«Это кровоточащая рана». Что на самом деле происходит на Левихинском руднике

Спасение Свердловской области от экологической катастрофы стоит десятки миллионов

​На Среднем Урале обострилась одна из самых давних экологических проблем – «кислотный» Левихинский рудник. Мнения ведомств разделили: одни считают считает, что области грозит экологическая катастрофа, а другие – что ситуация рутинна.

На Среднем Урале обострилась одна из самых давних экологических проблем – «кислотный» Левихинский рудник. Шахты с медной рудой затопили еще в начале 2000-х годов, и с тех пор каждый год областная власть тратит десятки миллионов рублей на нейтрализацию воды. Раз в несколько лет об опасном руднике снова вспоминают, когда появляется новый способ нейтрализации вод или когда на место приезжает очередная проверка. В этот раз мнения ведомств разделили: одни считают считает, что области грозит экологическая катастрофа, а другие – что ситуация рутинна. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Левихинский рудник в Кировградском округе вновь в центре внимания. В поселке Левиха прошло заседание рабочей группы министерства природных ресурсов Свердловской области, в составе которой были сотрудники свердловского управления Россельхознадзора. По данным регионального управления Россельхознадзора, на сегодняшний день содержание меди, цинка и железа превышает допустимую норму в десятки раз. Чтобы загрязненные воды не попали в реку Тагил и не затопили поселок, предприятие «Урал Монацит» откачивает излишки воды. В ведомстве отметили, что по итогам совещания было принято решение о необходимости законсервировать рудник, чтобы «предотвратить экологическую катастрофу». Однако позже в разговоре с «УралПолит.Ru» представитель Россельхознадзора уточнил, что пока о каких-то работать говорить рано. На сегодняшнем этапе различные инстанции лишь обмениваются письмами, а полностью ситуацию контролирует министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.

Как выяснил «УралПолит.Ru», неразрешенная ситуация с шахтными водами тянется с 90-х годов прошлого века, когда предприятие, разрабатывающее медный рудник, погрузилось в глубокий кризис. В начале 2000 шахты затопили, но сразу встал вопрос очистки вод, куда попадала кислота. С 2003 года нейтрализацией кислот на объекте занималось ООО «Экология».

«Уже в 2006 году ситуация была критической, так как прокуратура Нижнего Тагила нашла превышения допустимых концентраций в реке Тагил, куда и сливались шахтные воды. Дело в том, что кислота из шахты выливается наружу уничтожая все живое вокруг. Нейтрализацией шахтных вод занималась компания ООО «Экология», которую спонсировало правительство Свердловской области. Это дорогое удовольствие. Ежедневно для работы станции очистки нужны тонны извести, которая подвозится на станцию в каждый день. Это огромные затраты. До тех пор, пока кислота нейтрализуется, все должно быть в норме», – рассказал «УралПолит.Ru» журналист Роберт Карапетян, который в те годы активно занимался этой проблемой.

Для покупки необходимых реагентов компании выделялись средства из областного бюджета. Но в 2010 году проверка уральского управления Генпрокуратуры показала, что воды из шахты все-таки загрязняют реку Тагил, и происходит это из-за некачественных работ «Экологии». Против главы компании Валерия Русских было возбуждено административное дело. В 2013 года предприятие было ликвидировано.

На сегодняшний день предприятие до сих пор очищается известковым способом. При этом все последние годы свердловские власти искали способ нейтрализовать рудник. В 2012 году свою версию выдвинул Уральский федеральный университет, который предложил перерабатывать шлам из шахты в стройматериалы после извлечения из него меди и цинка. Кроме того, устройство должно было обезвреживать воду. Проект рассматривали несколько лет. В конце сентября прошлого года министр природных ресурсов области Алексей Кузнецов заявил, что «проект интересный и реализуемый», но есть ряд вопросов, на которые «решения не нашли».

Нового проекта пока не представлено, но согласно госпрограмме Свердловской области «Обеспечение рационального и безопасного природопользования» всего на разработку проекта, сметы и на очистку щахтных вод до 2020 года область собирается потратить 115 миллионов рублей. В 2014 году – пять миллионов и в 2015 года – десять миллионов на разработку проектно-сметной документации, а с 2017 по 2020 годы – сто миллионов на работы по реконструкции комплекса по очистке шахтных вод Левихинского рудника. Речи о консервации объекта в документа не идет.

«Когда я снимал фильм, эксперты говорили, что подобные рудники вообще нельзя законсервировать. Это как кровоточащая рана, которая всегда будет изливаться кислотой. И что всегда нужна будет станция очистки, которая будет эту кислоту нейтрализовывать», – отметил Роберт Карапетян.

На сегодняшний день полностью прояснить информацию о ситуации на руднике может только министерство природных ресурсов Свердловской области, так как именно области принадлежат станции нейтрализации на воде. Местные власти о состоянии объекта ничего не знают, но отмечают, что никакой экологической катастрофы на объекте нет.

«Ситуация на руднике обыкновенная для множества рудников бывшего СССР, где есть каким-то образом закрытые или брошенные шахты. В отношении объектов, которые нейтрализуют воду, технологии пока известные – нейтрализация гашеной известью. И там все хорошо, вода осветляется. По поводу экологической катастрофы – это громко сказано, там земли не сельскохозяйственного назначения», – рассказал «УралПолит.Ru» источник в мэрии Кировграда.

В министерстве природных ресурсов Свердловской области «УралПолит.Ru» заявили, что ситуация находится под контролем. «Левихинский рудник – действительно является проблемной зоной нашего региона, однако она не бесконтрольна. Областные власти и профильное министерство принимают все усилия для обеспечения безопасности жителей области. По данным последних замеров, которые осуществлялись на руднике, в сбросе воды после станции нейтрализации существуют превышения предельно допустимых норм содержания вредных веществ, но они не являются угрожающими. Так, по железу превышение составляет 37,3 раза, по цинку – в 99 раз. Важно подчеркнуть, что благодаря принятым мерам удалось эти показатели существенно снизить по сравнению с прошлыми годами», – отметил заместитель министра природных ресурсов региона Александр Александров.

По данным департамента информполитики губернатора, в 2014 году на нейтрализацию кислых стоков Левихинского рудника было потрачено 60 миллионов рублей из областного бюджета, в 2015 году будет направлено около 65 миллионов рублей.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях