В Екатеринбурге эксперты образовательной сферы рассказали, по каким правилам в 2025 году будут принимать абитуриентов

В Екатеринбурге эксперты образовательной сферы рассказали, по каким правилам в 2025 году будут принимать абитуриентов

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, 18 марта, УралПолит.Ru. В Екатеринбурге в креативном кластере «Домна» прошел круглый стол «ФедералПресс» на тему «Приемная кампания в вузы 2025: тренды, вызовы и перспективы». На встрече представители органов власти, учебных заведений, а также эксперты образовательной сферы и родительских сообществ рассказали, по каким правилам в 2025 году будут принимать абитуриентов, как выбирают вуз сами выпускники и кого готовят в предпрофильных классах городских школ.

Правила приема

Правила приема в текущем году серьезно не изменились. Однако замдиректора по образованию Уральского федерального университета, кандидат экономических наук Елена Авраменко перечислила некоторые новации предстоящей приемной кампании. Среди новшеств – в вузе увеличится количество бюджетных мест для «очников», в первую очередь на инженерных направлениях. Также в УрФУ будут учитываться индивидуальные достижения при поступлении на целевое обучение. Так, дополнительные баллы абитуриенты получат за дипломы и аттестаты о среднем профессиональном образовании с отличием, за участие в олимпиадах в 9-11-х классах и за службу в армии.

«Это облегчит поступление выпускникам школ и СПО, мотивированным обучаться под цели конкретного предприятия. С развитием портала госуслуг порой оказывается, что абитуриент с Дальнего Востока подает заявление на целевой прием от предприятия в Серове и лишь потом выясняет, где находится этот город, и понимает, что он туда не хотел», – рассказала Елена Авраменко.

Ректор Курганского госуниверситета Надежда Дубив добавила, что многие предприятия Зауралья еще не понимают важности трехсторонних соглашений о целевом обучении. Но все же они помогают вузу готовить кадры. Так, завод «Курганстальмост» фактически организовал дуальное обучение, когда половину времени студенты находятся на предприятии, а сервис такси «Максим», в свою очередь, стал выплачивать стипендии лучшим студентам и аспирантам.

О новациях в УрГПУ рассказал начальник управления сопровождения обучающихся Илья Баев. По его словам, в вузе отказались от личного кабинета. Сейчас документы будут принимать только через госуслуги. Баев также порадовался отказу от обязательного ЕГЭ по обществознанию для поступающих на педагогические специальности: раньше его обязательно сдавали все. Теперь абитуриенты будут сдавать единый государственный экзамен по профильному предмету.

Однако новые изменения в правилах приема не порадовали абитуриентов УрГАХУ, рассказала проректор Виктория Исаченко. Сейчас вместо обществознания они будут сдавать экзамен по литературе, который многие считают более сложным. Кроме того, вузам запретили увеличивать количество платных мест сверх заявленного. Также будущих художников могут не удовлетворить результаты творческого конкурса.

«Никто не ставит задачи занизить результат, но это конкурс. Возможно, уровень других ребят в группе настолько высок, что ваш результат будет ниже, чем вы ожидали», – предупредила Исаченко.

За сохранность ЕГЭ в свою очередь высказался академик РАО Евгений Ямбург. Он считает, что стресс для сдающих ЕГЭ выпускников преувеличен. По его мнению, абитуриентам проще написать его, а не вслед за выпускными экзаменами сдавать вступительные, ради которых многим раньше приходилось ехать в другой город. Также академик раскритиковал дополнительные собеседования, которые вводят некоторые столичные вузы.

«Планку образования снижать нельзя. Хочешь сохранять нацию сохраняй планку образования», – заявил Ямбург.

Глазами абитуриентов

Председатель свердловского областного родительского комитета Людмила Золотницкая рассказала, как приемную кампанию видят сами поступающие и их родители. Она поделилась результатами масштабного опроса, который по заказу комитета провели в УрФУ. В нем участвовали более 4 тысяч старшеклассников и свыше 2,3 тысяч родителей.

Исходя из результатов опроса, традиционные дни открытых дверей, которые устраивают вузы, уже не удовлетворяют интерес абитуриентов. Сейчас увеличивается спрос на дни открытых дверей на предприятиях.

Наличие бюджетных мест и удобное расписание, которое позволяет совмещать учебу с работой, остаются главными критериями при выборе вуза. Также абитуриентам важно удобное расположение университета. Помимо этого, школьники стали более придирчивы к наличию конкретных специальностей и востребованности выпускников на рынке труда. Для родителей же шансы на трудоустройство стали вторым по важности признаком при выборе вуза.

«Главное, чего ждут родители, это предсказуемости в системе поступления, потому что правила игры все время пересматриваются», – обратилась Золотницкая к представителям вузов.

Предпрофильные классы

В Екатеринбурге есть более 100 предпрофильных классов, в которых ученики углубленно изучают предметы, необходимые для поступления на определенные специальности. Директор городского департамента Инна Гумбатова рассказала, что среди этих классов психолого-педагогические, предпринимательские, медицинские, юридические, инженерно-технологические. Выпускники лучше сдают ОГЭ и ЕГЭ по профильным предметам и получают практические навыки. В Екатеринбурге 163 ученика таких классов получили профессиональные свидетельства, которые позволяют подрабатывать по специальности во время каникул. Школы так часто хотят запустить новый спецкласс, что в городе пришлось создать экспертный совет, проверяющий заявки.

По словам Инны Гумбатовой, в будущем в школах Екатеринбурга могут появиться ставки профориентолога. Она считает, что ситуация, когда за профессиональную ориентацию подростков отвечает замдиректора или социальный педагог, – неправильная. Также не исключено, что появятся школы со специализированным уклоном.

«Мы не должны выпускать ребенка, который не знает, куда он хочет поступить. Ребенок должен знать, кем он хочет стать и где он будет работать», – заявила Гумбатова.

Директор центра «Золотое сечение» Инна Денюш поддержала тему «бесшовного образования». По ее мнению, одним из инструментов, позволяющих повысить уровень образования, являются предметные олимпиады.

«Последние годы показали, что схема работы одного талантливого педагога с несколькими учениками, к сожалению, неэффективна, ненадежна и неустойчива. Только когда собираются несколько педагогов и им предоставляются серьезные ресурсы, когда система подготовки замкнута в годичную непрерывную историю, когда она включает в себя и интенсивы, и дистанционное образование, и еженедельные программы, – тогда это эффективно действительно и приносит результат», – объяснила Денюш.

В конце круглого стола доцент Соцтеха, член общественного совета при Минобрнауки Инна Литвиненко рассказала о квотах, которые предусмотрены при поступлении для участников спецоперации и их детей.

Фото: ФедералПресс / Иван Кабанов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Персоны:

Компании:

Версия для печати:

Новости партнеров