Давший показания на бывшего вице-губернатора Сандакова Игорь Калугин отделался штрафом
Сегодня Центральный районный суд Челябинска вынес приговор главному свидетелю по делу бывшего вице-губернатора Николая Сандакова – директору ЧОП «Питон» Игорю Калугину. Согласившись на сделку со следствием и дав показания на высокопоставленного фигуранта, Калугин добился мягкого приговора и остался на свободе. Суд признал его виновном в мошенничестве с бюджетными деньгами и наказал штрафом в 250 тысяч рублей. Дело Калугина – не только очередной пример удачной для обвиняемого сделки с правосудием, но и процесс, повлиявший на политическую систему региона. Подробности – в нашем материале.
В августе 2012 года администрация губернатора и ЧОП «Питон» заключили госконтракт на обеспечение безопасности мероприятий главы региона и областного правительства. В октябре охранная фирма, директором которой являлся Игорь Калугин, получила заявку на охрану кадровой конференции в педагогическом университете Челябинска. Нарушив госконтракт, директор фирмы подал в администрацию губернатора фиктивные документы, по которым ему выплатили 355 тысяч рублей. При этом фактически услуги по охране конференции ЧОП «Питон» не оказывал. Деньгами Калугин распорядился по своему усмотрению. Дело директора ЧОПа суд рассматривал в особом порядке. Калугин заключил досудебное соглашение со следствием, полностью признал вину и возместил ущерб на стадии предварительного следствия. В итоге суд назначил ему приговор в виде штрафа в 250 тысяч рублей. В областной прокуратуре обещают рассмотреть законность вынесенного вердикта, как только приговор поступит в надзорное ведомство. До вступления приговора в силу Калугин будет находиться под подпиской о невыезде.
Суд приговорил Игоря Калугина к штрафу в 250 тысяч рублей (фото: Илья Бархатов)
Параллельно Игорь Калугин является фигурантом дела бывшего вице-губернатора Николая Сандакова. Политику вменили получение взятки в виде услуг по охране собственного дома на 1,3 млн рублей. В обмен на бесплатные услуги Сандаков якобы должен был посодействовать директору ЧОП «Питон» Калугину в заключении выгодных для него госконтрактов по охране должностных лиц. В отношении Сандакова было возбуждено дело по статье «получение взятки». Адвокаты бывшего вице-губернатора, ссылаясь на его слова, назвали произошедшее местью и провокацией со стороны силовиков. Незадолго до того, как на Сандакова завели дело о взятке, в суде практически развалилось возбужденное на него дело о мошенничестве и взломе электронной почты. На одном из заседаний суда по мере пресечения в новом деле Николай Сандаков высказался по поводу Игоря Калугина. Он сообщил, что «считал Игоря мужиком с яйцами», но, попав в СИЗО, тот сломался. Самого Сандакова в апреле суд отпустил под домашний арест.
На одном из заседаний суда Николай Сандаков сказал, что «считал Игоря мужиком с яйцами», но, попав в СИЗО, тот сломался
Вскоре после задержания директор ЧОПа отказался от услуг платных адвокатов и согласился с избранной ему мерой пресечения в виде ареста. А его задержанию предшествовал скандал, вышедший на федеральный уровень. В октябре 2015 года Калугин передал телеканалу Lifenews запись, на которой вице-губернатор Иван Сеничев назвал Южный Урал «****** областью». Источники экспертного канала подтвердили, что запись телефонного разговора, отредактированную в определенном ключе, бизнесмены планировали использовать для давления на высокопоставленного чиновника. Тем более, что поводы для этого были. Отношения между администрацией губернатора и частным охранным предприятием испортились сразу после расторжения контракта. С 1 октября 2015 года Борис Дубровский отказался от услуг ЧОП «Питон», которое обеспечивало безопасность руководителя региона. Госконтракт с фирмой Калугина был разорван в одностороннем порядке, а после скандала с Сеничевым в ЧОП Калугина пришли силовики.
Калугин также был замешан в скандале с высказыванием Сеничева о Челябинской области
Правоохранительные органы начали проверку после высказывания Ивана Сеничева, которое тут же процитировали крупные федеральные СМИ. Состава преступления в словах вице-губернатора силовики не нашли. Тем не менее на время служебной проверки Сеничева, который должен был курировать грядущие выборы в Госдуму, отстранили от дел. В декабре прошлого года он подал в отставку, а сразу после январских праздников уволился из администрации губернатора. Уход Сеничева, отвечающего за внутреннюю политику, совпал с модернизацией структуры облправительства. Администрация губернатора как таковая прекратила свое существование вскоре после того, как скандал с ЧОПами попал в прессу. В конце прошлого года из резиденции был уволен Андрей Комаров, возглавлявший администрацию губернатора. Незадолго до этого в отношении него проводилась проверка по факту заключения госконтрактов с определенными охранными фирмами. Таким образом, действия Калугина косвенно подтолкнули Дубровского ускорить давно назревающее решение об упразднении администрации губернатора, а сам глава ЧОПа сыграл не последнюю роль в политической судьбе двух теперь уже бывших вице-губернаторов – Ивана Сеничева и Николая Сандакова.
Относительно мягкий приговор Калугину вызвал сегодня бурное негодования в соцсетях. Однако это не единственный случай, когда ключевые свидетели получают наказание, не связанное с лишением свободы, либо освобождаются после дачи нужных показаний. Показательно дело бывшего сити-менеджера Озерска Евгения Тарасова, давшего показания на экс-сенатора от Челябинской области Константина Цыбко. В ноябре 2014 года осужденный за хищение из бюджета 22,4 млн рублей Тарасов вышел из колонии по УДО. В марте 2013 года Озерский суд вынес ему приговор. Примерно тогда же в Сеть попали сканы показаний Тарасова, в которых он рассказывает, что похитил деньги из бюджета по указанию сенатора Цыбко, лоббировавшего его назначение на пост сити-менеджера Озерска. Позже в ФСБ подтвердили подлинность протоколов, пообещав провести проверку. Приговоренный к четырем годам и крупному штрафу, бывший сити-менеджер покинул места лишения на год и девять месяцев раньше положенного срока. До этого год Тарасов провел в следственном изоляторе ФСБ.
Евгений Тарасов утверждал, что похитил деньги из бюджет по указанию сенатора Цыбко
В июне 2014 года в отношении Константина Цыбко завели уголовное дело по ч. 6 ст. 290 УК РФ по подозрению в получении взятки в 28 млн рублей. По версии следствия,18 миллионов сенатор получил от Евгения Тарасова, еще 10 млн рублей – от магнитогорского предпринимателя Олега Лакницкого за лоббирование интересов его строительного бизнеса в Озерске. Кстати, Лакницкому, который сейчас выступает потенциальным инвестором «замороженного» челябинского микрорайона «Академ», в деле Цыбко удалось избежать реального срока. В апреле 2015 года магнитогорский суд оштрафовал Лакницкого на 30 миллионов за передачу взятки Цыбко. Приговор строителю выносили накануне первомайских праздников, а известно о нем стало уже после выходных. Лакницкому вынесли приговор, учитывая досудебное соглашение и полное признание вины. Находившегося под домашним арестом с 25 августа 2014 года бизнесмена освободили в зале суда.
Еще одним фигурантом уголовного дела Цыбко был Олег Лакницкий
Еще один челябинский взяткодатель, больше известный неудавшимся покушением на Михаила Юревича, – бизнесмен Игорь Чариков ушел от реального срока по делу экс-министра спорта Юрия Серебренникова. Предприниматель передал ему взятку, но, признав вину, получил статус свидетеля. Минувшей весной Чарикову повезло меньше. В мае его арестовали по делу ректора Уральского госуниверситета физической культуры Евгения Орехова, задержанного при получении взятки в 200 тысяч рублей.
Прошлой весной Игоря Чарикова второй раз арестовали по делу о передаче взятки (фото: Илья Бархатов)
© Екатерина Гонова
Вы можете поделиться новостью в соцсетях