Хоккейный клуб Югра завершает год на минорной ноте. Команда из Ханты-Мансийска беспросветно бултыхается на самом дне турнирной таблицы. Что будет дальше – не знает никто, у «мамонтов» сейчас есть все перспективы оказаться в следующем году уже в другой лиге.
Хоккейный клуб Югра завершает год на минорной ноте. Команда из Ханты-Мансийска беспросветно бултыхается на самом дне турнирной таблицы. Что будет дальше – не знает никто, у «мамонтов» сейчас есть все перспективы оказаться в следующем году уже в другой лиге. Что проходит с командой – в материале «УралПолит.Ru».
Югра не избалована большим спортом. В регионе нет серьезной футбольной команды, крупные соревнования если и проводятся, то редко. Главным представителем округа на российской спортивной арене является хоккейный клуб «Югра». Основанная чуть более десяти лет назад команда уже в дебютном для себя сезоне сумела переполошить Континентальную хоккейную лигу. В 2010 году она сходу сумела пробиться в плей-офф Кубка Гагарина. Тогда казалось, что на спортивной карте России появилась новая яркая точка. Но, к сожалению, не получилось. Еще несколько лет клуб, владельцем которого является Ханты-Мансийский автономный округ, держался в зоне плей-офф, но затем плотно осел в подвале турнирной таблицы.
На сегодняшний день «Югра» продолжает плестись в самом низу лиги. Просвета нет – команда терпит разгромные поражения, устанавливает и обновляет личные антирекорды (0:7 от «Авангарда» и 1:9 от СКА), а также уступает другим аутсайдерам. И это не единственная проблема клуба – у «Югры» на сегодняшний день один из самых плохих показателей посещаемости домашних матчей. В среднем на игры команды ходит менее трех тысяч человек, при этом вместимость «Арены-Югры» составляет пять с половиной тысяч зрителей. Хуже ходят на хоккей только в Китае. Да, в КХЛ есть команда из Шанхая. Зачем она нужна лиге – это отдельный вопрос, но даже «Куньлунь Ред Стар» на текущей момент в турнирной таблице находится выше «Югры».
Руководство «Югры» осенью попыталось исправить ситуацию – в сентябре был отправлен в отставку известный специалист Игорь Захаркин. Вместо него на мостик встал его помощник Анатолий Емелин. Главная задача нового наставника сейчас – сохранить для клуба прописку в КХЛ, ведь по итогам сезона лигу покинут три худшие команды. А вылет из главного хоккейного турнира может означать для «Югры» огромные проблемы, в том числе с финансированием. Как будет выполняться задача, учитывая что до конца регулярного сезона лиги осталось всего несколько матчей – не ясно, ведь за последнее время команду покинул целый ряд игроков.
Именно этот момент и обсуждается весь год. После вылета из лиги новокузнецкого «Металлурга» в фанатской среде поползли разговоры о том, что следующим кандидатом на потерю места в лиге обязательно станет «Югра». Более того, в СМИ в начале лета даже появилась информация о том, что Наталья Комарова и президент КХЛ Дмитрий Чернышенко якобы уже согласовали переход команды в ВХЛ в сезоне 2018/2019. Клуб, понятно, от слухов всячески открещивается. В частности, гендиректор «Югры» Василий Филипенко подчеркивает, что аналогичные слухи ходили и про сезон 2017/2018, однако команда из лиги не вылетела. Но реальность сейчас такова, что спортивные и маркетинговые возможности Югры вряд ли представляют какой-то интерес для КХЛ.
Впрочем, отсутствующие результаты – не единственная претензия к клубу. «Югра» регулярно становится объектом критики со стороны депутатов и простых граждан из-за объемов финансирования, выделяемых клубу правительством округа. Средства для клуба традиционно поступают в рамках ежеквартальных постановлений властей о развитии приоритетных видов спорта, отдельно команду финансируют партнеры Югры из числа нефтяных компаний (к примеру, ежегодно средства клубу перечисляет ЛУКойл). Проблема в том, что сказать в точности, сколько конкретно средств «Югра» получает от округа в течение года, невозможно: объемы вливаний колеблются от 0,6 до 1,2 млрд рублей в год. В конечном итоге, реальный объем вложений в клуб известен только его функционерам.
Пару лет назад, кстати, шли вполне серьезные разговоры о том, чтобы прекратить содержание проекта, но клуб, на радость болельщикам, продолжает жить. Также последние годы общественники и фанаты предлагали вариант с переездом клуба в Сургут – но дальше разговоров речи не пошло. Из-за молчания официальных лиц вокруг ситуации с «Югрой» создается впечатление, что достигнута стадия «принятия». Отметим, что сейчас к шумихе вокруг клуба подключились и мошенники – они в социальных сетях объявляют о сборе средств для финансовой помощи клубу. Мол, все плохо, нужны деньги. В «Югре» призывают игнорировать подобного рода рассылки.
Если «Югра» отправится на «понижение» в ВХЛ – то это будет означать сразу несколько вещей. Во-первых, клуб, по логике, должен лишиться значительной части своего финансирования. Это на самом деле пойдет на руку властям, которые давно говорят, что хотят вкладывать больше денег в развитие молодежного спорта. Во-вторых, миграция игроков продолжится – команду покинет еще больше спортсменов. В-третьих, наивно полагать, что те самые три тысячи болельщиков продолжат ходить на матчи и смотреть «завораживающие» противостояния с командами из Кургана или Воронежа. То есть посещаемость упадет до совсем неприличных показателей. Все это вместе приведет к тому, что большой хоккей в Югре будет подавать лишь вялые признаки жизни. Не стоит забывать, что самые популярные виды спорта в России – это футбол, биатлон и хоккей. И вывод тут один – это не «Югра» может покинуть лигу, а сам регион остаться без большого спортивного праздника.
До конца сезона у «Югры» осталось около десятка матчей. Кардинально исправить ситуацию уже практически невозможно (до зоны плей-офф, например, три десятка очков). Останется клуб в КХЛ или начнет новый сезон в ВХЛ – можно будет сказать только по итогам сезона. «Югра» же пока, несмотря на все, держится достойно, наигрывая молодежь на будущее. Каким оно будет, узнаем уже скоро.
Иван Ураган
Фотографии с официального сайта ХК Югра
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях