«Куда уйдут 12 миллиардов?» ФАС ищет сговор челябинских властей с дорожниками

Москвичи уже побывали в офисах компаний и изъяли информацию с компьютеров
Фото: РИА Новости

В миндортранс Челябинской области и к подрядчикам, выигравшим дорожные аукционы, пришли сотрудники Федеральной антимонопольной службы России. Специалисты ищут в действиях фирм и министерства признаки сговора, что в случае подтверждения грозит компаниям и чиновникам крупными штрафами, а также уголовным делом при самом плохом раскладе. Примечательно, что на минувшей неделе контракт челябинских дорожников на 12,4 миллиарда вошел в состав крупнейших государственных аукционов года по версии Ассоциации участников закупок. Претензии к дорожникам есть не только у антимонопольщиков, но и у прокуратуры, челябинских властей и местных жителей. Подробности – в нашем материале.

В Челябинск 25 июля для внеплановой проверки южноуральских дорожников прибыли шесть сотрудников Федеральной антимонопольной службы. Сейчас они ищут признаки картеля при строительстве, ремонте, содержании дорог и сговора между областным миндортрансом и подрядчиками. Специалисты уже наведались в министерство дорожного хозяйство, ЗАО «Южуралавтобан» и ЗАО «Южуралмост», заключившее с миндортрансом контракт на 12,4 млрд рублей. Примечательно, что обе компании входят в группу «Автобан», только первая фирма – это бывший подрядчик, а вторая – нынешний. К коллегам из Москвы присоединились и челябинские антимонопольщики. В присутствии понятых сотрудники ведомства проверили помещения и скопировали документы с жестких дисков компьютеров. При этом в «Южуралавтобане» проверке попытались помешать, что обернулось для компании составлением нескольких протоколов.

Интерес к Челябинской области руководитель областного УФАС Анна Козлова объясняет исполнением Указа президента и правительства об усилении контроля антимонопольщиков в сфере дорожного хозяйства. Ничего необычного антимонопольщики в этом не видят. Аналогичные проверки недавно прошли в Перми. Крупные контракты суммой более миллиарда рублей относятся к компетенции центрального аппарата ФАС, поэтому челябинскими дорожными контрактами занялись в Москве. Отметим, что незадолго до старта внеплановой проверки антимонопольщиков Ассоциация участников закупок в своем исследовании «Заказы мечты: самые крупные контракты 2016 года» отнесла контракт «Южуралмоста» на 12,4 млрд рублей к одной из крупнейших госзакупок года.

По словам Анны Козловой, жалоб на ремонт и содержание федеральных дорог практически не поступает. Чаще всего жалуются именно на подрядчика по выполнению контракта на региональных дорогах. В 2015 году таких жалоб поступило 32, в текущем – уже 28. При этом жалобы подают не участники торгов, а сторонние фирмы. К примеру, последние аукционы оспаривала юридическая компания, что по словам Козловой, вполне законно.

Основные претензии УФАС к дорожникам заключаются в укрупнении лотов начиная с 2011 года. В результате многие участники не могут участвовать в торгах, а на торги заявляются одна-две крупные компании. Если в 2015 году 20 % дорожных лотов доставалось компаниям мельче «Южуралавтобана» и «Южуралмоста», то в 2016-м их доля сократилась до 10–15%. Причем, мелкие компании получают контракты, как правило, после жалоб в УФАС. «Дорожники часто жаловались на плохую работу строителей. Однако когда появилось специальное постановление правительства, которое разрешает заказчику требовать опыт работы в подтверждение квалификации, его долгое время не использовали, – пояснила Козлова. – Когда рынок развалился и стал неконкуретным, появилась другая проблема: чтобы подтвердить свой опыт, нужно участвовать в торгах, но компанию на аукцион не пускают».

Последние семь дорожных аукционов УФАС отменила по причине того, что предмет закупки не соответствовал реальным работам. То есть в документации писали, что планируется текущий ремонт, а по сметам выяснялось – речь идет о капитальном. А для проведения капремонта нужен допуск СРО, госэкспертиза и другие требования.

«Если ФАС России найдет в Челябинской области признаки картеля на рынке госзакупок в дорожном хозяйстве, компаниям грозит штраф от 0,1 % до 50 % от суммы контракта, – заявила Анна Козлова. – Штраф придется заплатить и органам власти, если обнаружится сговор. Должностному лицу грозит штраф минимум в 20 тысяч рублей либо дисквалификация по суду. Не исключается и уголовное преследование по статье 178 УК РФ «Ограничение конкуренции».

Добавим, что к крупном контракту с «Южуралмостом» у ФАС России уже были претензии по поводу формирования лотов. В один лот объединили дороги муниципалитетов и областные дороги. При этом есть практика разделения дорог по разным лотам, но и прямого запрета на объединение в законе тоже нет. В итоге из-за противоречия в практике отменить этот аукцион через суд антимонопольщики не смогли.

С уборкой и содержанием дорог если уж не во всей области, то в Челябинске всегда происходило что-то неладное. Прежний глава администрации Сергей Давыдов в 2014 году грозился разорвать контракт с подрядчиком «Южуралавтобаном» из-за плохой уборки улиц. ЗАО «Южуралавтобан» было создано в 1995 году при поддержке ММК, обладминистрации и Главного управления дорожного хозяйства региона. Изначально компания занималась только строительством дорог, затем она стала ремонтировать дороги и очищать их от снега. С приходом нынешнего главы города Евгения Тефтелева ситуация усугубилась. По жалобам челябинцев, минувшая зима прошла под знаком заваленных снегом дорог и километровых пробок. В декабре 2015 года прокуратура потребовала привлечь к ответственности работников «Южуралавтобана», вовремя не почистивших улицы. Проверка показала, что компания к уборке снега была не готова: не хватало машин, спецтехники, пескосоляной смеси. В конце декабря власти все-таки разорвали контракт с «Южуралавтобаном» и объявили новый аукцион. Тогда же контракт на уборку снега в южноуральской столице выиграла «дочка» подрядчика – ЗАО «Южуралмост».

В марте компания победила в аукционах областного миндортранса на содержание дорог стоимостью в один миллиард и 12,4 млрд рублей сроком на три года. Торги оспорила антимонопольная служба, найдя в них нарушения: в первом контракте не хватало публичных слушаний, а во втором объединили объекты муниципального и регионального значения. В итоге аукцион признали несостоявшимся. С этим решением не согласились в областном миндортрансе и обратились в московский арбитражный суд. В мае контракт с ЗАО «Южуралмост» все же подписали. Обжаловать решение арбитражного суда в апелляции антимонопольщикам не удалось. Примечательно, что вскоре после спорного аукциона в отставку ушел министр дорожного хозяйства Челябинской области и, кстати, бывший директор «Южуралавтобана» Алексей Гущин. Его место занял первый заместитель Дмитрий Микулик.

Последствия безответственности подрядчика не заставили себя долго ждать. Зимние проблемы с несвоевременной уборкой снега в Челябинске в итоге привели к тому, что весной дороги начали разваливаться. Замглавы Челябинска по дорожному хозяйству Владимир Алейников в апреле заявлял, что состояние дорог по сравнению с прошлым годом ухудшилось из-за перепадов температур, плохой уборки снега и недостатка финансирования. В конце апреля Челябинск с рабочим визитом посетил премьер Дмитрий Медведев, который раскритиковал состояние дорог в южноуральской столице. В итоге регион получил дополнительные 400 миллионов на ремонт из федерального бюджета. Дорожный фонд Челябинской области на 2016 год в общей сложности составил почти 10 млрд рублей. На эти деньги дороги обещают отремонтировать во всех проблемных южноуральских муниципалитетах. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.

Новости партнеров

Загрузка...
Погода, Новости, загрузка...