Пока в центре Екатеринбурге разворачивается битва за храм святой Екатерины на Площади Труда, в Кировском районе верующие отстаивают право построить на территории парка на улице Блюхера кирху. Точку в деле может поставить только суд.
Пока в центре Екатеринбурге разворачивается битва за храм святой Екатерины на Площади Труда, в Кировском районе верующие отстаивают право построить на территории парка на улице Блюхера кирху. Все документы уже есть, осталось получить только разрешение на строительство, но категорически против церкви выступили местные жители. Точку в деле может поставить только суд ‒ разбирательства длятся уже несколько месяцев. В конфликте разбирался корреспондент «УралПолит.Ru».
Свердловский областной суд начал рассмотрение иска жителей микрорайона Пионерский поселок к администрации Екатеринбурга. Предмет спора ‒ статус земельного участка в парке на улице Блюхера, на территории которого лютеранская община Екатеринбурга намеревается в ближайшее время построить церковь. Жители Пионерского поселка конфликтуют с лютеранской общиной уже несколько лет. Пару раз они устраивали митинги в самом парке, выходили на пикеты к мэрии, собирали подписи. Горожане не согласны со строительством кирхи в небольшом парке, к тому же «на костях», то есть на территории бывшего лютеранского кладбища. Как выяснил «УралПолит.Ru», борьба длится уже десять лет: еще до появления разозленных активистов у общины были проблемы, только тогда оппонентами были чиновники.
История Лютеранской церкви в России насчитывает около 400 лет. В Сибири лютеране недавно праздновали ее 300-летие. До революции юридическим главой лютеранской церкви, как и главой православной церкви, был император.
В Екатеринбурге лютеранская община существует с самого основания города, 1723 года. По словам пастора Вальдемара [Вальдемар Бенцель] один из основателей города ‒ Вильгельм де Генин ‒ был лютеранином. Он привез на Урал саксонских горных инженеров, которые тоже исповедовали эту религию. В 19 веке в городе была построена кирха ‒ лютеранская церковь. Она располагалась рядом с Оперным театром на улице Ленина. В начале 20 века церковь конфисковали, потом она простаивала, позже здание было разрушено. Сейчас на этом месте стоит пятиэтажный жилой дом. Какое-то время пасторов в городе не было. Община возродилась в 1999 году, в 2001 в Екатеринбург направили первого пастора. В Свердловской области на сегодняшний день лютеранская церковь действует в Краснотурьинске.
Еще в 2000 году епископ (тогда в Екатеринбурге не было своего пастора) в обращении к губернатору писал, что лютеране намерены отправить в уральскую столицу пастора и, может быть, «если позволят и будет возможность», построить вновь храм. Разговоры о возможном строительстве велись в 2003, а потом в 2005 году лично с мэром Аркадием Чернецким. Как отмечает нынешний пастор Вальдемар Бенцель, тогда переговоры не увенчались успехом.
При этом с 2004 года Главархитектура предлагала лютеранам различные участки для строительства. Проблема для общины заключалась в том, что любой из предложенных участков чиновники предлагали выкупить по конкурсу на общих основаниях по Градостроительному законодательству. «Поскольку мы финансируемся из добровольных пожертвований российских прихожан и партнерских организаций Германии, было непонятно, почему на частные пожертвования надо выкупать землю по коммерческой цене», ‒ рассказывает пастор Вальдемар. Порядка десяти лет различные варианты исключались именно по этой причине.
Пастор Вальдемар Бенцель
С принятием закона РФ о возврате религиозного имущества появился шанс. На основании этого документа религиозные организации могут претендовать на недвижимость либо земельные участки, когда-то принадлежавшие данной конфессии. Объектами недвижимости, связанными с лютеранской церковью в Екатеринбурге, оказались земельный участок на улице Ленина, где раньше находилась кирха и где в данный момент стоит пятиэтажный жилой дом (то есть возврат участка невозможен); первое помещение для лютеранской службы в здании заводоуправления Монетного двора на Плотинке (его также невозможно вернуть); лютеранское кладбище. «Именно по этому основанию, походив по кругу с коммерческим выкупом участков, мы остановились на том, что по закону мы вправе требовать земельный участок кладбища. Наши действия были выстроены таким образом, что мы возвращали участку статус «кладбища, мемориалы», ‒ отметил пастор. Действительно, на картах Екатеринбурга место, которое сейчас называют парком Блюхера, раньше обозначалось как «бывшее лютеранское кладбище».
С этого и началось противостояние между лютеранами и горожанами. В августе 2011 года община инициировала общественные слушания по переводу земель из категории ТОП-1 (парки, набережные) в категорию ТОП-3 (кладбища и мемориальные парки). Суть в том, что в парках строить ничего нельзя, а на кладбищах можно возводить только мемориальные сооружения. «Мы этим спасли парк от коммерческих застроек. На этом участке уже давно хотели построить ресторан общественного питания», ‒ рассказывают в общине.
На слушания пришли около ста человек. По словам противников церкви, все пришедшие были членами общины, но лютеране утверждают, что их сторонников было около половины, остальные ‒ совершенно посторонние люди, которым просто было любопытно. «Там такая интересная вещь, к постановлению о назначении слушаний прикладывается карта, на которой невозможно найти участок, о котором идет речь, и даже адрес», ‒ заявила «УралПолит.Ru» активистка Тамара Мешкова. Но, тем не менее, слушания официально состоялись, и дума Екатеринбурга постановлением перевела земли из одной категории в другую.
В постановлении о проведении публичных слушаний действительно не указано место, о котором идет речь
Решение гордумы горожане обжаловали в Ленинском районном суде. Активисты во главе с Ольгой Кузовниковой и Тамарой Мешковой утверждали, что строить в парке нельзя, так как там были похоронены люди, умершие от тифа, поэтому вскрытие могил может привести к эпидемии. Суд отклонил жалобу, так как границы кладбища официально ни по одному из документов установлены не были. Горожане подали апелляцию в областной суд. Заседание состоялось в среду, 4 февраля. Кузовникова заявила, что нельзя принимать окончательное решение без ответа от Роспотребнадзора, который якобы должен заявить о нарушении СанПиНов. «Рекультивации не было, только 3 % с улицы Милицейской перезахоронили ‒ солдат, умерших в госпиталях. Здесь будут открыты могилы, это будет влиять на экологию. Прокуратурой подтверждено, что там было кладбище», ‒ утверждает активистка. В итоге суд решил возобновить судебное рассмотрение дела по существу в конце февраля. Возможно, к тому времени будут готовы результаты санитарной проверки.
Лютеране знают о ситуации на кладбище, и у них уже есть решение, как построить кирху не на могилах. «Никто захоронения не переносил. Выносили только надгробия, было выравнивание площадки в 70-е годы. По документации, которая есть в распоряжении у архитекторов, нам только схематично известно, где была сторожка, где забор. У входной аллеи было капитальное строительство, но точных координат нет. По исследованию Главархитектуры входная часть была обозначена, на какой-то момент на это место претендовала коммерческая организация. Тогда были проведены исследования, что это место может быть в границах бывшего здания, которое было на входе, и где захоронения не производились», ‒ рассказал пастор Вальдемар. По его словам, даже если при строительстве обнаружатся могилы, у лютеран есть определенный обряд, по которому они будут перезахоронены.
Красной линией выделен участок, отданный лютеранской общине. Церковь не займет всю его площадь
По разработанному проекту церковь планируется небольшая ‒ 20 на 30 шагов (16 на 21 метр), высотой 11 метров и с небольшой традиционной башенкой. Располагаться она будет не на всем отданном лютеранам участке в 2,5 тысячи «квадратов», а только на участке земли рядом с дорогой ‒ чтобы не повредить деревьям. Рядом будет парковка на 13 мест, а в парке сделано освещение. На этой же территории община хочет установить мемориальные плиты о тех людях, которые были похоронены на старом кладбище. К слову, там были могилы многих известных горожан: главного инженера «Уралмашстроя» Д. Фидлера, автора проекта «Белой башни» на Уралмаше М. Рейшера, основателя Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ) Онисима Клера, там же расположен памятник камнерезу Даниле Звереву ‒ другу писателя Павла Бажова и прототипу героя сказов Данилы-мастера.
При этом кажется, что активисты, собирая подписи против церкви, имели ввиду какой-то совершенно другой проект. «Сборы подписей проводились при аргументации, что на половину этого парка построят лютеранскую кирху, как Кельнский собор, а вторую половину парка закатают под парковку для этого же собора. Конечно, любой здравый человек под таким подпишется. На самом деле людей просто обманывали, и я свидетель этого. 8 июня, когда был созван первый пикет, я пришел, там рассказывали откровенную ложь», ‒ заявил пастор. Действительно, на сайте онлайн-петиций change.org, где уже второй раз собирают подписи активисты, говорится, что «в парке на ул. Блюхера начинается строительство Лютеранской церкви на 100 мест, практически она будет занимать четверть территории парка, в связи с чем будут уничтожены вековые лиственницы и липы, а также молодые елочки и дубки, посаженные неравнодушными гражданами, в связи с возведением церкви будет ликвидирована и благоустроенная детская площадка, любимая многими детьми, проживающими в близлежащих многоквартирных домах».
«Ни одного большого дерева здесь нет. У нас есть подеревная съемка, то есть любое дерево, у которого ствол в диаметре больше двух с половиной сантиметров, посчитано и имеет свой номер. Там два таких дерева. У нас предусмотрено, что деревья, которые больше пяти сантиметров в диаметре (там два дерева попадают), мы пересадим. Маленькие деревья нет смысла пересаживать, мы высадим новые. Там три сосны и две рябины. Мы сознательно предусмотрели, что количество озеленения не уменьшается, наоборот, мы увеличим зеленую зону. Мы прекрасно понимаем, что здание должно вписываться в ландшафт, поэтому и цветовая гамма выбрана соответствующая», ‒ рассказывают в общине.
То, что лютеране лично приходили на пикеты и рассказывали про будущую кирху, активистов тоже не трогает. «Да, мы виделись с ними. Там были молодежь, паства. Они говорили, что ничего такого не будет, что это историческая справедливость. Но опроса жителей не было проведено. Там место отдыха. Мы за то, чтобы осталась эта зона для наших детей. Почему одну четвертую зону кладбища должны отдать горстке людей? Они сейчас ласковые, пушистые и хорошие. Но их сотня человек, а нас тысячи», ‒ заявила «УралПолит.Ru» Ольга Кузовникова, представляющая интересы активистов в суде.
В общине считают, что кто-то настраивает жителей против них намеренно: «Нам угрожали, что здание будут поджигать, будут водить собак на нашу территорию. Но тем не менее мы не предусматриваем никаких ограждений, хотя некоторые спекулируют на том, что мы огородимся». Члены общины называют своим главным оппонентом депутата гордумы от Кировского района Евгения Боровика, который организовал летний пикет и регулярно на своих страницах в соцсетях выступает против строительства церкви. «Как мы понимаем, определенным господам нужно присутствовать в медийном поле, и их интересует самопиар, а не зеленые насаждения и жители», ‒ отметил член общины и добавил, что именно во время избирательной кампании этого депутата началась протестная активность местных жителей, когда в первый раз собирались подписи против церкви. Сегодня Евгений Боровик опубликовал новую запись: «По итогам встречи с Главой Администрации Екатеринбурга: Александр Якоб поддерживает строительство лютеранской кирхи в парке Блюхера. Точка».
Сейчас у общины на руках есть все документы: разработанный и просчитанный проект, все согласования по территории и инфраструктуре с Главархитектурой. Пастор демонстрирует увесистый пакет с несколькими папками, полными документов и писем от чиновников. Деньги на строительство собирались с 2004 года ‒ жертвовали как российские, так и немецкие лютеране. На сегодняшний день есть примерно 60‒70 % от нужной суммы. К концу 2015 года община планирует построить коробку кирхи, провести все работы с сетями и уйти от строительного забора.
«Мы все будем делать пошагово. Церкви строят те, кто в них ходит. Все будет делаться на деньги жертвователей. Это не какие-то организации. У нас всей суммы пока нет, говорю открыто», ‒ отметил пастор. По его словам, община даже не заикалась о получении бюджетных средств, они благодарны за то, что им дали бесплатно землю. Не хватает только разрешения на строительство, которое лютеране планируют получить в течение двух месяцев. Но вряд ли мэрия выдаст его до окончательного судебного решения по апелляции.
И активисты, и община готовы отстаивать свои интересы в Верховном суде, если понадобится. «Мое личное мнение: сейчас мы их пустим, они построят кирху. Но мы не знаем, какую они политику будут вести. Я не шовинист, но через 10‒15‒20 лет они нам будут насаждать свою культуру, свое мировоззрение, а все беды идут из Европы», ‒ утверждает Ольга Кузовникова. В прошлый раз ей удалось собрать тысячу подписей. На сегодняшний день на сайте по сбору петиций против храма выступили 920 человек.
Пастор Вальдемар придерживается законов: «Это и исторически, и юридически, и этически то место, на которое вправе претендовать именно лютеранская церковь».
«УралПолит.Ru» продолжит следить за развитием событий.
© Ольга Балюк
Вы можете поделиться новостью в соцсетях