В Югре продолжается борьба за природный парк Нумто: оценив новый вариант зонирования ученые заявили, что в нем учитываются только интересы нефтяников. Новая схема нарезки, позиции противоборствующих сторон и представителей коренных народов – в материале «УралПолит.Ru».
В Югре продолжается борьба за природный парк Нумто: оценив новый вариант зонирования, ученые заявили, что в нем учитываются только интересы нефтяников. Новая схема нарезки, позиции противоборствующих сторон и представителей коренных народов – в материале «УралПолит.Ru».
Российские ученые высказались против нового варианта зонирования природного парка Нумто, рассмотренного рабочей группой 21 июня. Главная претензия – он учитывает интересы нефтяников. Комментарии специалистов опубликовало российское представительство Гринпис. «Этот вариант был назван компромиссным, но в основном он учитывает интересы компании «Сургутнефтегаз», которая стремится добывать нефть на водно-болотных угодьях природного парка. Гринпис России считает его таким же недопустимым, как представленный ранее», – заявили в организации.
В нефтяной компании отметили, что в проекте уже заложены предложения общественников, которые они внести после общественных слушаний 28 февраля. «Все предложения мы выслушали, коррективны внесли. Сейчас будет комиссия», – сообщили «УралПолит.Ru» в пресс-службе «Сургунефтегаза», уточнив, что более подробный ответ готовы предоставить в течение недели.
История борьбы за природный парк Нумто началась в феврале, когда местный житель Василия Пяк сообщил, что компания «Сургутнефтегаз» собирается добывать нефть на территории природного парка в ХМАО. «По плану «Сургутнефтегаза» дорога пройдет в километре от моего стойбища. Там построят буровые, нефтепроводы, линии электропередач, будут рубить деревья, ездить по лесам и болотам на тяжелой технике. Несмотря на обещания нефтяников, аварий при добыче нефти избежать невозможно. Если будет разлив на наших водно-болотных угодьях, нефть попадет в реки, которые текут дальше на север и впадают в Обскую губу Карского моря. Чтобы добывать нефть на водно-болотных угодьях природного парка Нумто, компания «Сургутнефтегаз» собирается изменить зонирование парка», – писал Василий Пяк. После этой информации Гринпис начал собирать подписи за «спасение Нумто». Обращение поддержали 36 тысяч 593 человека.
Отличие нового варианта от действующего зонирования
В конце месяца, 25 февраля, в Белоярском состоялись общественные слушания по вопросу изменения зонирования парка. Согласно обоснованию (имеется в распоряжении редакции) профильного департамента, изменение зонирования необходимо, потому что у действующего проекта есть недостатки: «Заповедные зоны и зона ВБУ не перекрывает все ценные выдела. Часть заповедных участков попадает на уже нарушенные территории и на места охоты и других видов традиционного природопользования; зона рекреации в целом соответствует максимально благоприятному для рекреации участку, однако попадает частично на священные места коренного малочисленного населения по реке Казым; места концентраций околоводных мигрирующих птиц не покрыты в достаточной мере режимом охраны, причем в существующей зоне водно-болотных угодий интенсивно ведется традиционное хозяйство, которое приводит к перевыпасу и включает охоту; построенная ООО «Газпром трансгаз Югорск» в северной части природного парка линейная инфраструктура пересекает заповедный участок», – говорится в официальном документе.
На февральских слушания КМНС высказались резко против проекта зонирования, представили свои замечания, и было принято решение провести дополнительную государственную экологическую экспертизу.
Новый вариант зонирования, представленный 21 июня, по мнению экспертов, перерезает территорию водно-болотных угодий коридором шириной 6–8 километров. Вокруг этого участка расположена природоохранная зона со строгим режимом, но ее ценность будет в значительной мере утрачена, если внутри нее начнут добывать нефть и строить инфраструктуру.
На общественных слушаниях представители компании уверяли, что она планирует возвести на водно-болотных угодьях лишь три разведочных скважины. Но есть схема обустройства, согласно которой «Сургутнефтегаз» планирует построить 25 кустовых площадок. На ней они расположены вдоль коридора, которым «Сургутнефтегаз» предлагает перерезать водно-болотные угодья. Нефтяники «поступились» только теми территориями, которые им не были нужны изначально.
«В новом варианте зонирования удалось частично отстоять зону заказного режима. Та территория, на которую претендовал «Сургутнефтегаз», поделена примерно пополам. Тем не менее сохраняется риск экологической деградации на том участке, который планируется отдать в разработку. По разным причинам. Во-первых, там проходят пути сезонной миграции птиц с юга на север. Вторая опасность состоит в том, что эта территория сложена многолетнемерзлыми породами. В условиях промышленного воздействия и глобальных климатических изменений есть риск деградации многолетнемерзлых пород из-за изменения термического режима грунтов, обводнения и других неблагоприятных экзогенных процессов», – уверен заведующий сектором геоэкологии института проблем освоения Севера СО РАН Дмитрий Московченко.
Ученые выделяют и положительные моменты нового проекта – увеличение площади зон, где запрещено промышленное освоение. «В них включены многие действительно ценные участки», – заметила специалист по особо охраняемым природным территориям Татьяна Меркушина.
Этнолог НИИ и Музея антропологии МГУ Ольга Мурашко считает, что новый вариант эколого-экономического обоснования внесения изменений в зонирование природного парка Нумто не учел предложения коренного и местного населения, прозвучавшие на общественных слушаниях 25 февраля 2016 года в Белоярском: «В южной части парка Нумто сосредоточены зоны парка. Рассечение этой целостной территории шестикилометровым коридором, предназначенным для промышленного освоения, не может не нанести ей значительный ущерб. Фактически коренному населению вновь предлагается переместить свою традиционную деятельность в северо-западную часть парка».
Представители КМНС не согласны с Ольгой Мурашко и уверяют, что из замечания, высказанные 25 февраля, учли. «Проект не только «Сургутнефтегаза», он совместный. Те 12 замечаний, которые высказывала общественность и КМНС в феврале, не были оставлены без внимания. Я общалась с директором департамента природных ресурсов Евгением Платоновым, который уверил, что были взяты во внимания все замечания, учтены интересы всех сторон», – отметила в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» вице-президент общественной организации «Спасение Югры» Ульяна Данило.
Точку в этом вопросе ставить рано, окончательно документ еще не принят и югорское правительство не собирается заканчивать обсуждения на данном этапе. «Правительством была поставлена задача – при формировании новой модели учесть все мнения, которые были в ходе общественных слушаний. Но мы пошли дальше, после того, как первый круг прошел и новая модель была сформирована, наша позиция была в том, чтобы она повторно прошла обсуждение. Сейчас идет рабочий процесс, обратная связь с авторами предложений обеспечивается», – уточнила «УралПолит.Ru» директор департамента общественных связей Югры Елена Шумакова.
Схема обсутройства «Сургутнефтегаза»
Кроме того, документ еще должен пройти дополнительную экологическую госэкспертизу: «Это длительный процесс. Для нас, конечно, важно, чтобы народ как жил там, так и оставался жить. Им некуда больше идти. Конечно, сохраняется еще важный вопрос – парк функционирует с 1997 года, а лицензию «Сургутнефтегаз» получил в 1999 году. Возникает вопрос, как была получена эта лицензия?».
Гринпис также утверждает, что в условиях лицензии на Ватлорский участок прямо сказано, что на нем отсутствуют особо охраняемые природные территории, хотя природный парк был создан задолго до выдачи лицензии. Это уже послужило поводом для двух обращений организации в Генпрокуратуру еще в марте 2016 года. Пока ответа от ведомства нет. «От прокуратуры пока ответа нет, в обращении мы также писали, чтобы подстегнули прокуратуру ХМАО», – прокомментировал ситуацию «УралПолит.Ru» эксперт по особо охраняемым природным территориям Гринпис Михаил Крейндлин.
Сейчас ученые, эксперты и КМСН ждут результатов дополнительной экологической экспертизы и ответа генпрокуратуры. «УралПолит.Ru» продолжит следить за ситуацией.
Фото с сайта Гринпис России
© Дарья Александрович
Вы можете поделиться новостью в соцсетях