Нужно кардинально менять подходы к развитию Кургана

Глава города рассказал о Стратегии-2030

Эксклюзивное интервью «УралПолит.Ru» главы Кургана Павла Кожевникова.

В Кургане закончен первый этап разработки Стратегии развития города до 2030 года. Сегодня, 22 сентября, о результатах работы ученых Высшей школы экономики, властей города и самих курганцев в эксклюзивном интервью «ФедералПресс» рассказал глава Кургана Павел Кожевников.


Павел Михайлович, группа экспертов ВШЭ закончила первый этап работы по проекту. Прошло обсуждение первых выводов ученых за круглым столом. Какие выводы в докладе были, на ваш взгляд, главными?

На круглом столе специалисты, отвечающие за создание Стратегии, представили нам предварительные итоги первого этапа. Обсуждение шло по трем основным блокам: развитие человеческого капитала, развитие городской среды и экономическое развитие. Именно эти направления лягут в основу Стратегии – 2030. Поэтому к участию в «круглом столе» были приглашены специалисты всех сфер жизнедеятельности. Каждый мог высказать свое мнение, состоялся живой обмен информацией.

Первый этап показал нам, что если мы будем развиваться прежними темпами, то к 2030 году население Кургана уменьшится до 280 тыс. человек. И мы не должны обманывать горожан на этот счет.

Научный анализ показал системные проблемы развития Кургана. Это усиление конкуренции за трудовые ресурсы со стороны соседних крупных промышленных регионов, вилка в требованиях со стороны реального сектора экономики и предложений системы образования, ограниченные возможности экономического роста за счет собственной ресурсной базы, в том числе небольшого внутреннего рынка области, ограниченности производственных и энергетических мощностей, тенденции к увеличению износа основных фондов. И усиление конкуренции с другими регионами России за привлечение инвестиций, в том числе из федерального бюджета.

Но это значит, что нужно кардинально менять многие подходы.

В каком же направлении?

Разработчики предложили умеренно оптимистичный сценарий социально-экономического развития Кургана. Он предполагает: увеличение финансирования со стороны муниципального образования перспективных направлений развития города; активную помощь в участии городских проектов в борьбе за областные и федеральные ресурсы, направленные на развитие и поддержку инвестиционной и инновационной деятельности, содействие городским компаниям в выходе на новые рынки; активное участие в развитии транспортной и логической инфраструктуры с целью создания на территории города транспортно­-логистического узла и расширения транзитного потока грузовых перевозок в Казахстан, а также приграничного сотрудничества; создание и развитие на территории города агропромышленного парка, дальнейшее техническое перевооружение обрабатывающего сектора экономики города, содействие в развитии промышленных компаний малого и среднего бизнеса за счет аутсорсинга производственных услуг крупным компаниям города, оказание поддержки формирующимся кластерным инициативам; встраивание промышленного комплекса города в межрегиональные технологические цепочки, развитие производства под потребности соседних регионов; реализацию проектов, направленных на повышение качества и жизни населения города Кургана, с целью повышения привлекательности городской среды и снижения оттока молодого трудоспособного населения.

Именно умеренно оптимистичный сценарий будет взят за основу как целевой сценарий.

В развитии экономики города всегда большую роль играла промышленность. Что здесь предлагается нового? В чем отчет ученых подтвердил ваши собственные мысли и оценки, в чем разошелся с ними?

Новизна в том, что речь идет о комплексном развитии экономического потенциала. Мое мнение – важно все, но экономика города традиционно базируется на промышленном комплексе, здесь трудится значительная часть населения. Разработчиками рассмотрены возможности участия ключевых предприятий города в государственных программах, имеющих финансирование, – то есть возможность привлечения федеральных средств, обозначены перспективные виды промышленной деятельности (деревообработка, фармацевтика, логистика, станкостроение, композитные материалы).

Технопарки, транспортно-логистический узел, создание агропромышленного парка, развитие индустриальных площадок – это все потенциальные точки роста. Например, область сейчас занимается кластерным развитием на базе курганских предприятий. И это очень интересный проект.

И мы будем пробовать все варианты. Если стоять на месте и бояться рисковать, то мы никогда не выйдем на новый уровень развития.

Еще год назад, говоря о необходимости разработки этой стратегии, вы говорили, что ее реализацией в городе должны заниматься конкретные люди. Будет создана специальная структура?

Логика подсказывает, что в администрации для этого должен быть специальный отдел – для привлечения инвестиций и работы по стратегии развития города. Пока текучка не позволяет. Но это вопрос будущего.

Как бы вы оценили на примере первого этапа работу городских экспертов в рамках серии круглых столов, самих горожан на общественных площадках и по каналам обратной связи?

Мнения экспертов были, конечно, в большинстве профессиональными. Но не обошлось без общих призывов типа «надо развивать промышленность». Конечно, надо, но в каком конкретно направлении?

А от курганцев уже получено более тысячи предложений. Из них большая часть – 42,4 % – поступила на горячую линию, 30,8 % – пришли через общественные центры, 26,8 % – через интернет-ресурсы.

О чем же пишут и говорят горожане властям города?

Хочу ответить поподробнее. Все предложении заслуживают внимания, и здесь нет мелочей.

В первую очередь жители просят отреставрировать памятники, чтобы сохранить исторический облик города. По мнению жителей, город должен стать более зеленым, должны появиться зоны отдыха и мини-парки.

Жители города считают необходимым отремонтировать и очистить от мусора реку Тобол и набережную. Почти в каждом обращении жители говорят о необходимости ликвидировать несанкционированные свалки мусора, особенно в частном секторе, о том, что в городе должно быть много урн, а также о необходимости ужесточения мер наказания за нарушение чистоты.

Курганцы говорят о том, что необходимо оказывать более сильную поддержку молодежи города – речь идет и о более доступном жилье для молодых семей, так как большинству это просто не по силам, и о социальной поддержке студентов (повышение стипендии, создание специальных рабочих мест).

Актуальна тема городского маршрутного транспорта. Жители считают, что нужна согласованность графиков общественного транспорта, необходимо создание крупной сети троллейбусных линий.

Поступило предложение о строительстве или выделении отдельной полосы дорожного движения для общественного транспорта. Неизменна тема ремонта дорог и ливневых канализаций во всем городе. Говорят о необходимости увеличения количества пешеходных зон и их светофорного регулирования.

Тротуары и велосипедные дорожки должны быть вдоль всех дорог в городе, горожане просят отказаться от тротуарной плитки, так как асфальт, по их мнению, будет практичней. Необходимы пандусы. Жителей беспокоит проблема с парковочными местами, они видят выход в том, чтобы в каждом районе города организовать по 4–5 парковок.

Поступает много просьб о благоустройстве дворов жилых домов (лавочки, цветы, детские площадки, тротуары).

На круглом столе шла речь о координации градостроительной политики города. Что имеется в виду?

В ходе общественных обсуждений выяснилось, например, что необходимы более открытые механизмы предоставления участков под многоквартирные жилые дома. Чтобы учесть мнения собственников – соседей. Мы проводим публичные слушания. Но люди не знают об этом. Может быть, они мало информированы. Но над этим надо работать. А застройщикам и предпринимателям придется находить общий язык с жителям микрорайона. Например, ответить на их вопрос, нужен ли здесь еще один магазин, если он уже есть в соседнем доме? Или нужны ли нам бани – сауны в таком количестве в Заозерном микрорайоне?

Есть предложение о том, что необходимо более компактно застраивать город, о том, что поселки (Северный, Западный, Восточный и т. д.) должны строиться и развиваться как современный город.

Разделились мнения курганцев по вопросу о частном секторе. Одни считают, что нужно сносить частный сектор, строить на месте старых поселков новый современный город, развивать инфраструктуру в этих районах, чтобы сделать их более привлекательными для жизни.

Другие, поддерживая идею о развитии инфраструктуры, говорят о сохранности частного сектора, о том, что поселки нужно облагородить, очистить от мусора и осушить болота, помочь с ремонтом домов.

Курганцы видят необходимость в проведении референдумов, в создании социальных площадок для обсуждения крупных проектов модернизации территории, вынесении на общественное обсуждение вопросов перепрофилирования городских земель. Все поступившие от горожан предложения направлены в адрес Высшей школы экономики с просьбой учесть их при разработке Стратегии -2030.

А какие выводы следуют для текущей работы?

Прихожу к выводу, что нам нужно детализировать генплан Кургана. Одним из важных приоритетов развития должен стать переход от точечной хаотичной застройки к разработке комплексных градостроительных планов развития районов, микрорайонов, кварталов города.

На сегодняшний день в городе отсутствует единая и четкая нормативно-правовая база, регулирующая деятельность в области градостроительного планирования. Не разработаны территориальные схемы развития и размещения объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, отраслей экономики города и городского хозяйства.

Что будет дальше, каковы следующие этапы работы над Стратегией-2030?

Вторым этапом предусмотрено выполнение работ по корректировке и доработке проекта Стратегии, включая разработку Комплексного инвестиционного плана развития нашего города. Третий этап – разработка Комплексного плана по реализации Стратегии. Четвертый этап – представление Стратегии и Комплексного плана по реализации Стратегии на заседании Курганской городской думы. Все работы должны быть закончены к 1 декабря 2014 года

Избран новый состав думы, будет назначен новый сити-менеджер. Изменит ли это подход к разработке Стратегии-2030?

Главное, чтобы депутаты нового, шестого созыва думы прониклись идеей этой стратегии. Потому что именно они будут принимать этот важнейший документ. На мой взгляд, Стратегия развития Кургана не должна зависеть от того, кто изберется в думу, кого назначат руководителем администрации. Над ней должны работать все.


Беседовал Павел Овсянников.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Места:

Версия для печати:

Новости партнеров