Политологи: «Каждому кандидату придется объяснить людям: кто он, зачем пришел и что он может сделать для бабы Маши из Алапаевска»
Представленная ЦИК нарезка одномандатных округов на будущих выборах в Госдуму стала для многих полной неожиданностью. Идея перемешать городской электорат с сельским населением нарушила планы и стратегии кандидатов и политтехнологов в Свердловской области – в смятении даже представители партии власти. Победителей нет, попотеть придется каждому, считают эксперты «УралПолит.Ru». О том, что думают политологи, глядя на карту будущих боев, как изменится стоимость кресла высшего законодательного органа страны и на кого стоит делать ставки – в нашем материале.
После публикации ЦИК новой схемы нарезки одномандатных округов тут же зазвучали высказывания наблюдателей о том, что схема выгодна в первую очередь для «Единой России». Прошло несколько дней, новую карту успели изучить эксперты, и прогнозы стали уже не столь радужными.
«Основной принцип очевиден: объединение регионального центра, прочих крупных городов с деревнями и селами. «Ромашковая», «лепестквая» – по-разному можно эту схему называть. И на первый взгляд такая схема действительно дает фору провластным кандидатам. Хотя бы за счет того, что уравновешивает протестный городской электорат с консервативным сельским. Но у любой медали две стороны. В данном случае оборотная сторона заключается в том, что провластным кандидатам, как и всем прочим, придется сегментировать свою работу, побегать на личные встречи с избирателями, иначе возможны любые сюрпризы», – поясняет политтехнолог Алексей Швайгерт.
Вопреки сложившейся традиции, ЦИК перемешал округа так, что в составе почти каждого оказалось поровну сельского и городского населения, да еще минимум по два центра с принципиально разными проблемами. В таких условиях сложно выстраивать какую-то внятную единую стратегию предвыборной кампании и логично попытаться сконцентрироваться на общечеловеческих лозунгах: борьба с плохим Западом, любовь к президенту, патриотизм. Вместе с тем, узнаваемость кандидата во многом будет зависеть от партии, которую он будет представлять – опять же по той причине, что в одиночку много не набегаешься по разбросанным в округе городам и весям.
«Одной лишь патриотической повесткой при такой нарезке много не сделаешь. Она может сработать на определенную часть населения. Но большинство будет жить своими меркантильными интересами и задавать вопрос, как жить дальше. Кандидату придется отвечать на вопросы о том, что он собирается делать для создания новых рабочих мест при закрытии завода и о спасении сельского хозяйства, о зарплатах, о том, как сохранить пенсии в условиях инфляции», – отмечает экс-глава исполкома реготделения «Единой России» Александр Косинцев.
Новая нарезка сделает кампанию более дорогой, считают сразу несколько опрошенных «УралПолит.Ru» политологов: кандидатам придется создавать несколько штабов для каждого из основных центров напряжения в округе и вести сразу несколько кампаний одновременно, ориентируясь на разноплановые проблемы поселений.
«Прежде всего кандидатам предстоит выяснить проблемы каждой территории и ответить избирателю на три вопроса: кто он, зачем сюда пришел и что он может сделать для условной бабы Маши из Алапаевска», – констатирует Александр Пирогов.
В то же время кандидатам придется учитывать и неоднородность новых округов. «С учетом всех перемен с нарезкой округов – всем кандидатам сейчас надо заняться математикой: считать детально, где, в каком районе, городе больше городского населения, где – сельского. Высчитывать свой электорат и дальше определяться со стратегией. При этом необходимо учитывать: городское население – оно более либеральное, больше подвержено различным лозунгам, отличается высоким уровнем протестных настроений, но вместе с тем и менее дисциплинировано, его сложнее привести на участки. Сельское же население консервативно, отличается высокой явкой, но его сложнее агитировать – тут важнее административный ресурс», – поясняет Александр Косинцев.
Ранее «УралПолит.Ru» уже описывал предварительный расклад по округам и кандидатам на грядущих выборах. Настало время внести в него уточнения, опираясь на предложенную ЦИК схему.
№ 168, Екатеринбург: желтые против серых
Состав: Верх-Исетский, Железнодорожный, Ленинский районы Екатеринбурга, Верхняя Пышма, Среднеуральск.
Население: 491 тыс. 331, подавляющее большинство – городское население, среди которого много либерально настроенной молодежи и избирателей с протестными настроениями.
Относительно монолитный округ. Основная масса избирателей – екатеринбуржцы. Верхнюю Пышму и Среднеуральск давно можно считать отдаленными пригородами региональной столицы, жители этих городов ездят в областной центр и на работу, и на отдых. «Это самый екатеринбургский из всех округов. А также округ с самой большой концентрацией избирателей. Причем избирателей, избалованных различного рода технологиями. Соответственно, здесь стоит ожидать максимальной концентрации различного рода политтехнологий», – описывает округ Александр Пирогов.
В екатеринбургском округе ожидается самая напряженная избирательная кампания
Он удобен кандидатам тем, что максимально урбанизирован, но в то же время привлечет слишком много конкурентов, за счет чего затраты на участие вырастут.
«Малоизвестных кандидатов в любом случае проще провести по какому-нибудь другому округу, здесь же стоит ожидать зубров. Вплоть до Аркадия Чернецкого и Евгения Ройзмана. В любом случае, это будут хорошо известные как минимум в городе люди, имеющие серьезные финансовые ресурсы», – отмечает Александр Пирогов.
Кандидатам тут предстоит обеспечить себе не только высокие рейтинги, но и банально решить, как привести избирателей непосредственно на участки. Без этого даже самая блестящая кампания может закончиться ничем просто ввиду низкой явки сторонников.
Основные возможные кандидаты: Андрей Альшевских, Анатолий Никифоров, Евгений Ройзман, Аркадий Чернецкий.
№169, Каменск-Уральский: колбаса против коммуналки
Состав: Чкаловский район Екатеринбурга, Арамиль, Богданович, Каменск-Уральский, Сысерть, поселок Уральский.
Население: 467 тыс. 047 человек, в большинстве своем городское население, принадлежащее, однако, к муниципалитетам с очень разными проблемами.
«Здесь есть как минимум два диаметрально противоположных центра напряженности: Каменск-Уральский и Екатеринбург. В такой ситуации лучше всего создавать для каждой из территорий отдельные штабы, которые будут вести независимые кампании. Попытка же построить некую унифицированную кампанию, с одной идеологией сразу на все города – в данном случае самоубийство», – отмечает Александр Пирогов.
Из всех округов данный интересен тем, что смешение разных муниципалитетов тут происходит не впервые. Фактически он повторяет состав одномандатного округа на выборах в заксобрание в 2011 году – тогда тут тоже совместили Сысерть и Чкаловский район. Основная борьба тогда развернулась между действующим депутатом гордумы Екатеринбурга Александром Косинцевым и депутатом заксобрания Максимом Серебренниковым. Последний победил, причем за счет того, что сосредоточился на Сысерти. Избиратели на «уральской рублевке» оказались более активными, чем в городе.
«Наиболее выигрышная стратегия в таком округе – организация прямых встреч с избирателями. Полиграфия и прочие рекламные трюки в данном случае не действуют, они будут работать только на известность. Для победы же люди должны увидеть кандидата, узнать его, услышать и понять. Для этого уже сегодня необходимо начинать работу с данной территорией», – делится сегодня своим опытом с потенциальными кандидатами Александр Косинцев.
Основные возможные кандидаты: Виктор Якимов, Евгений Зяблицев, Максим Серебренников, Лев Ковпак.
№ 170, Березовский: все против всех
Состав: Кировский и Орджоникидзевский районы Екатеринбурга, Алапаевск, Артемовский, Березовский, Реж.
Население: 527 тыс. 401 человек, достаточно смешанное население, по большей части все-таки городское.
Округ, по мнению политологов, получился достаточно разнородным. К примеру: крайне сложно найти общие точки соприкосновения между благополучным Орджоникидзевским районом Екатеринбурга и разоренным Режом. Теоретически про последний можно, правда, вовсе забыть – соотношение населения позволяет это сделать. Но тут есть проблема.
«Безусловно, «первую скрипку» тут играет Екатеринбург, тем более, что тот же Березовский сегодня больше ассоциирует себя с региональным центром. Но здесь есть свои точки напряжения. Орджоникидзевский и Кировский районы сильно отличаются между собой, и вести на оба одну кампанию проблематично. Но в любом случае здесь наибольшие шансы у кандидата от Екатеринбурга, имеющего достаточно большой бюджет», – отмечает Александр Пирогов.
Основные возможные кандидаты: Нафик Фамиев, Евгений Ройзман, Аркадий Чернецкий, Вячеслав Брозовский.
№ 171, Нижний Тагил: горнозаводские войны
Состав: Нижний Тагил, Алапаевск, Верх-Нейвинск, Верхний Тагил, Верхняя Тура, Горноуральский городской округ, Кировград, Кушва, Невьянск.
Население: 465 тыс. 396 человек, смешанное, поровну и городского и сельского электората.
Один из двух округов, новая нарезка которого избиркомом многое изменила в существовавшем раскладе. Вплоть до того, что уже начавший здесь подготовительную кампанию действующий депутат Госдумы Александр Петров оказался без своего опорного пункта – Новоуральска, на который очень рассчитывал. Фактически ему теперь предстоит сделать нелегкий выбор: отказываться борьбы в одномандатном округе и надеяться пройти по партийному списку или срочно менять всю стратегию работы и осваивать новые территории. Шанс для этого, по мнению экспертов «УралПолит.Ru», в принципе есть.
«До выборов год – горы еще можно за это время свернуть. Времени достаточно для того, что бы приехать в округ, познакомиться с ним, пообщаться с людьми, узнать и понять местные проблемы, хватит даже на то, чтобы создать и развернуть агитационную сеть. Да и вообще такие перемены только новичков пугают, для опытного же политика, собирающегося в Госдуму, тут ничего судьбоносного нет – надо лишь оперативно найти общий язык с населением и администрацией», – поясняет Александр Косинцев.
Ситуацию на выборах в округе определит противостояние двух промышленных гигантов – УВЗ и «Евраза»
Основная борьба развернется между промышленными гигантами: УВЗ и Евраз-холдингом. От того, сумеют ли они договориться между собой или нет, будет зависеть, станет ли кампания горячей и насыщенной событиями или пройдет незаметно.
«УВЗ и «Евраз» будут определять тут всю повестку. Другой вопрос, нужны ли им депутаты в Госдуме – тут большие сомнения. У тех и других лоббистов в Кремле достаточно. Соответственно, тут больше вопрос политических амбиций конкретных представителей каждого из предприятий. А дальше – смогут ли они договориться. Если нет, у обеих групп примерно равные и достаточно большие ресурсы, что позволяет сделать кампанию очень напряженной», – поясняет Александр Пирогов.
Основные возможные кандидаты: Владимир Рощупкин, Алексей Кушнарев, Алексей Багаряков, Александр Петров.
№ 172, Асбест: Шептий против Иванова
Состав: Октябрьский район Екатеринбурга, Асбест, Белоярка, Верхнее Дуброво, Заречный, Ирбит, Ирбитский район, Камышлов, Пышма, Рефть, Сухой Лог, Талица, Тугулым, Байкаловский муниципальный район, Камышловский муниципальный район, Слободо-Туринский муниципальный район.
Население: 511 тыс. 492 человека, большей частью сельское население; много небольших городов и поселков.
Так называемый «округ Баринова» закреплен за вполне определенной группой политиков, представляющих главным образом силовиков. Еще один сильный представитель данной территории – спикер заксобрания Людмила Бабушкина, достаточно популярная тут и способная определить победителя избирательной гонки своей поддержкой.
Людмила Бабушкина – влиятельный и хорошо известный жителям округа политик (фото с ее визита в Камышлов)
Результаты выборов здесь предсказуемы, никаких интриг: лидер свердловских единороссов Виктор Шептий, давно дружащий с Игорем Бариновым, давно и основательно готовил округ для себя. Однако полностью исключить возможные сюрпризы ему не удалось.
«Сам Баринов недавно говорил на пресс-конференции, что бы бы рад, если бы округ в Госдуме представлял депутат заксобрания Максим Иванов. Кроме того, Бурков изъявлял желание здесь баллотироваться, Заяблицев рассматривал как возможный такой вариант. При этом округ достаточно неоднородный, с минимальным влиянием населения Екатеринбурга, которое, впрочем, тоже нельзя полностью сбрасывать со счетов. И если тут сойдутся при этом такие мастодонты – кампания получится очень интересной», – отмечает Александр Пирогов.
Основные возможные кандидаты: Виктор Шептий, Максим Иванов, Александр Бурков, Евгений Зяблицев, Лариса Фечина.
№ 173, Первоуральск: Новоуральск Первоуральску не товарищ
Состав: Арти, Ачит, Бисерть, Дегтярск, Красноуфимск, Новоуральск, Первоуральск, Полевской, Ревда, Староуткинск, Шаля, Нижние Серьги
Население: 485 тыс. 389 человек, смешанное, но в большинстве своем – представители сельского консервативного электората.
Несколько равновесных точек напряжения: с одной стороны Новоуральск, живущий достаточно обособленно от всей области, с другой Первоуральск, на протяжении нескольких лет – горячая точка в регионе. В половине оставшихся муниципалитетов свои заметные проблемы, решать которые придется потенциальным кандидатам. За счет того, что основная масса населения является представителями консервативного электората, решающим фактором тут может оказаться наличие административного ресурса, который и людей на участки приведет, и подскажет им, за кого голосовать.
«Безусловно, главный фаворит тут – Муцоев. Если он сможет договориться с остальными потенциальными участниками, то обеспечит себе победу еще до начала кампании. Ресурсов, в том числе и финансовых, у него для этого достаточно. Если же нет, то округ может оказаться интересен очень многим. Особенно если не запретят участвовать одновременно в выборах и в Госдуму, и в заксобрание», – поясняет Александр Пирогов.
Кроме того, здесь после нарезки округов произошло небольшое пополнение потенциальных участников. Добавился Новоуральск – а значит, на территорию может претендовать Александр Петров.
Основные возможные кандидаты: Зелимхан Муцоев, Юрий Переверзев, Евгений Артюх, Лев Ковпак, Александр Петров.
№ 174, Серов: север есть север
Состав: Мазнево, Верхняя Салда, Верхотурье, Волчанск, Гари, Ивдель, Карпинск, Качканар, Краснотурьинск, Красноуральск, Лесной, Нижняя Тура, Новая Ляля, Пелым, ЗАТО Свободный, Североуральск, Серов, Сосьва, Тавда, Таборы.
Население: 479 тыс. 615 человек, преимущественно консервативно настроенное сельское население.
Несмотря на огромный разброс по территории (примерно треть области), округ монолитен по своей структуре. «Житель Серова от жителя Карпинска или Волчанска принципиально ничем не отличается. Проблемы малых городов севера – они достаточно типичны, общие для всех, и избиратель получается достаточно стандартизированным. При этом, несмотря на наличие в каждом муниципалитете своих лидеров, какого-то одного, пользующегося популярностью сразу в нескольких или даже во всем округе, – нет. В результате тут возможны любые, самые неожиданные конфигурации», – отмечает Александр Пирогов.
При всех своих плюсах и неизбалованности избирателя, не знакомого с большинством современных политтехнологий, у округа есть и серьезный минус в виде больших расстояний между городами – кандидату придется намотать немало километров. Впрочем, самое то для молодых, начинающих политиков.
Основные возможные кандидаты: Сергей Семеновых, Евгений Артюх, Дмитрий Ионин, Александр Бурков.
Фото: gelio.livejournal.ru, geo.ru, eburg.mk.ru
© Марина Дынько
Вы можете поделиться новостью в соцсетях