Ровно через месяц, 1 октября, некоторых жителей Екатеринбурга ждет серьезное изменение привычного уклада.
Ровно через месяц, 1 октября, некоторых жителей Екатеринбурга ждет серьезное изменение привычного уклада. В этот день перестанут работать социальные транспортные карты, к которым привыкли льготники, вместо них должны появиться специальные микропроцессорные карты. Но к новому порядку остаются вопросы как у областных чиновников, так и у городских депутатов, ведь до сих пор не известен новый список жителей города, которые могут претендовать на бесплатное получение чипа и льготный проезд. Некоторые даже считают, что подобное положение дел может привести к новому социальному взрыву. О том, почему переживают народные избранники – в материале «УралПолит.Ru».
1 октября в Екатеринбурге перестанут действовать социальные транспортные карты. Решение об изменении процедуры компенсации стоимости проезда льготников городским перевозчикам было принято на последнем заседании гордумы 9 июля. Тогда депутаты и чиновники мэрии договорились, что к началу октября администрация Екатеринбурга создаст регламент о порядке предоставления транспортной карты отдельным категориям граждан. Но, как заявляют депутаты, до сих пор мэрия никакой работы в этом направлении не ведет. «Действительно, никакой информации у нас нет. Меня пугает это число –1 октября. Остается месяц, в этот месяц нужно и ознакомиться с документами, и адаптировать их. Как за это время все успеть, чтобы не вызвать негативных процессов? У меня присутствуют переживания, что работа ведется ни шатко ни валко», – отметил депутат Александр Косинцев в разговоре с «УралПолит.Ru» и напомнил, что летом в отставку ушел глава комитета по транспорту Дмитрий Логинов. «Уж не связано ли это с разработкой документов?», – предположил депутат. Он уточнил, что ситуация может «привести к социальному взрыву», поскольку с начала октября действие прежних карт автоматически прекращается, и чиновникам мэрии необходимо не только решить бюрократическую сторону вопроса, но и обеспечить льготников новыми микропроцессорными картами.
По словам Косинцева, транспортные карты 1 октября перестанут действовать вне зависимости от того, будут разработаны регламенты мэрией или нет. «9 июля большинство депутатов ЕГД поддержало упразднение транспортной карты. Будут приняты регламенты или не будут, постановление вступит в силу все равно. Пока мы опираемся на обещание мэрии, что льготы будут сохранены. Но любое обещание должно подкрепляться документально», – отметил депутат.
Стоит подробнее рассказать о решении, принятом депутатами на внеочередном заседании 9 июля. В тот день ЕГД рассмотрела поправки в документ «О социальной транспортной карте». Из документа была убрана формулировка, согласно которой использование транспортной карты является мерой социальной поддержки. Как заявил вице-мэр Екатеринбурга Александр Высокинский, вопрос был сугубо экономическим – нормативная форма предоставления льгот отдельным категориям граждан заменялась на фактическую. По данным администрации Екатеринбурга, в настоящее время для получения компенсации из городского бюджета перевозчикам достаточно предъявить справку о количестве перевезенных льготников. Новая схема предполагает обоснование предпринимателями фактически понесенных расходов. То есть в настоящее время транспортники получают не компенсацию расходов, а компенсацию упущенной выгоды. Это, по мнению чиновников, ставит в неравные условия предприятия, добросовестно платящие налоги, легально перечисляющие работникам заработную плату, с предприятиями, скрывающими доходы от налогообложения.
Но, по словам депутатов, вместе с этим утратил силу список граждан, которые могли претендовать на льготный проезд, так как этот перечень являлся приложением к документу о социальной транспортной карте. Причем речь идет о достаточно широком перечне льготников: ветеранах, пенсионерах, инвалидах. Полный список опубликован на сайте мэрии Екатеринбурга.
Скриншоты из решения думы
Чтобы исправить «правовой вакуум», депутаты, принимая изменения, внесли поправку о том, что они вступят в силу лишь 1 октября – к этому дню мэрии было рекомендовано подготовить все документы, регламентирующие действие транспортной карты. Александр Высокинский дал обещание, которое было занесено в протокол, и народные избранники вздохнули с облегчением, решив, что «льготников никто из автобусов выгонять не будет», а благодаря новой системе можно будет «эффективно распоряжаться бюджетными деньгами, стимулировать частных перевозчиков на уплату налогов».
Однако сейчас законодательно повлиять на скорость принятия решения мэрией ЕГД не может, ведь за их разработку отвечают чиновники, а подписывать его будет глава администрации Александр Якоб. Более того, если регламенты не будут прописаны к 1 октября, отвечать перед людьми придется тем же народным избранникам. «Честно говоря, депутатам можно будет только сетовать, что мы повелись на обещания. Решение принято ЕГД, а не мэрией. Дума сама должна будет отвечать перед людьми. Мэрия останется в стороне», – отметил Косинцев.
Остается только воздействовать на администрацию города через областную власть. На заседании гордумы письмо от обеспокоенного ситуацией Евгения Куйвашева зачитал его спецпредставитель – замглавы администрации губернатора Вадим Дубичев. «Пока еще никто документов не видел, по идее должны они появиться. Позиция губернатора была зафиксирована в письме на имя председателя гордумы: изменение нормативной базы не должно ущемлять права екатеринбуржцев на получение льгот. Речь идет исключительно о муниципальных льготах, которые они предоставляют за свой счет. Мы будем внимательно отслеживать, и при появлении документов будем анализировать их, чтобы не были ущемлены права граждан», – отметил Вадим Дубичев в разговоре с «УралПолит.Ru» и подчеркнул, что взаимоотношения мэрии с перевозчиками – это исключительно зона ответственности городской администрации.
Узнать в мэрии, на какой стадии находится решение этого вопроса, пока не удалось – пресс-служба администрации направила запрос «УралПолит.Ru» профильному специалисту, но к моменту выхода материала ответ так и не был получен.
«УралПолит.Ru» продолжит следить за развитием событий.
UPD: 2.09.2015 После того, как текст был опубликован, пресс-служба администрации Екатеринбурга ответила на запрос издания.
«До 1 октября в мэрии будут разработаны нормативные документы, а с 1 октября начнется работа по регламентам. Они необходимы для взаимодействия мэрии и автоперевозчиков, они никак не влияют на перевозку людей в транспорте. Весь этот процесс никак не скажется на перевозке льготных пассажиров, потому что в договоре четко сказано, что компании обязаны принимать «Е-карты». Идет рабочий процесс, на льготниках изменения не должны отразиться, мэрия этого не допустит», – рассказал пресс-секретарь мэрии Денис Сухоруков.
© Ольга Балюк
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях