Проблемы горадминистрации растут по мере перехода бюджета на программно-целевой принцип
Государственный долг Екатеринбурга превысил 5 млрд рублей. Если учитывать при этом только собственные доходы города – на обслуживание кредитов уже скоро придется отдать почти четверть всех поступлений. На этом фоне сегодня депутаты проголосовали за дальнейшее увеличение долговой нагрузки – еще на 60 миллионов рублей. Мэрии не хватает денег. Примечательно, что проблемы горадминистрации растут по мере перехода бюджета на программно-целевой принцип: чем больше нужно отчитываться перед вышестоящими инстанциями – тем больше денег вдруг обнаруживается, и одновременно тем больше проблем появляется. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Прогноз по доходам екатеринбургского бюджета вырос на миллиард рублей. Но мэрия планирует сокращать расходы. В том, на что именно – разбирались сегодня депутаты комиссии гордумы по бюджету.
Согласно первоначальному прогнозу, доходы Екатеринбурга на 2015 год ожидались в размере 31,1 миллиард рублей, расходы – 33 миллиарда, а дефицит – 1,9 миллиарда рублей. Как сообщил сегодня депутатам начальник департамента финансов мэрии Андрей Корюков, с начала года прогноз по доходам увеличился на 1,5 миллиарда – за счет трансфертов из вышестоящих бюджетов, но дефицит одновременно также вырос до 2 миллиардов рублей.
Андрей Корюков сообщил, что в бюджет города планируется внести следующие корректировки: доходы увеличиваются на 1 миллиард 44 миллиона рублей – до 32,2 миллиарда, расходы – на 1 миллиард 269 миллионов – до 34,3, а дефицит, соответственно, – до 2,1 миллиарда.
«Увеличение доходов происходит за счет целевых поступлений из вышестоящих бюджетов. Собственные же доходы города снижаются», – пояснял ранее корреспонденту «УралПолит.Ru» Андрей Корюков.
Согласно отчету департамента финансов, в этом году Екатеринбург недосчитается собственных доходов на общую сумму 435 миллионов рублей из ранее запланированных. По основным источникам поступлений потери выглядят следующим образом:
- налоги на доходы физических лиц – минус 260 миллионов рублей;
- госпошлина – минус 89 миллионов рублей;
- доходы от сдачи имущества в аренду – минус 70 миллионов рублей;
- штрафы, санкции – минус 57 миллионов рублей.
В то же время в бюджет ожидаются дополнительные, не запланированные ранее поступления:
- поступления от патентной системы налогообложения – плюс 25 миллионов рублей;
- продажа прав на размещение рекламных конструкций – плюс 150 миллионов рублей;
- дополнительные трансферты из вышестоящих бюджетов – 1,5 миллиарда рублей;
- налоговые поступления от применения патентной системы – на 25 миллионов рублей;
- прочие поступления (рекламные конструкции) – 150 миллионов рублей;
- безвозмездные поступления из областного и федерального бюджетов в сумме 1 млрд 501 млн рублей.
С учетом последней цифры доля поступлений из вышестоящих бюджетов в казну Екатеринбурга увеличивается до 43 %. Иными словами: из 31 миллиарда рублей только 18 являются собственными доходами, а остальное – «помощь сверху».
В принципе, ничего удивительного в этом нет. По большому счету, такое соотношение даже не означает, что город использует чужие деньги – скорее просто устанавливает, перед кем мэрия должна отчитываться о расходах. Дело в том, что уже несколько лет в стране, да и в Свердловской области идет реформа бюджетной системы, связанная с переходом на программно-целевой принцип. Выглядит это следующим образом. Раньше муниципалитеты сами собирали налоги на своей территории и сами же решали, как их тратить, отчитываясь только перед собственным населением. Так было и с Екатеринбургом – собственно, до сих пор и происходит с большей частью финансов. Согласно же новой концепции, налоги собираются централизовано, а взамен администрации муниципалитетов обязываются писать заявки на расходование средств. Важно, что впоследствии они обязаны также отчитываться и о том, как эти деньги были потрачены. И если раньше вице-мэр Екатеринбурга Александр Высокинский, отчитываясь о том, как расследуются в мэрии различные нарушения подчиненных, говорил: «Мы смотрим на то, есть результат или нет» и этого было достаточно, то теперь в случае чего все то же самое придется объяснять прокуратуре. По крайней мере в отношении тех 43 % бюджета, финансирование которых идет сверху.
Любопытно, что «контроль сверху» дает и ощутимую прибавку к доходам города. Например, после того, как по требованию федерального законодательства мэрия Екатеринбурга была вынуждена провести открытые торги по рекламным площадкам, поступления в казну тут же увеличились на 150 миллионов. Примечательно, что когда депутаты сейчас на комиссиях осторожно спрашивают «как так?» и почему раньше нельзя было так сделать – чиновники мэрии свою защиту говорят лишь: «Мы все делали по закону». А закон при решении этих вопросов прозрачности раньше не требовал.
И тем не менее под контролем мэрии пока остается еще большая часть бюджета города. И тут наметились проблемы. Помимо уже названных потерь собственных доходов на 400 миллионов, согласно отчету департамента финансов по итогам первого квартала, ожидается дальнейшее снижение налоговых поступлений на 10 % от плана в среднем. Соответственно, сегодня комиссии по бюджету был представлен план по сокращению расходов на сопоставимую величину. «Для обеспечения сбалансированности бюджета и оптимизации расходов планируется уменьшить расходы бюджета на 782 миллиона рублей – 10 % от бюджетных ассигнований по текущим расходам, на капитальный ремонт и бюджетные инвестиции. Публичные нормативные акты, заработные платы социальной сферы под это сокращение не попадут», – подчеркнул на заседании Андрей Корюков.
Стоит отметить, что «текущие расходы», «капитальный ремонт» – может касаться любого раздела бюджета, включая и здравоохранение, и образование. Так, согласно докладу главы департамента финансов мэрии, в здравоохранении планируется сокращение финансирования на 102 миллиона рублей, в том числе:
- стационарная помощь – минус 11 миллионов рублей;
- амбулаторная – минус 71 миллион рублей;
- скорая помощь – минус 8,7 миллион рублей;
- санаторно-оздоровительный комплекс – минус 1,5 миллион рублей.
Да, зарплат врачей изменения не коснутся. Но в поликлиниках стены так и останутся обшарпанными, а деньги на все равно необходимый ремонт школ будут собирать с родителей – все это вряд ли улучшит жизнь в городе. Собственно, как прокомментировал изменения присутствовавший сегодня на комиссии вице-мэр Александр Выкинский: «Это бюджет выживания. В дальнейшем нам придется либо по программе «Столица», либо еще как искать деньги для развития инфраструктуры города».
Но на этом плохие новости не заканчиваются. Дефицит городского бюджета увеличивается на 228 миллионов рублей. Частично его планируется покрыть поступлениями из областного бюджета и сэкономленными остатками средств с прошлого года, а остальное взять в кредит – 64 миллиона рублей. При этом, как сообщил депутатам Андрей Корюков: «Общий объем кредитов сейчас составляет 1 миллиард 13 миллионов рублей. Верхний предел муниципального долга предлагается увеличить на 61 миллион рублей. По состоянию на 1 января 2015 года прогноз по муниципальному долгу составлял 5 миллиардов 218 миллионов рублей». Стоит отметить, что к муниципальному долгу относятся также различные гарантии банкам по инвестиционным программам муниципальных предприятий вроде МУП «Водоканал». Фактически это те же кредиты, только взятые мэрией не напрямую, а через ведомственные структуры. Отдавать их в случае чего придется горожанам. И эти деньги екатеринбуржцы уже должны – сейчас все зависит лишь от того, сможет и станет ли команда мэрии спасать предприятия.
Примечательно, что когда по окончании доклада Андрея Корюкова глава комиссии Игорь Пехотин спросил депутатов об имеющихся предложения – высказался только Вячеслав Вегнер. «А давайте напьемся», – предложил он. Напряжение это немного сняло – посмеялись, но проблем не решило. В итоге комиссия утвердила и доклад, и предложенные корректировки в бюджет без особых обсуждений.
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях