйство – 2,6 млрд, дорожное хозяйство – 7,4 млрд рублей. Трансферты местным бюджетам составят 62,4 млрд рублей (65,5 млрд по данным на октябрь 2015 года).

«Практика предоставления трансфертов изменится, – предупредил министр. – Раньше накапливались остатки средств, выделенных на конкретные цели из областного бюджета, в то время как для наполнения региональной казны приходилось брать кредиты. Теперь финансовая помощь будет перечисляться под уже произведенные работы, купленные товары или услуги и сразу отправляться на оплату контрактов. Со всеми получателями финансовой помощи из областного бюджета будут заключены соглашения, где условием для ее получения будет необходимость согласования с областью привлечения муниципалитетом банковских кредитов. Это позволит избежать дополнительной кредитной нагрузки на местные бюджеты. На объем финансовой помощи также будет влиять работа местных властей по увеличению доходов на уровне муниципалитета».

О необходимости искать дополнительные источники дохода в муниципалитетах также заявил спикер южноуральского заксобрания Владимир Мякуш. «Муниципальным образованиям нужно приложить все усилия, чтобы найти новые источники доходов, потому что сейчас буквально все муниципалитеты дотируются из областного бюджета, – отметил председатель заксобрания. – Для этого есть возможности, ряд полномочий и налогов мы уже передали на муниципальный уровень. К примеру, 50 % доходов от деятельности МФЦ пойдут в местные бюджеты. Основа бюджета – поиск дополнительных источников дохода, жесткая экономия (прежде всего на госзакупках, содержании госаппарата и т. д.) и эффективное использование средств».

Дефицит и планирование

В 2016 году дефицит бюджета сохранится на уровне 8,7 млрд рублей. Напомним, что по данным на октябрь 2015 года, дефицит составляет 10,8 млрд рублей. Основной источник покрытия – займы, привлекать которые планируется при исчерпании внутренних резервов.

Отметим, что Андрей Пшеницын не видит ничего страшного в том, что бюджет теперь формируется только на один год. По его словам, переход от трехлетнего бюджета к однолетнему, а затем обратно происходил уже не раз. «У нас всегда были консервативные взгляды на плановый период. Мы всегда всех успокаивали и говорили, что лучше туда вообще не смотреть, – заявил министр финансов. – Постоянно меняется законодательство, постоянно тасуются полномочия, источники доходов меняются. Как можно планировать на три года, если каждый год все меняется? Мы, конечно, смотрим на будущие периоды. Такая необходимость у нас возникает в связи с тем, что мы ежегодно для пополнения дефицита берем займы. У нас есть сроки гашения, и, конечно, мы просматриваем их на трехлетний период, но в принципе ничего (от перехода к однолетнему бюджету – прим. авт.) не меняется».

Несмотря на опасения Александра Подопригоры по поводу пессимистичной социально-экономической статистики, спикер заксобрания Владимир Мякуш не сомневается, что бюджет будет принят в представленном виде, но с некоторыми корректировками.

«Сегодняшний бюджет полностью сбалансирован. Все социальные программы и социальные обязательства, которые берет на себя область, будут выполнены, – заявил Мякуш. – Это очень важно, потому что в период экономического кризиса нужно помочь населению, а кто как не государство поддержит наших пенсионеров, ветеранов и неимущих. Поэтому депутаты законодательного собрания внесут свои предложения, но на самом деле, думаю, они поддержат проект. Он будет детально обсуждаться 25 ноября на публичных слушаниях. Надеюсь, что совместными усилиями мы примем самый оптимальный вариант бюджета».

Слайды предоставлены пресс-службой министерства финансов Челябинской области 


Вы можете поделиться новостью в соцсетях или обсудить в комментариях →
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.