Избирательную кампанию-2015 на Среднем Урале сложно назвать масштабной. В сентябре жителям региона предстоит выбрать главу одного из муниципалитетов и депутатов нескольких дум. Особого ажиотажа среди партий и политологов кампания не вызывает, хотя до дня голосования осталось менее двух месяцев. А присмотреться стоило бы. Избирательная гонка рискует превратиться в анекдот: в соответствии с новым избирательным законодательством все участники выборов должны указывать информацию о судимости, даже если она погашена. Это требование уже значительно усложнило процесс выдвижения кандидатов и усугубило еще более серьезную проблему – невероятный кадровый дефицит партий в территориях. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Избирательную кампанию-2015 на Среднем Урале сложно назвать масштабной. В сентябре жителям региона предстоит выбрать главу одного из муниципалитетов и депутатов нескольких дум. Особого ажиотажа среди партий и политологов кампания не вызывает, хотя до дня голосования осталось менее двух месяцев. А присмотреться стоило бы. Избирательная гонка рискует превратиться в анекдот: в соответствии с новым избирательным законодательством все участники выборов должны указывать информацию о судимости, даже если она погашена. Это требование уже значительно усложнило процесс выдвижения кандидатов и усугубило еще более серьезную проблему — невероятный кадровый дефицит партий в территориях. Подробности — в материале «УралПолит.Ru».
Всего в этом году в единый день голосования 13 сентября в Свердловской области выборы пройдут в 9 городах. В Унже-Павинском сельском поселении при этом выберут главу муниципалитета, в Верхотурье и Махнево — думы, еще в ряде городов, среди которых Лесной, Верхняя Салда и Красноуфимск — пройдут довыборы депутатов, на которых будет распределено 1-2 мандата.
«44 тысячи избирателей смогут принять участие в выборах 2 августа и 13 сентября 2015 года. Из них 1379 – впервые голосующих. Процесс голосования будет организован 62 участковыми избирательными комиссиями. В соответствии с законом агитация в СМИ начнётся 15 августа 2015 года и закончится в 00 часов 12 сентября 2015 года (в Бисерти - с 13 июля до 00 часов 1 августа)», - рассказал «УралПолит.Ru» зампредседателя областной избирательной комиссии Сергей Красноперов.
В целом, кампания считается не очень значительной — слишком малочисленны данные населенные пункты и в повестке обычно не фигурируют. Партии честно признаются — выборы в небольших территориях их не интересуют. «Еще Медведев предложил, что все стягивается в Москву и 20 гигаполисов. Крупные города становятся центрами политической и экономической жизни, туда идут инвестиции, деньги. И к этому все и идет. В результате муниципальные выборы потеряли свое значение для партий и в тактиче6ском и в стратегическом плане. И сейчас половина России у нас живет в малых городах сами по себе. И у них позиция формируется такая: вы к нам не лезьте и делайте что хотите у себя», - объясняет экс-глава свердловского обкома КПРФ Дмитрий Шадрин.
Некоторое исключение представляет лишь Верхотурье, которое ожидает миллиардные субсидии из федерального бюджета на развитие «духовной столицы Урала». Но и тут возникли проблемы, характерные, впрочем, для всей кампании.
Так, неделю назад, на политсовете «Единой России» лидер реготделения Виктор Шептий заявлял соратникам: «Мы проводили консультации, будем говорить честно, и с правоохранительными органами, сейчас с 2014 года любая судимость, даже погашенная, указывается, нам таких кандидатов не надо. Поэтому согласно личному заявлению в соответствии с законом о персональных данных были проведены проверки».
При этом еще в 2013, на выборах в гордуму Екатеринбурга многие партии говорили о дефиците кадров. Касалось это не только региональной столицы, но федерации в целом. Дело дошло до того, что участникам пришлось снижать требования и в результате то и дело возникали курьезы вроде произошедшего в Кургане, когда сотрудник избирательной комиссии узнал о сокрытой одним из кандидатов судимости потому, что сидел с ним в одной камере. На этих выборах в Свердловской области ситуация может повториться.
Как сообщили «УралПолит.Ru» в облизбиркоме, до конца срока выдвижения кандидатов осталась неделя, заявились еще не все, но из 46 уже подавших документы — 4 не указали сведения о своей судимости. Это кандидаты в представительные органы местного самоуправления Махнёвского муниципального образования, городского округа «Лесной», Бисертского городского округа. Троим отказано по этой причине в регистрации, один – написал заявление об аннулировании своего выдвижения. При этом из партий заявки пока подали только КПРФ и «Партия пенсионеров» - остальные еще продолжают согласовывать списки.
«По результатам местных праймериз проходят местные политсоветы, которые предлагают региональному политсовету кандидатуры. Еще на этапе выдвижения кандидатов на праймериз проходят проверки по ряду моментов, включая наличие судимостей. По итогам всех проверок региональный политсовет согласовывает кандидатов и отправляет выписки на каждую территорию, где проводятся уже политсоветы по выдвижению. Все процедуры мы планируем закончить к 21 июля», - рассказала, в частности, как ситуация выглядит сейчас в «Единой России» первый замруководителя регионального исполкома партии Екатерина Куземка. О том же, каких усилий стоит даже такой крупной партии подобрать кандидатов говорит следующий пример: список по Верхотурью в ЕР начали составлять с сентября и за это время он переписывался, по словам собеседника «УралПолит.Ru», 6 раз. При этом, конкретно «Единая Россия» по решению генсовета партии, обязана выдвигать кандидатов абсолютно на всех выборах, несмотря на кадровый дефицит и проблемы с законом у потенциальных участников кампании.
Собеседники «УралПолит.Ru» признаются, что партия власти в данной ситуации, имеет еще относительно хорошие шансы на формирование списка кандидатов. У остальных ситуация еще сложнее. «У «Единой России» проблем меньше всех. А остальные партии — они сейчас не заинтересованы в местных выборах. У нас, вон, в КПРФ вообще решили сэкономить на проведении партийной конференции и все кандидаты идут сейчас самовыдвиженцами. По принципу: пройдут — хорошо, не пройдут — не страшно. А что касается дефицита кадров, то на муниципальных выборах, ведь, кто идет. Это либо «профессиональные политики», либо те, кто планирует лоббировать свои интересы. По второму пункту — это к «Единой России», у них возможностей банально больше. А что касается «профессионалов»: у КПРФ они в основном сосредоточены в Екатеринбурге, у ЛДПР — вообще почти все, кто есть, сидят в заксобрании на должностях помощников, «Справедливой России» - вообще все изначально своеобразно было организовано. В результате выдвигать на муниципальных выборах некого», - обрисовал «УралПолит.Ru» складывающуюся ситуацию депутат заксобрания от КПРФ, ветеран уральской политики Дмитрий Шадрин.
Примечательно, что в «Единой России» с данной оценкой как минимум отчасти согласны: «Дефицит кадров сейчас действительно существует. Но мы надеемся, что в связи с последними изменениями пойдет новый процесс и партии начнут подтягиваться. Речь идет о новом способе назначения глав муниципалитетов — он полностью зависит теперь от местных дум и, соответственно, роль муниципальных дум меняется, появляется интерес к ним у партий. С другой стороны — местные думы больше не избираются по партийным спискам, кто победит — зависит от самих кандидатов, их активности. При этом борьба разворачивается на этапе подготовки к выборам — борьба за кандидатов. А думающий кандидат в этой ситуации КПРФ и ЛДПР мало интересует — все понимаю, что в отдельно-взятом муниципалитете коммунизм не построишь и идеалы ЛДПР то же не реализуешь», - размышляет Екатерина Куземка.
Эксперты отмечают, что в сложившейся ситуации есть не только минусы, но и плюсы. С одной стороны, сама ситуация не столь критична и открывает дорогу в политику для лиц с криминальным прошлым: «В конце-концов, где вы сейчас найдете кандидатов, у которых такого вообще нет? «Не сидел — не русский», - отметил один из экспертов. С другой стороны, по мнению других, кадровый дефицит должна победить конкуренция программ: «У избирателя существует большой запрос на очищение политики от криминальных элементов. К этому критерию относятся ревностно избиратели, избиркомы, которые строго подходят к выполнению этого пункта и тщательно отбирают, сами партии достаточно активно очищают ряды от тех, кто намерен пойти на выборы. То что люди отсеиваются приводят к тому что политический процесс выглядит не как войны компроматов, а на уровне конкуренции программ. Социология показывает что уровень доверия растет, к политике относятся не как к нечистому делу, надежда на представителей партий подросла», - считает политолог Анатолий Гагарин.
© Игорь Чукреев
Вы можете поделиться новостью в соцсетях