Предмет интереса для следователей. Как в вотчине «ЛУКОЙЛа» за бесценок тайно продают муниципальные активы

Полицейский
Об аукционе с лотом в виде одного из ключевых активов мэрии и его последствиях – в материале УралПолит.Ru.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин

К деятельности администрации одного из базовых городов «ЛУКОЙЛа» в ХМАО-Югре – Урая – в ближайшей перспективе могут проявить интерес компетентные органы. Поводом для ревизий способны стать обстоятельства продажи имущества муниципального актива – АО «Дорожник». По словам осведомленных источников издания, сделка была проведена в тайне даже от депутатов местной думы, а бюджет в итоге мог недосчитаться десятков миллионов рублей. Об аукционе с лотом в виде одного из ключевых активов мэрии и его последствиях – в материале УралПолит.Ru.

Акционерное общество «Дорожник» впервые привлекло к себе широкое внимание общественности весной прошлого года, когда некогда благополучное предприятие внезапно оказалось на грани ликвидации. Стопроцентный актив администрации Урая, существующий с 2007 года, специализируется более чем на 25 видах деятельности, основными из которых являются услуги в сфере ЖКХ, строительство и технические ремонтные работы. Портфель исполнителя контрактов превышает 850 млн рублей, однако в последние годы их количество неуклонно снижалось.

В 2020 году «Дорожник» не заключил ни одного соглашения, а в прошлом их подавляющая часть касалась предрейсовых осмотров водителей и измерялась суммами, не превышающих нескольких сотен тысяч рублей. В итоге 2019 год предприятие закончило с чистым убытком в 15,8 млн. Выручка составила 41,4 млн, снизившись на 75%, а общий баланс составил 31,5 млн при падении на 27%. Стоит отметить, что, начиная с 2018 года, большинство наиболее финансово емких контрактов заключались не с «Дорожником», а с другими организациями, в частности, с «Нефтедорстроем» депутата думы Урая Вячеслава Морякова и ООО «Прогресс», которое относят к орбите интересов начальника МКУ «Управление ЖКХ Урая» Олега Лаушкина (летом ставшего фигурантом уголовного производства).

Такая ситуация не могла не отразиться на деятельности некогда ключевого актива мэрии. Тогда занимавший пост генерального директора Александр Лаврентьев в своем обращении к депутатам городской думы и тогдашнему мэру города Анатолию Иванову сообщил о катастрофическом состоянии предприятия. В частности, управленец уведомил, что численность персонала «Дорожника» неуклонно снижается. В январе 2018 года штат составлял 80 сотрудников, а в весной 2019 – уже 55 (на текущий момент, по данным ФНС, 35 – Прим. ред.).

По словам Лаврентьева, доходы предприятия не могли покрыть фонды оплаты труда, оплаты топлива для выхода транспорта на линию, ремонтные расходы, оплату налогов и коммунальные платежи. Более того, руководитель сообщил об угрозе задержек выплаты заработной платы с перспективой возбуждения в дальнейшем административных и уголовных дел.

«Как руководитель я буду вынужден издать приказ о временной приостановке деятельности предприятия по вине работодателя, сообщить о задержке зарплаты в государственную инспекцию по труду. В дальнейшем буду вынужден обратиться в арбитражный суд с заявлением в предвидении банкротства», – заявил депутатам и мэру директор, предупредив, что оповестит суд о реальной ситуации в муниципальном активе.

И, хотя Александр Лаврентьев пытался спасти предприятие, которое, по словам собеседников издания в депкорпусе, квалифицированно исполняло свои работы, успеха достичь не удалось. Просьбы о поддержке были проигнорированы как главой Ивановым, так и его сменщиком, выходцем из структур «ЛУКОЙЛа» Тимуром Закирзяновым. Чиновники, по всей вероятности, не собирались обеспечивать равные условия для участия в торгах и предпочли выбрать путь ликвидации общества. И этот процесс оказался весьма примечателен.

В конце мая текущего года администрация Урая издала постановление о плане приватизации муниципального имущества. Среди прочего, в списке значились 100% акций предприятия «Дорожник» в количестве более 10,5 млн штук. По словам осведомленных источников УралПолит.Ru, близких к администрации, предприятие располагало обширным земельным участком в черте города площадью порядка 23 тыс. квадратных метров, из которых 4,5 тыс. занимает производственно-техническая недвижимость. Технику, которой владеет предприятие, управленцы, по всей видимости, рассчитывали реализовать отдельно. Во всяком случае, в плане она не упоминалась, однако и без того такие территории в опорном городе «ЛУКОЙЛа», по словам инсайдеров, могли вызвать «очень серьезный интерес у бизнеса».

Тем не менее, мэрия, судя по всему, решила провернуть сделку без особой огласки. 8 сентября состоялось первое заседание комиссии по подготовке и проведению приватизации акций «Дорожника» под председательством первого замглавы города Виктора Гамузова. Участники констатировали, что на участие не было подано ни одной заявки и перенесли торги на месяц. Октябрьский аукцион привлекал участников весьма интересными условиями.

«На продажу посредством публичного предложения в электронной форме выставлено муниципальное имущество: лот № 1 – Обыкновенные акции акционерного общества «Дорожник» в количестве 10 592 247 штук. Начальная цена: 9 321 177 рублей 36 копеек. Величина снижения («шаг понижения») 10% от начальной цены: 932 117 рублей 73 копейки. Величина повышения («шаг аукциона») 50% «шага понижения»: 466 058 рублей 86 копеек. Минимальная цена предложения, по которой может быть продано муниципальное имущество («цена отсечения»): 4 660 588 (четыре миллиона шестьсот шестьдесят тысяч пятьсот восемьдесят восемь) рублей 68 копеек», – следовало из условий.

Интерес к такому предложению выразили сразу два участника. Одним из них стала строительная компания «Ной». Это предприятие является постоянным подрядчиком администрации города. Фирма принадлежит предпринимателю Мартину Амбарцумяну, он же занимает кресло директора. Специализируется компания, в первую очередь, на строительстве жилых и производственных зданий и позиционируется как главный застройщик в муниципалитете. Базируется «Ной» по адресу: Урай, улица Сибирская, дом 2, офис 2.

Примечательно, что конкурентом «Ноя» по аукциону, лотом в котором выступали акции крупнейшего муниципального актива, значилось ООО «Тиа-Строй». Эту фирму, существующую с августа 2017 года и специализирующуюся, судя по госзакупкам, на выполнении ремонтных работ, в качестве директора и учредителя возглавляет некая Ирина Тамшова.

Ранее Тамшова значилась в качестве одного из учредителей несуществующего с января 2020 года кредитного протребительского кооператива «Вклад», где в аналогичной роли значился, среди еще ряда лиц, и Мартин Амбарцумян. Что еще более примечательно, юридический адрес «Тиа-Строя» практически совпадает с местом дислокации «Ноя». Единственное отличие – соседний офис №3. Обе фирмы единым фронтом и выступили в качестве интересантов аукциона по приобретению акций «Дорожника». Ожидаемо победу праздновал более крупный «Ной».

«Администрация города Урай размещает информацию об итогах продажи муниципального имущества посредством публичного предложения в электронной форме <…> лот №1: обыкновенные акции акционерного общества «Дорожник» в количестве 10 592 247 штук. Победитель торгов по лоту №1: ООО «Строительная компания «Ной». Цена сделки приватизации: 4 660 588 рублей 71 копейка», – гласит краткое сообщение, обнаруженное среди документов мэрии.

Однако вскоре после подведения итогов мероприятие оказалось под прицелом наблюдателей. Как рассказали изданию источники, близкие к мэрии, аукцион постарались провести с соблюдением «доли секретности».

«О нем не информировали депутатов думы, хотя они, разумеется, заинтересованы в привлечении средств в бюджет города. Вопрос о продаже акций «Дорожника» не поднимался ни на заседаниях думы, ни на комитетах. Конечно, эта информация нас интересует», – сообщил УралПолит.Ru собеседник в местном депкорпусе.

По словам источников издания в самой мэрии, аукцион, проведенный по поручению Тимура Закирзянова и под председательством Виктора Гамузова «мог быть заточен под определенных интересантов». Примечательно, что оценка имущества, как следует из документов, была произведена неким «независимым экспертом».

«Сами подумайте, обширная территория в черте города, которую теоретически можно в дальнейшем использовать различными способами. Цена просто смешная. Конечно, интересующихся лотом могло быть больше. Но в итоге две стройкомпании – «Ной» и «Тиа-Строй» - участвуют в нем, притом, что вторая, с немалой долей вероятности, аффилированное лицо первой. Информации об аукционе не было, поэтому их только две. К слову, о первом аукционе тоже не распространялись. 23 тысячи «квадратов» земли, на которой 4,5 тысячи производственные и офисные помещения в хорошем состоянии за 9,3 миллиона многие бы хотели купить, если б знали. А тут два участника аукциона опустили, а не подняли, что вообще абсурд в аукционе, цену на минимум. Это просто сделка года по несоразмерности цены и прибыли в бюджет», – высказал свои оценки относительно мероприятия один из управленцев администрации Урая.

Еще один собеседник издания, детально знакомый, как с деятельностью «Дорожника», так и с обстоятельствами аукциона, считает, что имущество городского актива «продано за бесценок», а бюджет в итоге «мог недосчитаться десятков миллионов рублей».

«Лично бывал на этой базе. Даже навскидку, с учетом расположения и наличия производственных помещений, офисного здания, гаражей, может достигать, по самому скромному подсчету, более 30 миллионов. 9 миллионов, которые в итоге трансформировались в 4,6 – это какое-то издевательство. За 4.5 миллиона у нас в Урае можно купить дом с черновой отделкой «квадратов» в 200, да еще и с землей. То есть, бюджет понес убытки, считаю. Там только одно здание, где директор сидит, может миллионов на пять потянуть. Отдали просто за бесценок. Теперь Амбарцумян может перепродать эту территорию, или застроить. Понятно, что ему выгодно было купить, к нему как бизнесмену, претензий никаких. Он много строит в городе. Территория совсем рядом с его базой. Строит он и дома, квартиры в которых выкупает мэрия. Возможно, это своего рода благодарность. Но дело-то в наполнении бюджета. Надеюсь, компетентные органы разберутся в этой ситуации, и роли Закирзянова и Гамузова в этой истории. И не была ли потом выплачена «благодарность» чиновникам», – рассчитывает источник издания.

Со своей стороны, УралПолит.Ru подготовил заявление в УФАС по ХМАО-Югре с просьбой оценить легитимность сделки.

Автор: Александр Филиппов 


Вы можете поделиться новостью в соцсетях или обсудить в комментариях →
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.