Через 2500 километров таежных буреломов, снежных завалов, льда и шквалистого ветра группа энтузиастов-путешественников прорубает снегоходную трассу «Север».
Пока в Москве еще только создают министерство Арктики, уральцы уже прокладывают зимнюю трассу к берегу Ледовитого океана. Через 2500 километров таежных буреломов, снежных завалов, льда и шквалистого ветра группа энтузиастов-путешественников прорубает снегоходную трассу «Север». Итогом проекта должна стать функционирующая зимняя трасса с инфраструктурой и ежегодной снегоходной гонкой, по типу знаменитой канадской «Iron Dog Race». Корреспондент «УралПолит.Ru» проехал с первопроходчиками небольшой отрезок будущей трассы и увидел своими глазами, как идет подготовка к экстремальной экспедиции.
Субботним утром окрестности склона Конжаковского камня, высшей точки Свердловской области, оглашает рев двигателей. Участники экспедиции прогревают снегоходы, для первой в этом сезоне скатки – тренировочного заезда по будущей трассе «Север».
Прошлой зимой энтузиасты уже проложили отрезок снегоходной трассы по Свердловской области: от Екатеринбурга до границ ХМАО, вдоль восточного склона Уральских гор. Путь прошел через различные туристические достопримечательности: скалы реки Чусовая, буддистский храм на горе Качканар, Конжаковский камень, хребет Кваркуш и Жиголанские водопады, ущелья Главного Уральского Хребта, перевал Дятлова, гора Отортен и прочее. На сегодняшний день протяженность разведанной трассы около 700 километров.
«Это открывает новые возможности для туризма по Уралу. Многие места труднодоступны, а на снегоходах путешествие к ним становится вполне реальным, – объясняет главный идеолог и организатор прокладки трассы «Север», екатеринбургский путешественник Константин Кузнецов. – Но помимо туристической оставляющей, трасса несет в себе еще и социальную функцию. Она может дать экономическое развитие депрессивным регионам, где все сложно с заработками, нет работы. Трасса обеспечит население работой. Кроме того, это даст возможность местным жителям передвигаться между населенными пунктами, преодолевая более короткие расстояния. Вот например от поселка Кытлым до Павды, если ехать по автомобильным дорогам, путь займет порядка 200–250 километров. Если двигаться напрямую, по снегоходной трассе, то это составит всего 40 километров. Расстояния значительно сокращаются».
В текущем сезоне путешественники готовятся проложить снегоходный маршрут по территории Ханты-Мансийского автономного округа. Предполагается, что снегоходчики проложат около 800 километров дороги через Ушму – Усть-Манью – Приполярный – Саранпауль. Сама экспедиция намечена на март 2015 года. Поэтому сейчас экстремалы заняты подготовкой: уточняют сроки, решают организационные вопросы, определяют состав группы первопроходцев. На первую скатку – проверку возможностей путешественников и их снегоходов – собрались 18 человек со всего Урала: опытные снегоходчики из Уфы, Челябинска, Екатеринбурга и Серова.
«При планировании трассы мы учитываем много различных моментов. Например, мы не пересекаем железнодорожные пути, автомобильные дороги. Первоначальный этап – это активная работа с картами, – рассказывает прокладчик трассы, гид-снегоходчик Михаил Берсенев. – В процессе прокладки мы в любом случае сталкиваемся с неожиданностями: завалы, лесные пожары и прочее. По ситуации решаем, где объехать или как проехать».
Согласно планам путешественников, в 2016 году пройдет прокладка трассы по территории ЯНАО, по маршруту Евыргорт – Шурышкары – Салехард – берег Ледовитого океана. Однако на этом проект не заканчивается. Следующим этапом должно стать создание инфраструктуры трассы: оснащение дорожными знаками, строительство изб для ночлега, заправочных станций и мест для ремонта.
Наконец, итогом этой работы должно стать проведение многодневной снегоходной гонки наподобие знаменитой многодневной гонки через всю Канаду «Iron Dog Race».
«Когда трасса «Север» только задумывалась, еще не было четкого понимания, что она может дать, кроме туристической привлекательности. Но сейчас сложилась такая ситуация, что многим снегоходчикам не хватает обычных покатушек. Поэтому снегоходные ассоциации и клубы снегоходов организовывают небольшие гонки. Нашей же дерзкой мечтой является создание большой российской гонки на снегоходах», – объясняет Константин Кузнецов.
Проект трассы «Север» поддержало министерство экономики Свердловской области. Однако бремя расходов все равно лежит на плечах энтузиастов-снегоходчиков.
© Дмитрий Антоненков
Вы можете поделиться новостью в соцсетях