Холманских поставил регионы на счетчик. Члену кооператива «Озеро» задолжали больше десяти миллиардов

Реальная инфляция поссорила РЖД и регионы

Полпред президента РФ в Уральском федеральном округе устроил разборку с руководителями субъектов округа за неурегулированные долги перед пригородными пассажирскими компаниями.

Сегодня, 28 октября, в Кургане полпред президента РФ в Уральском федеральном округе Игорь Холманских устроил разборку с руководителями субъектов округа за неурегулированные долги перед пригородными пассажирскими компаниями. Железнодорожники пригрозили сократить маршруты электричек, а чиновники отказались платить за непрозрачные расходы. Подробности – в материале экспертного канала «УралПолит.Ru».

Соглашения о погашении долгов сроком на 10 лет стороны должны были подписать еще в сентябре, после того, как было озвучено соответствующее поручение президента страны Владимира Путина, и вице-премьером правительства РФ Аркадием Дворковичем был подписан план по ликвидации убыточности ОАО «РЖД» в 2014 и 2015 годах. Чистые убытки РЖД за первый квартал 2014 года составили 10 млрд рублей, и правительство предложило решать проблему в регионах и на долгосрочной основе.

По данным ОАО «СПК», долги регионов УрФО за пригородные перевозки с 2011 года составляют около 2,5 млрд рублей. Игорь Холманских отметил, что пока ни один субъект в УрФО, где организованы пригородные перевозки по железной дороге, не подписал соответствующих соглашений, и потребовал объяснений.

Губернатор Курганской области Алексей Кокорин сообщил, что правительством области и руководством ОАО «СПК» принято решение о реструктуризации задолженности на 2011 и 2013 годы, и Зауралье готово подписать соглашение о возмещении затрат компании на сумму 284, 7 млн руб. Проект соглашения будет рассмотрен и подписан на очередном заседании правительства области, сообщил глава региона. В бюджете на 2015 год, добавил губернатор, уже выделены 100 млн руб. на эти цели.

В отношении с другими субъектами УрФО – Челябинской, Свердловской и Тюменской областями – СПК не достигла такой договоренности. Цитируя данные СПК по долгам, полпред назвал эти суммы: в Челябинской – 549 млн руб., в Свердловской – 1, 55 млрд руб., в Тюменской – 98, 4 млн руб., в ХМАО – 7, 66 млн руб.

Но представители региональных властей резко возразили ему. Например, Сергей Шаль, и. о. заместителя председателя правительства Челябинской области, сообщил, что деньги СПК область выплачивает на основании заключения областного тарифного органа, все суммы за 2011 и 2012 год выплачены, а долг за 2013 год погашен в августе, так же как и сумма за первое полугодие 2014 года – 30 млн руб. «С нас требуют еще 549 млн рублей, и при этом представляют отчетность в целом по компании, а мы же несколько лет просим дать затраты именно по Челябинской области. И по нашей методике мы не можем проверить и подкрепить эти затраты», – сказал Шаль.

Итог – разногласия челябинцев с СПК на 543 млн руб., а СПК еще подала в суд иск по сумме 210 млн руб. долга за 2011 год. «Формальных оснований для заключения соглашения у нас нет. Мы считаем неправильным постоянное погашение убытков из бюджета. Ведь в компании должна идти работа по снижению затрат, а они для нас абсолютно непрозрачны», – подытожил Сергей Шаль. Полпред сказал, что эти доводы услышал, но они ему непонятны. «У вас был срок до 15 сентября все эти вопросы снять, а сегодня 28 октября, а они еще не сняты», – заметил он.

Замгубернатора ХМАО Дмитрий Шаповал должен был бы обрадовать полпреда, сообщив, что у региона и СПК нет принципиальных разногласий по сумме выпадающих доходов, эти деньги округ выплатит уже в этом году, и, как сказал Шаповал, « у нас нет необходимости заключать соглашение, но в ноябре этот договор о погашении будет подписан». Но Игорь Холманских был непоколебим : «Не вы определяете, целесообразно соглашение или нет. Есть распоряжение правительства, и вы должны его выполнять».

Шаповал возразил: «В чем смысл долгосрочного соглашения, если мы за один год компенсируем эти затраты?». «Мы не уверены, что у вас дальше эти задолженности не появятся, – заявил полпред. – Они же появлялись и в 2011, и в 2012, и в 2013 году. Это же системный вопрос! А в результате РЖД показала убыток в 10 млрд».

Но и после этого представители Тюменской и Свердловской областей заявили, что оснований для выплаты предъявленных СПК сумм не нашли. При этом заместитель председателя правительства Свердловской области Сергей Зырянов, например, напомнил, что из 1, 5 млрд руб., числящихся по расчетам СПК за регионом, около 900 млн руб. относятся к 2009 году, а 49 млн – к 2010 году, когда госрегулирования тарифов на перевозки не было, а перевозки вели по соглашениям области и РЖД, и затраты делились пополам. Свердловская область тратит на эти цели около 1 млрд руб. в год, сообщил Зырянов, и еще свыше 470 млн правительство тратит на поддержку льготников, в регионе действуют 240 маршрутов электричек. Для расчетов с СПК здесь пользуются данным региональной энергетической комиссии, и уже подписали соглашение на сумму около 45 млн руб. Но не более.

Начальник Свердловской железной дороги Алексей Миронов в свою очередь уверял, что все расчеты железнодорожников «производятся в строгом соответствии с существующей нормативно-правовой базой», в том числе приказом Минтранса РФ и методикой ФСТ. По его словам, сохранить существующие пригородные перевозки можно только при условии принятия всех затрат на их организацию регулирующими органами регионов.

Но тут же оговорился – сумма по Свердловской области в 1,5 млрд рублей долгов прошлых лет, о которой говорил Зырянов, может быть реализована как один из источников финансирования при строительстве регионального логистического центра. «Мы этот вопрос прорабатываем», – сказал Миронов. Но предупредил: если тюменцы и свердловчане не подпишут соглашения на условиях дороги, будут поданы судебные иски. И тут же сообщил, что новый подвижной состав – например, современный поезд «Ласточка» – РЖД не сможет вывести на маршруты, «если в инвестициях не будут участвовать бюджеты регионов».

Но Игорь Холманских бил в одну точку, задав Миронову главный вопрос: « Вы должны были в установленные сроки либо доказать регионам ваши затраты, либо согласиться, что этих затрат не было! Чем вы занимались до сентября? Мы сегодня послушали области, и у вас нет с ними понимания».

Гендиректор ОАО «СПК» Евгений Савостин, отметив, что Курганская область – один из немногих субъектов РФ, который полностью компенсирует выпадающие доходы и заложил необходимые средства в бюджет, рассказал свою версию возникновения долгов в регионах. В 2009 и 2010 годах, по его словам, затраты перевозчикам компенсировали из того, чем располагали бюджеты. А в 2011–2013 годах при расчетах регионы использовали индекс инфляции Минэкономразвития, который отличался от фактических затрат РЖД. Разделить затраты на перевозки по каждой области мешает действующая методика, признал Савостин. Просьбы пересмотреть эти правила в ФСТ ничем не закончились. Пока же там, где принимают правила РЖД, там платят. Где не хотят – справедливо стоят на своем. А еще регионы завышают загрузку вагонов и тем самым искусственно завышают доходы перевозчиков, считает Савостин.

Он же предупредил, что с 2015 года ни одна из пригородных компаний не будет выполнять перевозки, если они не обеспечены необходимыми субсидиями. По планам эти субсидии в будущем году компенсируют не более 77 % выпадающих доходов СПК. Это означает, что если области не дадут больше, на Урале сократят 46 поездов: 32 поезда в Свердловской области, 4 – в Челябинской, 6 – в Оренбургской.

Его коллега Александр Сельменских, замначальника ЮУЖД по экономике и финансам, возразил: путь сокращения маршрутной сети – это путь в никуда. Он говорил о другом – о повышении привлекательности перевозок для пассажиров. Электричка стала проигрывать в конкуренции с автоперевозками, и нужны новые стимулы для привлечения пассажиров. Зонный тариф в Челябинской и Курганской областях сегодня выше стоимости проезда в городском автотранспорте во всех городах областного подчинения. Анализ показал, что политика роста тарифа себя не оправдала.

Александр Сельменских предложил провести эксперимент по снижению цены на проезд в электропоездах, разделив риски между компанией и заказчиком перевозок. Его мысль поддержал Алексей Кокорин. Он заявил: «Мы готовы реализовать такой пилотный проект в нашей области».

Основная проблема, отметили на совещани, в том, что индекс в 4,3 % инфляции, заложенный Минэкономразвития на 2014 год, не совпадает с реальным уровнем инфляции в 8 %. Отсюда и все споры. Но решать этот вопрос должно ОАО «РЖД», а не субъекты.

Подводя итог дискуссии, Игорь Холманских потребовал от участников совещания в течение месяца отрегулировать все разногласия и исполнить поручение главы государства и распоряжение правительства. «До 25 ноября все соглашения должны быть заключены. Если кто-то этого не сделает, поедет с нами на выездное совещание в Тюмень. Но там я с вами по-другому буду разговаривать», – предупредил Игорь Холманских.

Комментируя итоги работы в Кургане, Игорь Холманских отметил, что он дал четыре недели на заключение необходимых соглашений и не сомневается, что противоречия, которые сегодня существуют между перевозчиками и субъектами федерации, будут урегулированы. «Главная задача, чтобы этот вид транспорта был сохранен, – подчеркнул полпред президента, – и я уверен, что мы эту задачу в Уральском федеральном округе решим».


Павел Овсянников
Фото – Евгений Поторочин

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях