Пролоббированная бывшим вице-губернатором области Сандаковым реформа не принесла региону ожидаемых результатов, считают в оппозиции
Законодательное собрание Челябинской области на майском пленарном заседании готовится окончательно принять ранее одобренные поправки в региональный закон о местном самоуправлении. Они позволят вернуть сельским муниципалитетам право самостоятельно определять, выбирать ли им местного главу на прямых выборах, из состава местного собрания депутатов или же назначать его через конкурсную комиссию. Эти поправки не меняют по сути, а только корректируют с учетом мнения Конституционного суда принятую год назад в нашей области систему назначения глав муниципалитетов. Сегодня стало известно о том, что фракция КПРФ внесла в Заксобрание законопроект, который дает возможность собраниям депутатов муниципальных образований всех уровней самим определять систему избрания главы.
Подробности – в материале экспертного канала.
Ожидаемое решение Законодательного собрания о порядке выборов сельских глав – одновременно революционное и половинчатое по своей сути решение. По мнению части депутатского корпуса, речь идет всего лишь о частичной корректировке с учетом позиции Конституционного суда утвержденной год назад муниципальной реформы. Оппозиция придерживается другого мнения и заявляет о первом шаге на пути к возвращению депутатам муниципалитетов права самим определять, как выбирать глав. При этом коммунисты настаивают, что прямые выборы мэров – наилучшая схема.
Напомню, год назад многие регионы России отстояли прямые выборы. Законодательное собрание Челябинской области, контролируемое «Единой Россией», напротив, пошло по пути наиболее радикального использования ФЗ-131, повсеместно отменив прямые выборы.
Как отменяли выборы мэров
Несмотря на давление со стороны администрации челябинского губернатора, процедура отмены выборов и переписывания муниципального законодательства сопровождалась протестами и судебными разбирательствами.
Напомним, в марте 2015 года депутаты фактически отменили двуглавие и прямые выборы глав муниципалитетов. Заксобрание Челябинской области стремилось реализовать реформу в кратчайшие сроки. Решение принималось на внеочередном заседании и сразу в трех чтениях. В итоге власть в муниципалитетах в течение 2015-го года оказалась сосредоточена в руках глав, которых теперь назначали по конкурсу.
Претензии, что в результате такой реформы народ еще сильнее отдалится от власти, а принципы самоуправления, гарантированные Конституцией, могут серьезно пошатнуться, в руководстве Заксобрания называли беспочвенными.
«Мое мнение личное, в это сложное время как раз требуется укрепление власти, – комментировал спикер областного парламента Владимир Мякуш, поясняя, что под этим он имеет ввиду практику утверждения главы муниципалитета из числа отобранных комиссией, которая формируется при участии губернатора. – На данный момент схема идеальная. Усиливается роль депутатских объединений, соответственно и ответственность за их выбор избирателями также выше».
Между тем поправки в ФЗ №131 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ», вступившие в силу в начале 2015 года, отнюдь не обязывали региональную власть отменять прямые выборы, но давали возможность муниципальным образованиям выбирать одну из трех систем выборов мэров, а именно: из числа местных депутатов, на прямых выборах и, наконец, через конкурсные комиссии. Предполагалось, что муниципалитеты будут сами выбирать наиболее подходящую для них модель, исходя из сложившихся в регионе традиций.
Челябинская область, наряду с Дагестаном, Иркутской областью и другими регионами пошла по пути унификации выборов на местах и, соответственно, полной отмены избрания глав гражданами путем прямого голосования.
К такой схеме депутатов подталкивал, в частности, занимавший на тот момент должность вице-губернатора с полномочиями куратора внутренней политики Николай Сандаков. И тем не менее принимаемый в спешке законопроект почти сразу вызвал скрытое сопротивление со стороны представителей муниципалитетов. При этом оппозиция указывала на причины спешного принятия реформы: команде губернатора надо было обеспечить полную управляемость предстоящих в сентябре 2015 года выборов глав муниципалитетов. А институт местного самоуправления превращался в формальность.
Во время мартовского голосования против предложенного законопроекта выступили только две оппозиционные фракции (всего шесть депутатов) – КПРФ и ЛДПР.
«Тогда же я говорил о том, что последствия принятия такого закона будут самые негативные: отчуждение между местной властью и населением будет нарастать,– вспоминает лидер фракции КПРФ Игорь Егоров. – Я говорил о том, что нельзя декларировать ценность гражданского общества и в то же самое время отказывать гражданам в возможности выбирать. Время подтвердило нашу правоту».
К чему привела муниципальная реформа
Одним из первых с критикой реформы МСУ выступил руководитель Ассоциации сельских муниципальных образований и городских поселений (АСМО и ГП) Юрий Гурман.
В беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru» Гурман жестко раскритиковал готовящуюся к принятию реформу. «Если мы отодвигаем жителей от принятия решения о месте руководителя в системе местного самоуправления, ответственность за все будет нести сама власть. Отодвигая граждан от участия в прямых выборах, мы выхолащиваем сам принцип самоуправления, «само-» тут уже нет, здесь есть только управление сверху», – пояснил эксперт. Согласно статье 12 Конституции, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, поэтому все попытки вписать МСУ в вертикаль власти незаконны, напоминал эксперт.
Уже в конце 2015 года, рассмотрев обращение 90 депутатов Государственной думы, Конституционный суд поставил под сомнение легитимность избранных через конкурсные комиссии глав сельских муниципалитетов, а кроме того, высказал ряд претензий по поводу безальтернативного характера выборов через конкурс глав крупных муниципалитетов.
После этого на рассмотрение депутатов Законодательного собрания Челябинской области была вынесена поправка в региональное законодательстве о местном самоуправлении, которая возвращала сельским муниципалитетам право самостоятельно определять, как выбирать главу муниципального образования.
Игорь Егоров, лидер фракции КПРФ в Законодательном собрании области, сегодня высказал сомнения в том, что через несколько месяцев законодательство не придется переписывать вновь.
«Именно поэтому мы внесли в Законодательное собрание законопроект, который гарантирует собраниям депутатов всех без исключений уровней муниципальной власти право самостоятельно выбирать одну из предусмотренных в федеральном законодательстве схем выборов глав, – заявил он. – Напомню, это могут быть прямые выборы, как в Челябинске до 2010 года. Глава может избираться из состава депутатского корпуса муниципалитета, и наконец, по представлению конкурсной комиссии проголосовать за кандидатуру главы может и представительный орган муниципального образования».
Коммунисты достаточно категоричны в оценках результативности запущенной год назад на областном уровне муниципальной реформы. По мнению Егорова, действующий на областном уровне закон об МСУ худо-бедно решает задачу управляемости глав, но совершенно не решает задачу повышения эффективности и ее подотчетности избирателям.
При этом КПРФ не скрывает, что выступает за прямые выборы мэров городов, глав муниципальных образований всех уровней. Главный аргумент. который коммунисты озвучивают в поддержку своей позиции, – прямые выборы позволят вернуть доверие граждан к власти и снизить в обществе градус раздраженности и озлобленности.
В Законодательном собрании «УралПолит.Ru» подтвердили, что внесенный фракцией КПРФ законопроект поступил в аппарат областного парламента, но дата его рассмотрения профильным комитетом пока не определена.
«УралПолит.Ru» будет следить за развитием событий.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях