​«Москва не решится принимать этот законопроект». Острую муниципальную реформу протестируют в Свердловской области

Зачастую одним и тем же городом управляют сразу две мэрии

Под лозунгом экономии бюджета власти готовы объединить муниципалитеты с районами-спутниками.

Тема экономии бюджетных средств и реформы МСУ станет одним из ключевых политических лейтмотивов начавшегося года. Прогнозы экспертов «УралПолит.Ru» сбылись спустя два дня: первыми раскручивать тему решили представители ЛДПР. Инициатива по объединению ряда областных муниципалитетов с их районами-спутниками, анонсированная сегодня лидером фракции в заксобрании Денисом Носковым, может обернуться крупнейшей региональной междоусобицей.

«По сути, это проведение референдума»

На территории Свердловской области находится 47 городов, 99 поселков и 1981 деревня. Все они распределены между 73 муниципальными образованиям, среди которых 63 округа и 5 муниципальных округов. Для управления всем этим каждому населенному пункту требуется глава, плюс думы муниципальных образований, плюс соответствующие административные аппараты – тысячи, десятки тысяч чиновников.

При этом зачастую одним и тем же городом де-факто управляют сразу две мэрии. Одна – самим населенным пунктом, другая – поселками на его периферии, входящими в одноименный муниципальный округ. В качестве примера можно привести Ирбит с населением в 40 тысяч человек, входящий в Ирбитское муниципальное образование (также имеет статус города), насчитывающее еще порядка 10 тысяч человек, живущих в 103 деревнях и поселках. И, соответственно: две мэрии, две думы, два административных аппарата, номинально дублирующие свои функции в заботе о сорокатысячном населении основного города этой системы отношений. И даже сидят все эти управленцы зачастую на одной улице в соседних зданиях, решая одни и те же вопросы. Подобная картина наблюдается сегодня в четырех городах региона, помимо уже упомянутого это: Алапаевск и Алапаевский район, Каменск-Уральский и Каменский район, Серов и Сосьва, Нижний Тагил и Горноуральск.

Скромные заявления о необходимости начинать экономию с сокращения госаппарата звучали на уровне областного правительства еще в конце 2014 года. Номинально первыми о запуске реформы по упразднению ряда муниципальных округов заявили депутаты фракции ЛДПР. Лишние мэрии предлагается убрать, муниципальные районы объединить с городами, переделав их в отдаленные части этих населенных пунктов. Все вместе, на первый взгляд, обещает сокращение нескольких сотен ставок и ощутимую экономию бюджетных средств. «Мы будем настаивать на сокращении чиновничьего аппарата и расходов на чиновников», – как раз накануне пообещал в разговоре с корреспондентом «УралПолит.Ru» бывший глава фракции Денис Носков.

Реализовать инициативу депутатов можно двумя путями. Первый – изменить федеральное законодательство и упразднить само понятие «муниципальных округов», второй – на основании действующего Закона о местном самоуправлении провести долгую и достаточно сложную процедуру выяснения мнения населения, согласования с местными думами и заксобранием и после проведения ряда изменений добиться того же самого. Если рассматривать реформу на примере Ирбита, получается, что если думы города и муниципального образования согласны и население выскажется «за», областной парламент может принять постановление о реформировании этих двух территориально-административных единиц.

Версии, что именно предлагают депутаты ЛДПР, разнятся. По одной речь идет о федеральной инициативе. Источник «УралПолит.Ru», знакомый с ситуацией, утверждает, что одним из авторов проекта является координатор ЛДПР по УрФО Владимир Таскаев, и что он уже обсуждал тему с руководителем администрации губернатора Свердловской области Сергеем Пересторониным.

«Идея правильная и нормальная, но мы будем смотреть каждый раз локальную ситуацию, взвешивать плюсы и минусы. То есть не будем вызывать двух глав и говорить «вам нужно объединиться». Как только начинаешь ломать действующую систему власти, порождаешь конфликты между местными элитами», – знает оценку предложения Пересторониным собеседник «УралПолит.Ru»

Вариант сложен в реализации: для принятия законопроекта он должен помимо положительных отзывов из регионов найти поддержку в Госдуме, где большинство от ЕР вряд ли будет сильно заинтересованно принимать непонятную инициативу конкурентов.

«Решение вряд ли будет принято на федеральном уровне, учитывая, что его можно реализовывать и на региональном. Конечно, просто процедура сложная и дорогая, по сути, это проведение референдума, но зато все будет индивидуально, не «под одну гребенку». А то дашь отмашку и начнут объединяться там, где надо и там, где не надо», – уточняет другой собеседник агентства

«Количество чиновников от этого особо не сократится»

Глава фракции ЛДПР в Свердловском заксобрании Михаил Зубарев уточняет: его предложение касается только местного уровня. «131-й закон ведь позволяет подобное объединение провести, если думы города и округа согласны и при условии согласия жителей. Вот мы и хотим инициировать на заксобрании обсуждение подобных инициатив. Надеемся, что коллеги и администрация губернатора нас поддержат».

Что касается поддержки – как коллегами-депутатами, так и членами правительства – тут возникает вопрос целесообразности. И многие настроены довольно скептично. «Количество чиновников от этого сильно не сократится. Потому что территория укрупняется, работать с нею нужно, и все те же самые чиновники этими вопросами и продолжат заниматься. Не о том надо думать, как сократить муниципальные округа, а о том, как повысить эффективность работы», – прокомментировала «УралПолит.Ru» депутат заксобрания Галина Артемьева.

Впрочем, дело не только в этом. «Возьмем, к примеру, Ирбит и Ирбитский муниципальный район. Чтобы их объединить, нужно сначала, чтобы Ирбит отказался от статуса городского поселения. Затем он ведь должен куда-то войти – в состав районного центра, которым является поселок Пионерский. Вот захотят ли они этого? Или наоборот: поселок Пионерский должен будет отказаться от статуса поселка городского типа, перейти в статус городского поселения и в таком виде войти в состав Ирбита. При этом что делать с еще 103 населенными пунктами, входящими в состав района – остается непонятным», – поясняет Галина Артемьева всю сложность проблемы на конкретном примере.

Возникает и еще один вопрос. Он, к слову, всегда возникает, когда речь заходит об объединении каких-либо муниципалитетов. Как, к примеру, это было при обсуждении вопросов присоединения Верхней Пышмы к Екатеринбургу лет пять назад. Тогда противники объединения использовали следующую аргументацию: сейчас город-спутник региональной столицы имеет пусть небольшой, но свой бюджет. На эти деньги ремонтируются дороги, организуется уличное освещение и так далее – все вопросы, и в первую очередь что куда потратить, муниципалитет решает самостоятельно. В случае же объединения деньги уходили бы в бюджет Екатеринбурга и распределялись бы оттуда по усмотрению думы, и не факт, что те согласились бы по-прежнему их отдавать на ремонт улицы Ленина в «периферийной» Верхней Пышме, а не на уборку проспекта Ленина, проходящего за окном, ну или не перераспределили бы на какие-то иные очень важные задачи. Так и тут, в примере с Ирбитом: Ирбитский муниципальный район нужен не только как дополнительные чиновничьи места, но и как структура, через которую до всех этих 103 деревень хоть какие-то деньги доходят, а не оседают только в районной столице.

Наконец, у специалистов по муниципальному управлению возникают серьезные сомнения в том, что упразднение районов приведет к повышению эффективности работы госаппаратов. «Вообще, конечно, надо каждую ситуацию по отдельности брать и подробно изучать. Но обычно там, где существует это деление, оно связано еще и с тем, что есть большая сельская территория, проблемы которой городским жителям просто непонятны. Да и вообще объединение – это не всегда эффективно. Вот у нас в округе три года назад объединили отделы полиции Невьянского муниципалитета, поселка Верхнейвенский, Кировграда и Верхнего Тагила. Три года маялись: ни оперативности, ни быстроты управления – слишком большая территория получилась. Мы с мэрами в итоге собрались и поехали к Бородину, чтоб обратно разъединял», – пояснил «УралПолит.Ru» глава Невьянского городского округа, зампредседателя Совета муниципальных образований Свердловской области Евгений Каюмов.

По данным «УралПолит.Ru», технология может быть обкатана на Каменске-Уральском и Каменском районе, под вопросом также присоединение Махнево – в 2008 году был отделен от Алапаевска в отдельное муниципальное образование, в 2012 году жители попросили губернатора Евгения Куйвашева присоединить поселок обратно.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров