Корреспондент «УралПолит.Ru» попытался разобраться, кто отвечает за депортацию иностранцев и почему мигрантам дважды оплачивают дорогу домой. Подробности – в нашем материале.
Силовики и чиновники не могут депортировать с территории Среднего Урала сотни мигрантов. Неразбериха с бюджетным финансированием и несогласованность работы сразу нескольких государственных ведомств приводит к бунтам в спецучреждении для мигрантов и необоснованным бюджетным расходам. Корреспондент «УралПолит.Ru» попытался разобраться, кто отвечает за депортацию иностранцев и почему мигрантам дважды оплачивают дорогу домой. Подробности – в нашем материале.
На месте Специального учреждения временного содержания иностранных граждан (СУВСИГ), открытого два года назад на улице Горнистов в Екатеринбурге, первоначально планировалось организовать Центр для адаптации мигрантов. Своеобразное общежитие, где вновь прибывшие могли вникнуть в местные устои и правила. Но очень быстро стало ясно, что деятельность центра себя не оправдывает. Общежитие перевели на более жесткие условия СУВСИГ. Теперь сюда попадают иностранцы, которые по решению суда должны быть выдворены за пределы России.
Территория СУВСИГ закрытая. Доступ туда имеют только сотрудники ФМС, в ведении которой находится то учреждение, и судебные приставы. Последние привозят в СУВСИГ мигрантов, «приговоренных» к выдворению, или увозят тех на самолет (выдворяют). А еще иногда появляется ОМОН. Весной 2015-го иностранцы устраивали здесь акции протеста настолько серьезные, что ФМС пришлось блокировать этажи и звать на помощь полицейский отряд особого назначения.
«С нами обращаются, как с зэками. Сегодня залетели к нам люди в масках, всех поставили на растяжку. Двоих избили. Не дают в своих вещах ходить. Выдали какие-то халаты, ходим в этих халатах. У нас условия здесь хуже, чем на зоне. Так нельзя жить. Нужно это остановить. Начальник говорит, что устроит нам тут ИК-2. На наши просьбы никак не реагируют. К начальнику не выводят, родных не запускают. Как нам быть?», – кричал через решетки один из обитателей СУВСИГ во время очередной акции протеста, произошедшей в ночь на 15 мая.
К волнениям в СУВСИГ весной привела переполненность учреждения. По данным аппарата Уполномоченного по правам человека Свердловской области, весной численность населения «общежития» составляла 296 человек на 150 мест, многим приходится спать на полу.
Свердловский омбудсмен Татьяна Мерзлякова подчеркивала, что беспорядки связаны не с условиями содержания, а с перелимитом. Он, в свою очередь, возник из-за невозможности отправки иностранцев на родину. Как сообщили «УралПолит.Ru» в региональном управлении УФМС, по данным на 23 сентября в СУВСИГ находится 135 граждан. При этом свыше месяца в учреждении пребывает 40 человек. Некоторые из иностранцев живут здесь годами.
Так, по рассказам правозащитников, долгожителем СУВСИГа является гражданка Камеруна. В учреждении она пребывает уже более года. А ее «долгожительство» связано с дороговизной билетов на авиаперелет в Камерун – 45 тысяч рублей. При этом, согласно законодательству, содержание иностранных граждан в специальном учреждении осуществляется до их административного выдворения либо передачи Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии. «Соответственно, понятия «временной лимит» нет», – объясняют в свердловской ФМС. К слову, в СУВСИГ опровергают информацию о том, что к ним поступала гражданка Камеруна.
Большинство экспертов, опрошенных «УралПолит.Ru», уверены, что главной причиной долгого пребывания иностранцев в СУВСИГ является недостаток финансирования процедуры выдворения. Говоря проще, нет денег на билеты.
«Средства на приобретение билетов длительное время не выделялись ни Федеральной службе судебных приставов России, ни Федеральной миграционной службе России, поэтому в течение нескольких месяцев уезжали домой только те иностранцы, которые могли самостоятельно оплатить свой проезд. В сложившихся условиях сотрудники этих ведомств предпринимали все возможные усилия, чтобы максимально разгрузить учреждение: велась работа с представителями авиакомпаний, которые согласились продавать билеты в кредит с последующей их оплатой в стране исхода, с лидерами диаспор, родственниками и знакомыми подлежащих выдворению и депортации людей. Отправляли, кого могли», – рассказала омбудсмен Татьяна Мерзлякова.
По закону, приобретение проездных билетов для иностранных граждан, подлежащих выдворению, производится за счет федерального бюджета. В Свердловской области этими вопросами занимаются судебные приставы, которым деньги приходят из Минюста. Однако уточнить порядок сумм и механизм бюджетирования в Управлении ФССП области «УралПолит.Ru» не удалось.
Между тем в службе судебных приставов без стеснения говорят о том, что мигрант может улететь домой и за свои кровные либо попросить диаспору собрать необходимые деньги.
«Приобретение билетов также осуществляется родственниками выдворяемых. Кроме того, на сегодняшний день активно развивается сотрудничество с иностранными диаспорами по вопросам оплаты административных штрафов за правонарушения в сфере миграции и приобретения билетов для выдворяемых», – заявили «УралПолит.Ru» в пресс-службе УФССП области.
Представители свердловских диаспор неохотно комментируют тему финансовой помощи своим землякам, застрявшим в СУВСИГ. «Человек, приезжающий в Россию, берет на себя все страхи и риски. Если он может дать своим землякам гарантии возврата денежных средств, ему, конечно, помогут», – поведал представитель киргизской диаспоры, попросивший не указывать свое имя.
Между тем, как выяснилось, нередко выдворение из страны оплачивается налогоплательщиками дважды. Дело в том, что множество иностранцев попадают СУВСИГ после выхода из колонии.
«При освобождении в исправительном учреждении осужденным выдают деньги на приобретение билетов на проезд и питание в пути. Порядок освобождения лиц, в отношении которых принято решение о депортации, и которые, как правило, отправляются в страну исхода принудительно, между ФМС России и ГУФСИН России не согласован, поэтому и исправительным учреждением данным осужденным выдается сумма, равная стоимости билета для проезда до границы или до места жительства иностранного гражданина до осуждения на территории России. Потратить эти деньги некоторые осужденные не имеют возможности, поскольку при выходе из колонии помещаются в СУВСИГ до исполнения решения о депортации, – рассказала Татьяна Мерзлякова. – Одним из оснований для лишения свободы при этом является отсутствие средств на приобретение билетов. Служба исполнения наказаний вправе оплатить проезд железнодорожным транспортом, а ФМС России осуществляет депортацию иностранных граждан и лиц без гражданства воздушным транспортом, поскольку данный способ исключает неисполнение решения о депортации иностранным гражданином. Никакими нормативно-правовыми документами не предусмотрено использование ранее выделенных осужденному исправительным учреждением денег, поэтому они остаются ему в подарок. По моим сведениям, выплаты могут достигать нескольких тысяч рублей».
В данный момент Татьяна Мерзлякова готовит соответствующие предложения о координации деятельности ГУФСИН, ФМС и ФССП в рамках работы по выдворению проштрафившихся иностранцев.
© Дмитрий Антоненков
Вы можете поделиться новостью в соцсетях