Прокуратура не согласилась с решением о закрытии дела об убийстве четырех человек
История «миасского стрелка» Александр Григорьева, обещавшая стать прецедентом в череде дел о пределах допустимой самообороны, вернулась к следователям. На этом настояла прокуратура. Ранее в действиях мужчины, застрелившего четырех ворвавшихся в дом человек, СК не нашла состава преступления. Впервые за 25 лет подобные действия следствие расценило как самооборону. Надзорное ведомство нашло нарушения в ходе расследования и заявило о расхождениях данных судмедэкспертизы с показаниями обвиняемого Александра Григорьева. Похоже, сейчас к делу подключаются родственники убитых «миасским стрелком». Подробности – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru».
О том, что закрытое дело жителя села Миасское Александра Григорьева вернулось на доследование, стало известно спустя месяц, 20 октября. Как уточнили в пресс-службе областной прокуратуры, в деле были выявлены процессуальные нарушения, а результаты судебно-медицинских экспертиз трупов противоречили версии стрелка о механизме причинения огнестрельных ранений.
Защита Александра Григорьева узнала об отмене решения о прекращении уголовного дела по п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство двух и более лиц) в понедельник, 17 октября. По словам адвоката миасского стрелка Алексея Пешкова, следственные действия начались в начале недели и продлятся до 12 ноября. Затем будет принято новое решение – либо о полном прекращении уголовного дела, либо о его возбуждении. Дополнительный допрос Александра Григорьева планируется провести на следующей неделе в присутствии адвоката. «Следственный комитет составил свой план. Естественно, что каждую неделю будут идти дополнительные допросы, очные ставки, проверка показаний, следственные эксперименты», – уточнил Пешков.
По мнению адвоката, дело Григорьева могло стать прецедентом: четыре смертельных ранения, а материалы до суда не дошли. Он отмечает, что это единственное такое дело в истории современной России за последние 25 лет. «Все нападавшие приехали в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, ничего не требовали, молча жестоко избивали любого, кто выходил из дома Григорьевых. Все члены семьи Григорьевых попали в больницу. Сам Александр находился в медучреждении 23 дня, его младший брат Георгий – 18 дней, а жена Татьяна – 10. У всех диагноз «сотрясение головного мозга», черепно-мозговая травма, множественные ушибы, отеки, ссадины, – считает собеседник журналиста «УралПолит.Ru». – Кроме того, у первого из нападавших, который был застрелен Григорьевым у себя в доме, был нож. Проведенные экспертизы подтвердили, что это нож именно этого нападавшего. На клинке ножа – кровь младшего брата Александра – Георгия. Также был изъят брусок с пятнами крови Александра Григорьева, который терял сознание от ударов. А еще была маленькая дочка, которая видела весь этот ужас. Право на неприкосновенность жилища, гарантированное Конституцией РФ, было растоптано».
Защитник стрелка надеется, что следствие после проведения дополнительного расследования снова придет к решению о полном прекращении уголовного дела, Александр Григорьев защищал свой дом, свою жизнь и жизнь семьи, а также действовал в пределах самообороны.
Возобновление следствия адвокат связывает с жалобами семей погибших при стрельбе в Миасском. «Родственников убитых видели в конце сентября на приеме в областной прокуратуре с жалобами по делу. Известно, что они просили отменить решение о прекращении дела», – говорит Пешков.
По версии следствия, 2 января конфликт между разъяренной компанией и семьей Григорьева возник после телефонного звонка. Мужчина праздновал Новый год с женой и дочерью, братом и его супругой, а также бывшей женой своего третьего брата. Жена брата Григорьева попросила хозяина дома позвонить женщине, которая не отвечала на ее звонки. Эта женщина находилась в компании четырех мужчин, которые пили спиртное и употребляли наркотики. Один из них снял трубку и, услышав незнакомый мужской голос, оскорбил звонившего. После этого они решили отомстить звонившему и избить его.
Вооружившись ножом и палкой, нетрезвая компания из села Курейного на такси приехала к дому Григорьева. Во дворе дебоширы жестоко избили брата Григорьева, который открыл незваным гостям двери. Вышедшего на шум хозяина избили до потери сознания, после чего нападавшие зашли в дом, где находились женщины и два ребенка. В этот момент Александр Григорьев пришел в сознание и, опасаясь за здоровье родственников, достал из сейфа охотничье ружье (оружие должным образом было зарегистрировано). Затем пять раз выстрелил в нападавших. От полученных ранений четыре человека – трое мужчин и женщина – скончались на месте. Пятый нападавший получил ранение руки и попал в больницу. Осознав случившееся, Григорьев позвонил матери и вызвал полицию, которая зедаржала его как подозреваемого в расстреле селян.
Комментируя личности нападавших, односельчане указывали на то, что они вели асоциальный образ жизни, ранее были судимы (женщина – за убийство, остальные – за кражи), привлекались к административной ответственности, «терроризировали» окружающих и в роковой день воспользовались надуманным поводом, чтобы избить хозяина дома и его гостей. Экспертиза подтвердила, что пятеро нападавших находились в состоянии наркотического и алкогольного опьянения.
Дело Григорьева закрыли в сентябре за отсутствием состава преступления
События кровавой ночи в Миасском вызвали широкий резонанс и попали в федеральную повестку. На защиту Григорьева встали местные жители и незнакомцы со всей России. Срочно была создана петиция на сайте change.org, авторы которой просили квалифицировать действия Александра как необходимую самооборону. Под обращением подписались почти 14 тысяч человек. В соцсетях начали появляться группы поддержки Григорьева, новости распространялись по хэштегу #Григорьевзащищался. Журналисты ведущих СМИ посвятили несколько передач трагедии в Миасском. Глава СК Александр Бастрыкин распорядился оперативно разобраться в обстоятельствах трагедии. После личного вмешательства руководителя СКР Григорьева отпустили под подписку о невыезде.
В сентябре СК сообщил о том, что дело Григорьева закрыто за отсутствием состава преступления. «При защите от опасного посягательства нападавших, сопряженного с насилием, опасным для жизни обороняющегося, его родственников и детей, не допущено явного несоответствия мер защиты характеру и опасности посягательства, – сообщил официальный представитель областного СУ СКР Владимир Шишков. – С учетом эмоционального состояния мужчины, находившегося в состоянии страха за свою жизнь и жизнь своих близких родственников, последний был ограничен в возможности объективно оценить степень и характер опасности такого посягательства в части намерений нападавших, направленных, как он полагал, на убийство его и родственников. Выбранный нападавшими способ совершения преступления, а также тяжесть последствий, которые могли наступить, были очевидны для хозяина дома. И он, опасаясь за свою жизнь и жизни близких людей, действовал в пределах необходимой обороны».
По словам представителя СК, у Григорьева не было иной возможности отразить агрессивное посягательство группы лиц с предметами, которые те использовали в качестве оружия. В итоге следователь вынес постановление о прекращении уголовного дела за отсутствием в действиях состава преступления (п. 2 ст. 24 УПК РФ). «Грань между обороной и превышением ее пределов очень тонкая. И задача следствия в том и состоит, чтобы отделись наказуемое деяние от правомерного причинения вреда», – отметил Шишков.
После того, как дело Григорьева закрыли, посетители тематических форумов надеялись на то, что дело может стать своеобразным прецедентом, и защищающих свои дома и близких не будут отправлять в СИЗО, как отъявленных убийц. Впрочем, уже тогда говорилось о том, что свое решение еще не вынесла прокуратура. Примечательно, что группы поддержки Григорьева в соцсетях прекратили свое существование, а петиция, набравшая 14 тысяч подписей, уже закрыта. Не исключено, что движение в защиту «миасского стрелка» возобновится с новой силой. Стоит также ждать эмоциональных заявлений со стороны семей погибших. В любом случае, в деле Александра Григорьева еще рано ставить точку.
Анна Чередниченко, Екатерина Гонова
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях