Выборы губернатора ХМАО, которых уже не будет. Все сценарии политтехнологов в одном тексте.
Решение об отмене выборов в округе стало ледяным душем для политтехнологов, которые надеялись после скупой на инвестиции кампании Владимира Якушева на жаркие югорские баталии. Отойдя от разочарования, стратеги на условиях анонимности рассказали, какой они видели кампанию Натальи Комаровой. Выборы, которых уже не будет – на «УралПолит.Ru».
«На дворе конец февраля. Значит, штаб уже создан, а работа идет с первых дней нового года. Расписаны ключевые тезисы», – специалист, который планировал работать на выборах Натальи Комаровой, рассказывает, что переговоры между политтехнологами и югорскими властями шли более полугода. В отсутствие оформленных договоренностей многие писали «в стол».
В основе выборной стратегии – каноны, которые использовала команда политтехнолога Оксаны Тарантовой на муниципальных выборах 2013 года. «Результаты в 2013 году были очень убедительные, 80–90 % глав поселков и муниципальных депутатов технологи взяли, в то время как в других территориях поселковыми выборами вообще никто не занимался. Стиль – работа первого лица «в поле», Комарова тогда объехала чуть ли не каждый поселок. Люди видели ее в лицо, разговаривали, она произвела хорошее впечатление: человек, который в кабинете не засиживается. Энергична и позитивна», – вспоминает свидетель тех выборов.
Такой образ Комаровой формировали в округе несколько лет
В масштабах Югры поездки по всем территориям – вопрос сложной логистики. Боевое электоральное орудие – теплоход, как в «Дне выборов», тем более что такая агитация в округе уже зарекомендовала себя на тех же выборах 2013 года. Экспорт стратегии присваивают специалисту из Нижнего Новгорода, где такой способ работает уже не одно десятилетие. «На корабль грузятся творческие коллективы региона, члены правительства и депутаты (предусмотрена ротация кадров) и, собственно, сама врио губернатора. Двигаясь по Оби, агитбригада швартуется в каждом маломальски крупном населенном пункте. Концерт, встреча с избирателями, сбор пожеланий. И так день за днем. Для того, чтобы губернатор была одновременно везде, с парохода до других муниципалитетов ее доставляют на вертолете», – рассказывает очевидец тех событий.
Использование теплохода на выборах нельзя назвать новинкой. Зато в эффективности такой агитации никто не сомневается
За организацию аудитории отвечают главы районов. Отказаться – значит подписать себе приговор после выборов. Глав, не желающих поддержать врио губернатора, на территориях нет: общий язык с ФПГ и «нефтяными генералами» достигнут. Предприятия отвечают за территории благодаря договорам социально ориентированного партнерства, вкладываясь в бюджет города и частично в бюджет кампании Комаровой.
В концепцию максимальной мобильности губернатора идеально укладывалась работа с электоратом в таких городах, как Сургут и Нижневартовск. «СМИ вовремя напомнили бы о том, как во времена экс-губернатора Александра Филипенко акцент делался на Ханты-Мансийске в ущерб другим крупным городам округа и как ситуация изменилась с приходом Натальи Комаровой», – уточняет собеседник агентства. При этом у мэров было не слишком много вариантов: «В ситуации с Поповым, конечно, была бы или критика Попова с его последующей поддержкой Комаровой, либо его смена. Такие разговоры тоже были, хотя их отношения находятся на хорошем уровне». Что характерно, отчасти прогноз сбылся: Наталья Комарова посетила Сургут, где раскритиковала команду действующего мэра, но не его самого. Сейчас Попов является ключевым кандидатом в мэры города.
Дмитрий Попов мог стать жертвой на выборах Натальи Комаровой, а стал соратником врио губернатора
С остальной агитацией все просто: эту работу выполняет холдинг «Новости Югры» и районные газеты. «Выборы в Югре – это не кампания для какого-нибудь главы города. Доставка макулатуры, распространение – слишком сложно, зачем выстраивать свою логистику, если можно работать через местные СМИ», – подчеркивает пиарщик, оставшийся из-за отмены выборов без большого контракта.
В топ-5 тем для кампании по выборам губернатора Югры вошли строительство дорог и нового жилья, социальная сфера, культура, блок «инвестиции в будущее региона» в контексте «зачем избирателям жить и оставаться в округе». Есть и список «запретных» тем, в их числе вопрос объединения «матрешки», вето на который было наложено еще на выборах Якушева, и достаточно популярная для ряда слоев населения идея о том, что «хватит кормить Москву». Никакого экстремизма и работы «от противного», чистый позитив.
С таким плакатом Наталья Комарова пришла во власть. Победа на одномандатном
«Проблема Натальи Комаровой была в том, что против нее были настроены старые Филипенковские элиты и часть бизнес-элит. Благодаря этому открыли зеленый свет для оппозиции, чтобы мочили Комарову: Владимир Сысоев по линии ЛДПР и Михаил Сердюк по линии «Справедливой России», – размышляет представитель консалтинговой группы. Поэтому ставка в кампании была бы сделана на максимальную карнавализацию процесса. Для этого рассматривался вариант участия в выборах большого количества кандидатов, при помощи которых были бы реализованы различные методы рассеивания внимания электората: появление однофамильцев, борьба представителей оппозиционных партий друг с другом, «в том числе с использованием большого количества чернухи», – знает один из опрошенных специалистов.
Среди кейсов был и вариант, при котором представители управляемой оппозиции озвучивают «компромат» против губернатора, который легко опровергается Натальей Комаровой и дезавуирует как автора «компромата», так и движение, которое он представляет. «В конечном счете все приводило бы к тем самым личным встречам, на которых Комарову видели бы как открытого политика, не участвующего в политических дрязгах», – делает вывод потенциальный член штаба.
С точки зрения технических сложностей рассматривался вопрос проблематики работы с апреля по начало периода распутицы (тут ставка делалась на медиаресурсы), а также сезон отпусков, когда в августе-сентябре до 40 % покидают округ. «Впрочем, это не было бы большой проблемой, потому что учителя в этот момент уже на работе, а врачи никуда и не уезжали», – подчеркивает с политолог.
У Натальи Комаровой был шанс проголосовать за саму себя. Теперь за нее проголосуют депутаты
В целом опрошенные «УралПолит.Ru» эксперты сошлись во мнении, что, учитывая рейтинг на уровне 40–50 % в межэлекторальный период, Наталья Комарова в случае выхода на прямые выборы могла бы победить с показателем в 60 % голосов «за» при конкурентном сценарии либо с показателем около 80 % при отсутствии сильных оппонентов.
Эти выборы – с теплоходами, вертолетами и оппозицией – остались на бумаге и в памяти политтехнологов. А нас ждет совсем другая кампания.
© Алексей Вахрушев
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях