«Многие не понимают, как себя продвигать». Зачем и как свердловские музеи учатся коммерции

Впрочем, по мнению самих музейщиков, частные культурные галереи способны выйти на самоокупаемость, а государственные будут продолжать свое существование за счет налогоплательщиков. С какими проблемами сталкиваются местные экспозиции, сколько средств идет из казны на их поддержание, читайте подробно в материале «УралПолит.Ru».

По итогам 2017 года культурные учреждения Свердловской области заработали почти пятую часть своих доходов за счет предпринимательских проектов. Об этом сообщается в отчете регионального министерства культуры. Тенденция не обошла стороной местные музеи, которые учатся повышать свои заработки за счет организации мероприятий, продажи сувениров и т.д.. Впрочем, по мнению самих музейщиков, частные культурные галереи способны выйти на самоокупаемость, а государственные будут продолжать свое существование за счет налогоплательщиков. С какими проблемами сталкиваются местные экспозиции, сколько средств идет из казны на их поддержание, читайте подробно в материале «УралПолит.Ru».

Игнорирование заработка

Перед музейными комплексами Свердловской области постепенно формируют требования по повышению собственной доходности. С 2016 года в отчетах, которые публикует свердловское министерство культуры, появился соответствующий целевой показатель. Если быть точнее, в правительстве теперь контролируют, как культурные госучреждения (требования касается в том числе музеев) наращивают коммерческие заработки. В 2016 году доля доходов от предпринимательской деятельности для всех культурных бюджетных организаций в регионе составила почти 14%, в 2017-м году – чуть более 18%.

Источники в екатеринбургских музеях неофициально отмечают, что часто государственным площадкам сложно зарабатывать из-за самой системы, организационной волокиты.

«Частные учреждения более гибкие в плане принятия решений, а в бюджетных может пройти несколько месяцев, прежде чем удастся донести до руководства какую-либо идею. Как правило, расценки на мероприятия утверждают в бухгалтерии заранее. Перечень платных услуг требует согласований в администрации города, так что нет возможности оперативно что-то организовать и заработать», – рассказал собеседник корреспонденту «УралПолит.Ru» на условиях анонимности.

Часто государственные музеи игнорируют платные услуги, которыми давно пользуются коммерческие: например, фотосессии в музее, организация корпоративных мероприятий, продажа собственной сувенирной продукции.

«Многие не понимают, как себя продвигать. В частных музеях и галереях ситуация проще, потому что все только от них самих, от собственной инициативы и креативности зависит, как они будут окупать себя», – сообщил эксперт .

Благотворительный доход

Свердловский областной краеведческий музей (СОКМ) имени О. Е. Клера постепенно наращивает поступления от платных услуг, учреждение выполняет эту задачу в рамках государственного задания. В 2016 году доходы составили более 15 млн рублей, в 2017 – чуть более 19 млн рублей, по итогам 2018 года учреждение планирует увеличить показатели. Об этом рассказал заместитель генерального директора по музейным проектам и филиалам СОКМ Владимир Быкодоров.

«Значительная часть доходов – это поступления от реализации входных билетов и экскурсионного обслуживания. Речь идет не только о посещении музейных экспозиций и выставок, но и об организации детских программ, мастер-классов и т.д. При этом повышение доходности не является главной задачей для нас», – пояснил представитель музея корреспонденту «УралПолит.Ru».

СОКМ, который скоро отпразднует свое 150-летие, включает в себя порядка 20 музейных зданий и является системообразующим для региона музеем и функционирует за счет средств налогоплательщиков. До конца 2018 году во всех музеях, которые входят в СОКМ, должно быть реализовано более 600 выставочных проектов.

Владимир Быкодоров сообщил, что музей также получает поддержку в рамках государственно-частного партнерства.

«Когда мы готовим проекты с бизнес-структурами, некоторые предприниматели помогают нам за счет своих благотворительных отчислений», – рассказал представитель СОКМ.

Среди ярких примеров сотрудничества с бизнесменами – партнерский проект с галереей «Главный проспект» бизнесмена Олега Гусева: организации совместно подготовили выставку, посвященную различным событиям, историческим вехам, связанным с жизнью главного проспекта города.

Гонорар за лекцию

По мнению руководителя Центра инновационных музейных технологий СОКМ Светланы Швецовой, речи не идет о переходе на самоокупаемость бюджетных музеев.

«Государственные музеи никогда не выйдут на самоокупаемость, особенно при сравнительно невысокой входной плате. О самоокупаемости можно говорить, скорее всего, применительно к частным или коммерческим организациям. Но в любом случае, наращивать доходы музеям от своей деятельности, конечно, необходимо», – рассказала «УралПолит.Ru» Светлана Швецова.

По ее мнению, музейным специалистам необходимо перестраивать свою работу, менять форматы и подходы в работе со своими посетителями. Одним из способов разрешения этой проблемы может стать переобучение музейных специалистов. Центр регулярно проводит образовательные семинары и вебинары для музейщиков всей Свердловской области.

Например, формат дистанционной программы становится доступен одновременно для 350-400 человек.

«Мы приглашаем экспертов музейного дела из известных столичных музеев, которые делятся опытом. Сейчас на первый план выходит интерактивность, возможность активного диалога с музейной экспозицией или выставкой, общение друг с другом на фоне «переживания» прошлого», – отметила госпожа Швецова.

Неофициально источники на рынке отмечают, что семинары для музейных специалистов обходятся в разные суммы. Одни лекторы из Москвы просят за свое выступление гонорары в 30 тыс. рублей, другие – в 10 тыс., а третьи готовы поделиться знаниями бесплатно, но при условии оплаты командировочных.

Архив с посетителями

Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) в Верхней Пышме реализует частный проект – Музей военной и автомобильной техники. В 2017 году экспозицию комплекса посетило более 200 тыс. человек, основной заработок приносят обычные посетители, покупающие входной билет.

«Перед музейным комплексом стоит задача обеспечения самоокупаемости по текущим расходам. Работа в этом направлении ведется с прошлого года, определенные результаты есть и мы полагаем, что задача достижима при условии расширения ассортимента и качества предлагаемых гостям услуг», – отметили в пресс-службе комплекса на запрос «УралПолит.Ru».

Улучшать финансовые показатели удается за счет услуг для корпоративных и частных клиентов: проведения мероприятий на площадке музея, фото- и видеосъемки и т.д. В пресс-службе учреждения уверены, что пора отказаться от восприятия экспозиции как строгой, формализованной формы, «этакого архива с посетителями».

«В современных условиях музей – это одна из форм инфотейнмента, возможность жителям и гостям города провести время с интересом и пользой. Для того чтобы перейти из одного состояния в другое необходимо омоложение штата, поддержка инициатив сотрудников», – заявили в Музейном комплексе УГМК.

Работа с туроператорами

Екатеринбургским музеям необходимо перенять практики столичных учреждений. Например, закрывать часть затрат за счет системы волонтеров: такие «добровольцы» могут получать необходимый опыт в проектах, а музеи – работников. Во-вторых, свердловским культурным площадкам следует наладить партнерские отношения с туристическими фирмами.

«Как правило, столичные туроператоры сразу же предлагают пакет услуг, в который входит посещение музеев [в Москве и в Санкт-Петербурге]. Уральские же турфирмы не видят в музеях коммерческой привлекательности, ждут проявления инициативы от музеев. А наши музейщики, в свою очередь, уверены, что турфирмы сами обязаны наладить с ними отношения», – отмечает собеседник «УралПолит.Ru» на условиях анонимности.

Хотя прошедшим летом в Екатеринбург был привлечен большой поток гостей за счет ЧМ-2018 и ИННОПРОМ, этот поток по большей части прошел мимо музеев.

Ну а тем временем, региональные власти наращивают траты из бюджета на работу государственных музеев: если в 2014 году объем финансирования составил более 260 млн рублей, то в 2017 – более 350 млн рублей.

Мария Полоус

Фотографии с страниц в соцсети ВКонтакте СОКМ и Музея автомобильной техники УГМК

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров