Мониторинг сейсмоопасных площадок в округе пермских Березников прекращен до схода снегов. Администрация муниципалитета известила об этом жителей города, ссылаясь на отчет ПАО «Уралкалия», опубликованный на днях. В нем говорится о том, что сейсмоактивность низкая, особых угроз пока не видно, а метод спутникового наблюдения представляется малоинформативным, пока лежит снежный покров. Однако, претензии к мониторингу бывали у жителей и ранее, он не «замечал» потенциальные 30-метровые провалы, однажды жертвой одного из них едва не стал губернатор. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Мониторинг сейсмоопасных площадок в округе пермских Березников прекращен до схода снегов. Администрация муниципалитета известила об этом жителей города, ссылаясь на отчет ПАО «Уралкалия», опубликованный на днях. В нем говорится о том, что сейсмоактивность низкая, особых угроз пока не видно, а метод спутникового наблюдения представляется малоинформативным, пока лежит снежный покров. Однако, претензии к мониторингу бывали у жителей и ранее, он не «замечал» потенциальные 30-метровые провалы, однажды жертвой одного из них едва не стал губернатор. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Согласно официальному отчету «Уралкалия», «в связи с низкой информативностью в зимний период приостановлены работы по площадному мониторингу за оседаниями земной поверхности с использованием спутниковой радарной технологии». Эти работы «…будут продолжены после схода снежного покрова весной 2018 года», однако, на предприятии предлагают не волноваться горожанам. За период с 12 по 18 января сейсмологический мониторинг не зафиксировал ни одного сейсмического события, ассоциируемого с процессами разрушения в горных породах в районе железнодорожной станции и Березниковского шахтостроительного управления.
«Сейсмологической системой, развернутой в районе воронки, образовавшейся в северо-восточной части огражденной территории опасного участка «Панели переходного периода», было зарегистрировано два сейсмических события, связанных с процессами разрушения в слабо консолидированных породах», – добавляет пресс-служба.
В остальных точках наблюдения сейсмической активности не зафиксировано. Отметим, что под сейсмическими событиями в данном случае подразумеваются колебания, вызванные движениями пород в шахтах под городом: он был построен над калийными разработками. Недаром Березники, расположенные на севере Пермского края, называют городом-катастрофой. В ходе промышленной разработки ПАО «Уралкалий» Верхнекамского месторождения калийных солей в октябре 2006-го года случилась авария на шахте БКПРУ-1. Подземные выработки стали затапливать грунтовые воды, в которых быстро растворялись калийные соли. Вскоре это ЧП проявило себя в виде провалов различных размеров на территории Березников. Официально тут зарегистрировано пять таких провалов. Горожане же считают, что в их родном городе земная поверхность скоро может уйти в тартарары ещё во многих местах. Так прошлой осенью Олег Бобров, копаясь у теплицы, чуть не провалился под землю. Он с другом произвел замер провала и он определил, что глубина этой «ямки» составляет порядка 30 метров. А приезжавшие до этого на место ЧП представители «Уралкалия», по его словам, ничего не делали, так как у них «не оказалось нужного прибора».
Примечательно, что на предприятии позже сообщили, что новообразование не имеет никакого отношения к его деятельности. В администрации Березников пояснили, что провал – это скважина под воду, которую делал бывший хозяин, но по какой-то причине ее забросил.
«Забывчивый» Бобров ухмыльнулся таким доводам. Сегодня и предприятие и власти Березников занимают аналогичную позицию по отношению к ситуации в пригородном поселении Верхняя Зырянка. Неожиданно тут осенью прошлого года огородили часть территории размером 200 на 200 метров колючей проволокой, и людей туда не пускают. По словам начальника управления мониторинга и геологоразведочных работ Андрея Родионова ничего опасаться не стоит, так как ситуация тут развивается давно – чуть ли не с момента аварии на БКПРУ-1. Вторит ему и глава Березников Сергей Дьяков, сказавший, что это место оградили, «чтобы любопытные туда не ходили». Мэр Березников – выходец с БКПРУ-1, одно время руководил им. Позже стал руководить и самим «Уралкалием», в том числе и производством. Именно в ту пору, когда началось затопление Первого рудника, Сергей Дьяков отвечал за производственную и техническую политику «Уралкалия», он несёт личную ответственность и за аварию, и за провалы.
Система контроля за развитием ситуации в опасных зонах, очевидно, вполне устраивает бенефициаров техногенной аварии, но, к сожалению, не дает возможности заблаговременно предупредить горожан о новых провалах. Так пятый провал в Березниках был обнаружен 17 февраля 2015 около 12:30 по местному времени при мониторинге северной границы ППП в районе бывшей школы № 26. При отчёте на заседании КЧС города выяснилось, что мониторинг в этом опасном районе, примыкающем к бывшему БКПРУ-1 вёлся сотрудниками раз в месяц и путём обхода. То есть эта воронка могла образоваться либо буквально до прихода сотрудникам, либо 30 дней назад. А случись тогда тут обрушительный провал, как на территории БКПРУ-1 в июле 2007-го года, когда земля ушла вниз на сотню метров и лишь по случайности не погиб тогдашний губернатор Олег Чиркунов (буквально за час до этого он вместе с руководством «Уралкалия» был в этом месте и его заверяли, что всё нормально, спокойно и под контролем), что тогда? Эксперты и руководители «Уралкалия» вновь ссылались бы на компетентные мнения учёных, что всё было ранее предсказано?
По такой же кальке развивалась ситуация и в соседнем Соликамске, когда случилась такая же авария на СКРУ-2. 18 ноября 2014 года «Уралкалий» сообщил об увеличении притока рассолов в шахту рудника рудоуправления Соликамск-2. Заметим, что этот участок находился в том же месте, где почти 20 лет назад – в 1995 году – произошло техногенное землетрясение. Вечером этого же дня восточнее площадки этого рудоуправления был обнаружен провал грунта размером 20 на 30 метров. «Уралкалий» «успокоил» людей, сообщив тогда, что «провал находится за пределами городской застройки». Но при этом не указав, что всё происходит на территории посёлка Ключики, где на тот момент действовал садоводческий кооператив. Просто счастье, что провал образовался в снежный период, когда дачные дома редко посещаются людьми.
Тихой сапой «Уралкалий» за смешные деньги – по 50 тысяч и выше, – выкупил у членов садоводческого кооператива участки. Что теперь делается на опасном участке предприятием - особо не афишируется. В отличие от Березников, в Соликамске не введена практика регулярного информирование о динамике затопления и его последствиях. Нет-нет да промелькнёт на сайте городской администрации какое-нибудь короткое сообщение, расскажет об успехах в борьбе со стихией здешнее «Соль-ТВ», которое в народе связывают с сотрудником пресс-службы «Уралкалия» Антоном Субботиным.
Но, даже судя по последнему официальному сообщению полуторагодовалой давности, не всё так хорошо, как хотелось бы «Уралкалию». В частности, в нем говорится о том, что при мониторинге 1 ноября 2016-го года «сотрудниками Горного института УРО РАН зоны провала, было зарегистрировано 3 слабых сейсмических события 1 ноября. Последнее сейсмособытие произошло в 20:03. До получения уточнённых данных было принято решение о приостановке работ в ночное время. В районе провала произведена эвакуация персонала. По уточнённым данным Горного Института сейсмособытия были связаны с процессами трещинообразования в консолидированных породах северо-западнее воронки. Энергия сейсмособытий незначительная и находится в диапазоне от 0.4 до 1.1 Дж. Сейсмособытия зафиксированы только наземными сейсмодатчиками, шахтной системой мониторинга данные события не зарегистрированы…»
Видимо, не всё так просто и тут. Более того, выкупив домики в Ключиках, сообщив, что всё спокойно возле провала «за пределами городской застройки», «Уралкалий» очередной раз оказывает медвежью услугу. Провал – это лишь одно зримое последствие негативных разрушительных последствий, происходящих на разрабатываемом в Соликамске участке Верхнекамского месторождения калийных солей. Ведь известно, что риск затопления существует не только для второго рудника, но и для первого. Да и ситуация на руднике Соликамск-2 тоже небезупречна. Как говорят опытные горняки «Уралкалия», хорошо знающие дело, просто удивительно, что шахта тут не была затоплена целиком.
В самом худшем случае, земля в Соликамске провалится не только «за пределами городской застройки», – под угрозой вся южная часть города, включая и прилегающие сельские территории.
Экономя на реальном мониторинге и стремясь не посвящать живущих над разработками людей в тонкости подземных процессов, «Уралкалий» заложил мину замедленного действия. Предыдущая «взорвалась» на БКПРУ-1 в октябре 2006-го, создав проблемы для тысяч семей березниковцев и сделав город заложником предприятия. С тех пор ничего не изменилось: где рванёт в следующий раз – никому не известно.
Юрий Санатин
© Редакция «УралПолит.Ru»
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях