Как изменения отразятся на явке и работе избиркома – рассказал в интервью «УралПолит.Ru» председатель избирательной комиссии Екатеринбурга Илья Захаров.
1 июня 2017 года президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Перемены коснутся порядка голосования на выборах и референдумах, формирования избирательных участков и работы наблюдателей. Выборы губернатора Свердловской области – ближайшие, на которых будут опробованы новые правила. Как изменения отразятся на явке и работе избиркома – рассказал в интервью «УралПолит.Ru» председатель избирательной комиссии Екатеринбурга Илья Захаров.
- Какая поправка является основной?
- Самое главное, что теперь в законе введено такое понятие, как «место нахождения». И теперь избиратель может проголосовать по месту нахождения. Изначально планировалось, что он в день голосования придет, выпишет заявление, проголосует и уйдет. А там уже проблема избирательной комиссии, как они будут учитывать таких избирателей. Есть опасения, что один человек решит два или три раза проголосовать в разных местах. Это ведь надо уследить: о том, что человек проголосовал участковая комиссия должна уведомить территориальную, она в свою очередь – комиссию субъекта, субъект – центральную. Это очень сложный механизм. Поэтому было решено внести коррективы: по закону теперь до 14 часов дня, предшествующего дню голосования, надо предупредить соответствующую участковую комиссию, что в день голосования вы придете именно на их избирательный участок.
- Предупредить можно по телефону или обязательна личная явка?
- Такие тонкости будут урегулированы постановлением Центральной избирательной комиссии. Сейчас решается вопрос, что заявку можно будет сделать через портал Госуслуг. Но конкретики пока нет. Ждем постановления от Центральной избирательной комиссии.
- Еще одно изменение касается наблюдателей. Речь идет о президентских выборах. Ранее кандидаты должны были заранее предоставлять комиссии списки с данными о наблюдателях, которые появятся на участке. Сейчас таким лицам достаточно просто прийти с рекомендацией от кандидата. Это повлияет на работу избирательной комиссии?
- Есть определенная категория наблюдателей, которые пытаются найти в избирательной комиссии врага. Они изначально заряжена на то, что со стороны комиссии обязательно будет какое-то нарушение. Как раз та норма, что заранее нужно было предупредить, списки подать, она была направлена против таких. Вообще наблюдатель должен быть помощником избирательной комиссии, а не врагом. Сейчас помех в работе будет больше.
- Изменения касаются и процесса формирования избирательных комиссий. Это как-то коснется избирателей?
- Нет, это технические вопросы. Границы избирательного участка определяет местная администрация. Сейчас немного ужесточили требования к вносимым в постановления изменениям. Раньше их можно было фиксировать почти перед голосованием, сейчас – с участками нужно определиться до дня назначения выборов. С одной стороны, это не совсем верно. Ведь пока идет избирательная кампания, какой-нибудь район может уже застроиться, и люди поменяют место жительства. Таких избирателей придется включать в дополнительные списки.
Еще одно изменение по отношению к избирательным участкам – это отмена их пятилетнего срока формирования. На мой взгляд, это – правильно. Все-таки практика показала, что в кадровый резерв участковых комиссий вносится много изменений: люди приходят и уходят, не все готовы работать на каждых выборах. Сначала люди высказывают желание, а потом понимают, что это рутинный труд. Поэтому формировать участковую комиссию на пять лет неправильно, логичнее это делать перед самими выборами.
- Это изменение повлияет на возможность фальсификации результатов голосования отдельными людьми? Может, если чаще менять состав, нарушений не будет совсем?
- Костяк все-равно останется тот же. Но, на мой взгляд, нарушения зависят не от того, как давно человек находится в избирательной комиссии и насколько комфортно себя в ней чувствует. Если гражданин не настроен и не намерен нарушать закон, то никто его не заставит это сделать. Конечно, есть редкие случаи, когда люди из избирательной комиссии занимаются какими-то подтасовками. Но это преступление. Убивать нельзя, но убивают, воровать нельзя, но воруют, – люди умышленно идут на такие преступления. Также и здесь. Эти случаи единичны и они, конечно, ставят под сомнение для избирателя всю систему избирательной комиссии.
- Последние поправки в законодательстве как-то повлияют на уровень доверия людей к выборам?
- Думаю, что такие поправки позволят уменьшить количество слухов о том, что есть фальсификация. Например, та же поправка, что теперь можно будет голосовать по месту нахождения. Предвзятый избиратель часто считает, что если он не проголосовал на своем избирательном участке, то его бюллетень использовали и сделали выбор за него. А сейчас он будет знать, что он со своего участка уехал, но может проголосовать в другом, его бюллетень никто не возьмет. Вещи такого плана, действительно, помогают уменьшить слухи. Хотя на самом деле, конечно, никто бюллетень не появившегося на выборах избирателя не возьмет.
Что касается явки, я думаю, благодаря введенным изменениям она возрастет на 5-7%. Не больше. Явка зависит в первую очередь от силы убеждения каждого гражданина. И только потом – от того, насколько просто проголосовать.
Работа же избирательной комиссии усложнится. Ведь даже если человек предупредит избирательную комиссию, что придет голосовать, это все равно добавит работы: нужно будет отследить, чтобы не было случаев двойного и тройного голосования. В труд членов избирательной комиссии это внесет некоторые сложности.
Екатерина Кириченко
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях