«Не буду прогнозировать, что будет». Кулаченко – о бюджете, планах федерального правительства и курсе рубля

Министр финансов рассказала, как указы Путина влияют на бюджет развития

Один из самых непубличных министров свердловского правительства – глава минфина Галина Кулаченко выступила на публике в довольно необычном формате. Соавтор главного финансового документа региона прочитала лекцию студентам УрФУ, заявив, что сбылась ее мечта. За час с небольшим министр не только рассказала слушателям об основах бюджетного процесса, но и раскрыла неизвестные ранее данные о бюджете региона, инсайдерскую информацию из федерального кабмина, а также сделала серьезные экономические прогнозы. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Про дефицит бюджета

Профицита не будет. Если расходы растут быстрее, чем доходы, дефицит будет всегда. Сегодня у нас большие перепады налога на прибыль, вы знаете, что у нас на финансовом рынке, рынке металлов. Значительная часть расходов – это расходы на выполнение президентских указов от 2012 года. Это очень большая сумма в бюджетах всех субъектов РФ. Субъекты не в состоянии самостоятельно исполнять указы. Из федерального бюджета какая-то маленькая доля приходит. Доходы не растут. Мы закончим реализацию указов к 2018 году, тогда будем сокращать дефицит, если не будет дополнительной нагрузки федерального уровня.

Про изменения Бюджетного кодекса

Сегодня на федеральном уровне решается вопрос об изменении норм Бюджетного кодекса. Они озабочены тем, что стремительно растет госдолг субъектов. Сегодня по закону дефицит бюджета не должен превышать 15 % от налоговых и неналоговых доходов, а объем госдолга не должен превышать сегодня 100 %. По первой норме хотят сделать 10 %, по второй – 50 %. Это будет в ближайшее время. Когда мы формируем бюджет до 2030 года, мы эту норму закладываем. Федеральная власть озабочена, что все-таки сильно растет госдолг, решила применить такие инструменты сдерживания. Субъектам трудно, а что они могут сделать? Если полномочия определены, консолидированный бюджет обязан выполнить все полномочия, которые предусмотрены двумя законами.

Про майские указы Путина

Идеальное соотношение бюджета развития и бюджета проедания – 40 на 60 %. Сегодня ни один субъект это выполнить не в состоянии, мы проедаем 70–85 %. Это происходит за счет реализации указов президента. Я их не критикую, там есть стимул для развития, но факт есть факт. Субъекты пытаются расходы ужать до той степени, что они остаются на уровне выплаты зарплаты. В средней полосе есть субъекты, где госдолг превышает 100 %, например, Рязанская область.

Про экономию

Было принято решение, что мы с 2016 года не начинаем ни одного нового проекта, заканчиваем, что начато. Это дало резерв. Второй момент – мы договорились с министерствами и ведомствами, чтобы они пересмотрели программы и те расходы, которые были не завязаны на конкретные результаты, их было предложено оптимизировать. Это дало расходы на 9,8 млрд рублей меньше.

Про 2016 год

В первом квартале Госдума может скорректировать бюджет, и понятно, что он будет в сторону уменьшения. У нас был консервативный подход, поэтому мы в первом-втором квартале корректировать не будем.

Про особую удачу Екатеринбурга

Когда мы выполняли закон об образовании, мы полагали, что обеспечить нужно деятельность тех сотрудников, которые задействованы в образовательном процессе. Прокуратура нас поправила и сказала, что все штатные единицы должны быть обеспечены. Муниципалитетам просто заменили дотацию на субвенцию. А Екатеринбург является бездотационным регионом, этой части денег по нему не было, поэтому мы ему дополнительно на 2016 год даем три миллиарда рублей. Повезло Екатеринбургу, правда?

Про налоги

По результатам работы всех комиссий нам удалось дополнительно собрать 9,4 миллиарда за 9 месяцев 2015 года. Сейчас у нас есть 13 миллиардов переплаты от предприятий – это те деньги, которые мы должны будет вернуть, если что. Сохраняется недоимка порядка 15 миллиардов по всем налогам, по ней мы работаем предметно.

Про зарплаты бюджетников

Вот уже третий год работникам органов власти не индексируется зарплата. Раньше – на 5–7 % в связи с инфляцией. На сегодняшний день объем фонда оплаты труда уменьшен на 7,5 %, два оклада убираются сразу и 2,5 % сокращается. Зарплата падает с 2014 года, это не очень хорошо, но это один из инструментов оптимизации.

Про типы журналистов

Я глубоко убеждена, что все журналистское сообщество делится на две категории. Первая – та, которая хорошо разбирается в вопросах межбюджетных отношений. Одна часть из них объективно пишет об этом, но это же неинтересно, правда? Есть вторая часть, которая хорошо разбирается в бюджете, но преподносит это в свете, который выгоден какой-то из сторон. Это субъективный подход, например, если журналист начинает кричать, что область не дала городу денег на решение вопросов местного значения. С первыми мы работаем, со вторыми стараемся не говорить. Есть вторая категория, которая не обладает знаниями о специфике, о которой пишет. С этой категорией журналистов, если они нормально воспринимают, надо работать, обучая.

Про рубль

Не буду прогнозировать, что будет.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Компании:

Места:

Версия для печати:

Новости партнеров