Новые вводные по выборам в Госдуму от Вячеслава Володина
Уполномоченные по правам человека подключатся к выборному процессу: им поручено оперативно вмешиваться в конфликты и предотвращать возможные нарушения. Новые задачи были озвучены обмудсменам во главе с уполномоченным по правам человека в Российской Федерации Эллой Памфиловой на семинаре-совещании в Москве: в дискуссия участвовали председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, первый заместитель генерального прокурора России Александр Буксман, первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Горовой, а также член Центральной избирательной комиссии РФ Майя Гришина; ключевые тезисы озвучил первый заместитель руководителя Администрации президента РФ Вячеслав Володин. Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова объяснила «УралПолит.Ru», почему государство обращается за помощью к официальным правозащитникам.
Татьяна Георгиевна, институт омбудсменов учрежден государством, но вы и ваши коллеги всегда подчеркиваете его независимость от власти. Почему сейчас принято решение включить аппараты уполномоченных в процесс контроля за выборами?
Мне показалось, что Кремль услышал запрос общества на честные выборы. Они будут держать в поле зрения функцию общественного, гражданского контроля за выборами со стороны уполномоченного по правам человека.
Сила омбудсмена – в его авторитете. Какие полномочия получаете в контексте выборов?
Могу сказать то, что подчеркнул первый заместитель Генерального прокурора России Александр Буксман: тот прокурор, который не работает с уполномоченным, либо реагирует на него отписками, будет рассматриваться в Генеральной прокуратуре с вопросительными знаками. Говорит, мы в прокуратуре понимаем, что вы порой обладаете уникальными фактами, и к ним надо относиться внимательно. С нами очень много разговаривал первый заместитель министра внутренних дел РФ Александр Горовой. Дал нам свои телефоны, чтобы мы звонили, как только у полиции фиксируются какие-то нарушения.
Выборы еще не начались, пока одна из самых популярных тем – праймериз. У вас есть задачи по ним?
Тут Володин точно сказал: вы в праймериз сильно не лезьте, это все-таки политические дела.
А с партиями как предлагается работать?
С партиями – никак. С ними пусть работает кто угодно, но не мы. Только в случае получения от них обращения мы должны провести проверку.
Но с избиркомами-то работа должна быть настроена.
Наша пермская коллега Татьяна Марголина как раз уточняла этот вопрос: должны ли мы входить в какие-то штабы. Вячеслав Володин сказал, что он не сторонник идеи, чтобы уполномоченные входили в какие-либо комиссии избиркома или тем более комиссии по выборам в администрациях губернаторов, потому что «вас могут удушить в объятиях власти». Ну я тут встала и сказала: вы знаете, Вячеслав Викторович, уж кому-кому, а нам с Марголиной объятия власти не угрожают. А он говорит – угрожают.
У себя в Екатеринбурге работаем давно и очень тесно сотрудничаем с избиркомом только в Рабочей группе по установлению результатов учета объёма эфирного времени, затраченного на освещение деятельности политических партий. Недавно мы в докладе очень подробно осветили эту тему, здесь хоть какой-то порядок мы в области имеем.
Установлена ли какая-то регулярная система отчетности, или работа ведется в текущем режиме?
В аппарате федерального Уполномоченного за это будет отвечать Ирина Скупова, начальник управления по соблюдению политических прав граждан. Мы передаем всю информацию Элле Александровне. Ну а я-то с ней в круглосуточном режиме работаю.
Вы обсуждали сложности предстоящих выборов с Вячеславом Володиным?
Володин назвал три главные опасности: административный ресурс, провокационные действия противников власти и недоверие населения – этот лед надо растопить. Самое важное, чтобы не произошло по итогам выборов неверие в их честность. Дискредитация власти, а то и делигимитизация – это то, что как раз не нужно ни президенту, ни стране.
Есть готовый рецепт борьбы с административным ресурсом – учитывая, что часто он сосредоточен на уровне губернаторов?
Я бы не стала говорить, что это губернаторы. Административный ресурс очень сильно сосредоточен и на муниципальном уровне. Нам приводились примеры, и назывались не регионы, а муниципалитеты: Мичуринск, Выборг…
Чтобы бороться, нужно выходить на прокуратуру, на Эллу Памфилову, даже прямо на администрацию президента – там, где видно, что административный ресурс очень сильно подрывает доверие населения. Но я думаю, до этого у нас в области не должно дойти, справимся.
Как точно звучала мысль о проблеме доверия к институту выборов?
Володин говорил только о доверии власти. Наша задача – ни в коем случае не делать результаты выборов хорошими или плохими, а просто сделать так, чтобы выборы прошли честно.
Но все выборы прошлых лет признаются честными, и «Единая Россия» стабильно получает высокий результат, а тут вопрос о доверии.
Наша задача убедиться, что эта власть действительно пользуется доверием населения. Но Вячеслав Викторович уверен, что в подавляющем числе регионов, в том числе в Свердловской области, выборы проходят, скажем так, честнее других.
Он сказал, наша задача убедиться, что эта власть действительно пользуется доверием населения. Но он уверен, что в подавляющем числе регионов, в том числе в Свердловской области, выборы проходят, скажем так, честнее других.
Эта встреча, по сути, – обозначение задач. Когда будет следующая встреча, на которой будут обсуждаться результаты, в том числе по мартовским выборам?
Следующая встреча будет в июне. И на ней, возможно, вновь будет Володин.
Вопросы – Алексей Вахрушев
© Марина Дынько
Вы можете поделиться новостью в соцсетях