В Свердловской области, несмотря на кризис, не забывают о масштабных проектах, начатых в сытые времена. Среди них – туристический кластер «Самоцветное кольцо Урала». Последнее слово за Москвой.
В Свердловской области, несмотря на режим жесткой экономии и кризис, продолжают мыслить глобальными категориями и не забывают о масштабных проектах, начатых в сытые времена. Среди них – туристический кластер «Самоцветное кольцо Урала», который в среднесрочной перспективе должен стать основным местом отдыха для уральцев, а в долгосрочной – для россиян и даже иностранцев. Чиновникам понадобился год, чтобы определиться со стоимостью проекта, но вопросы остаются до сих пор. Последнее слово за Москвой. Пока федеральные власти данные ранее обещания не сдерживают. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».
Туристическая мечта губернатора Евгения Куйвашева столкнулась с суровыми реалиями кризиса. Федеральные власти сократили объемы планируемого финансирования на мега-проект «Самоцветное кольцо Урала».
Проект программы «Самоцветное кольцо Урала» впервые был представлен осенью 2013 года – на инвестиционном форуме в Сочи с ним познакомился премьер-министр Дмитрий Медведев. Но подробности и маршруты стали известны только в апреле следующего года на туристическом форуме «Большой Урал». В министерстве экономики тогда заявили, что это уральский ответ Золотому кольцу, Серебряному кольцу и кольцу в горах Алтая. Подробности были неизвестны, финансирование не определено, зато пиарили проект байкеры и организатор фестиваля «Старый Новый рок» Евгений Горенбург, который устроил мотопробег с концертами по городам, которые попадут в проект. И наконец сегодня, 24 февраля, премьер-министр Свердловской области Денис Паслер подписал комплексную программу по формированию автомобильного кластера.
Этот документ позволит правительству привлекать инвесторов и просить деньги у Москвы. На сегодняшний день проект оценивается в 4,9 миллиарда рублей. В него входит создание кольцевого маршрута на 830 километров по 12 муниципалитетам области. В десяти городах будут созданы достопримечательности – некоторые объекты будут построены с ноля. В Невьянске кроме известной на полмира падающей башни будет создан комплекс народных промыслов, на родине мотоциклов «Урал» Ирбите организуют, естественно, Центр мотокультуры, в Нижнем Тагиле из набережной сделают «Лагуну», а в Арамиле построят парк уральских сказов. Пока планируется разработать маршрут на восток области до Ирбита, в перспективе – дотянуть кольцо до Туринска и Тавды с их горячими источниками и даже до Тюмени.
Основную часть суммы в 4,9 миллиарда (3,8 миллиарда) до 2018 года будут финансировать частные инвесторы. «В настоящее время сформирован пул стратегических инвесторов проекта, с которыми заключены соглашения о намерениях. Уже есть 26 соглашений о намерениях с 13 инвесторами между администрациями муниципалитетов и представителями бизнеса», – заявил сегодня на заседании правительства министр инвестиций области Алексей Орлов. Имена и суммы потенциальных вкладчиков в уральский туризм пока не разглашаются. По словам чиновника, официальное постановление о программе позволит привлечь новых бизнесменов. Год назад точной цифры еще не было, но на форуме «Большой Урал» чиновники рассуждали о трех миллиардах рублей только на первый этап проекта – строительство гостиниц.
Муниципалитеты по планам должны потратить 293 миллиона, а из областного бюджета чиновники хотят выделить всего 37 миллионов. Вопросы пока возникают лишь к федеральной поддержке. В принятом постановлении говорится, что Москва согласилась выделить 70 миллионов рублей, но свердловское правительство это не устраивает, ведь до этого Федерация обещала ощутимо больше. Чиновники сдаваться не собираются. «26 февраля состоится очередное заседание координационного совета Ростуризма, на котором я буду присутствовать. На нем будут обсуждаться планы по развитию туристических кластеров. Нами подготовлен в адрес Ростуризма необходимый пакет документов для рассмотрения возможности увеличения лимита средств федерального бюджета до необходимых 324 миллионов. Первоначально нам утверждали эту сумму, пока доведены лимиты до 70-ти, вот 26 числа будет решаться данный вопрос», – отметил Алексей Орлов.
Убедить Федерацию свердловские власти хотят цифрами. «Самоцветное кольцо Урала» должно увеличить количество туристов в три раза: с 234,8 тысяч человек в 2014 году до 704,6 тысяч человек в 2018 году. От этого, по мнению Орлова, будет зависеть «лояльность федеральных органов власти». К слову, год назад планы были несколько грандиознее. Директор департамента малого и среднего бизнеса и туризма областного министерства экономики Александр Породнов заявлял, что к 2020 году по кольцу должны ездить 1,4 миллиона человек, причем целевой аудиторией считались уральцы в целом и жители Свердловской области в частности.
Несмотря на то, что даже 324 миллиона выглядят несолидно по сравнению с миллиардами от частных инвесторов, помощь Москвы – вопрос престижа, при этом согласие федерального кабмина на увеличение финансирования – это фактически одобрение на самом высоком уровне проекта, который выглядит достаточно сомнительно в кризис. Недаром Денис Паслер поручил на особом контроле держать тему именно с федеральными деньгами.
© Ольга Балюк
Вы можете поделиться новостью в соцсетях