«По сути, это тяжелый мужской труд». Как уральские промышленники относятся к списку запрещенных для женщин профессий

​Перечень работ, к которым запрещено привлекать женщин, регулярно становится темой для споров среди общественников, политиков и чиновников. При этом представители промышленности, которых касаются эти правила, практически не участвуют в дискуссии. «УралПолит.Ru» опросил свердловских металлургов, машиностроителей и энергетиков, о том как они относятся к установленным ограничениям.

Перечень работ, к которым запрещено привлекать женщин, регулярно становится темой для споров среди общественников, политиков и чиновников. При этом представители промышленности, которых касаются эти правила, практически не участвуют в дискуссии. «УралПолит.Ru» опросил свердловских металлургов, машиностроителей и энергетиков, о том как они относятся к установленным ограничениям.

Запрет для женщин, принятый в 2000 году постановлением правительства РФ №162, распространяется на 456 профессий. Документ ограничивает работы на вредных и опасных производствах в цветной и черной металлургии, на объектах энергетики, в ремонтных и монтажных бригадах и т.д. Постановление уже неоднократно становилось объектом критики со стороны общественных организаций, парламентариев. В 2017 году к обсуждению подключились уполномоченная по правам человека Татьяна Москалькова и Министерство труда РФ. В Консорциуме женских неправительственных объединений напоминают, что впервые этот список был составлен в СССР еще в 1974 году и с того момента не изменился.

«Государство оправдывает наличие этого перечня заботой о репродуктивном здоровье женщин. Конкретных научных исследований и данных, подтверждающих особо пагубное влияние <…>, не проводилось. Доказательств того, что занятость в данных профессиях по-разному влияет на репродуктивное здоровье женщин и мужчин, также не имеется», – отмечается в докладе Консорциума.

Проблема была также включена в Национальную стратегию действий в интересах женщин на период до 2022 года: в промышленном секторе внедряются новые технологии, это позволяет минимизировать вред для женщин. Тем не менее, «сохраняются ограничения по видам работ», уточняется в документе. Согласно официальной статистике, всего во вредных и опасных условиях трудится 1 миллион россиянок, в Свердловской области (по состоянию на 2016 год) – 55,3 тысячи.

Станочники и инженеры

Ни одно предприятие, к которому обратился корреспондент «УралПолит.Ru» за комментарием, не обсуждало с министерством труда РФ возможность пересмотра списка. На заводах удается улучшать условия труда, новая техника повышает комфорт рабочих. Но несмотря на это большинство компаний не заинтересованы в отмене запрета.

Так, на АО «НПК «Уралвагонзавод» прием на работу и трудовые условия организованы в соответствии с требованиями постановления. В корпорации подсчитали, что женщины составляют почти половину коллектива (около 13 тыс. человек из 29 тыс.), они трудятся на рабочих, инженерно-технических и руководящих должностях.

«Необходимости в пересмотре перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, не возникало», – заявили в пресс-службе Уралвагонзавода.

На Уралхиммашзаводе (входит в Группу ОМЗ) не привлекают женщин к сварочным и котельным работам, такие профессии включены в упомянутый «стоп-лист».

«Кроме того, на нашем предприятии есть профессии, формально не попавшие в перечень, но, тем не менее, являющиеся вредными и оказывающие негативное влияющие на здоровье женщин. Например, дефектоскопист (специалист по диагностике различного оборудования – прим. ФП), станочник и другие», – рассказали в пресс-службе завода.

В компании не озвучили свое мнение, следует ли отменять список, но подчеркнули, что проводят работу по улучшению условий труда рабочих «вне зависимости от их гендерной принадлежности».

На Уралмашзаводе в принципе не наблюдают интереса женщин к «мужским профессиям».

«Не было такого, чтобы какая-то женщина пришла и попросилась на работу, которая не для нее», – сообщили «УралПолит.Ru» на предприятии.

Химанализ и алмазы

На Екатеринбургском заводе по обработке цветных металлов (ЕЗ ОЦМ) женщины не допускаются к работе, где требуется тяжелый физический труд. Хотя на предприятии постоянно ведется работа по модернизации производства и по улучшению условий труда, в компании не видят смысла в пересмотре данного правила.

«При этом на заводе еще остаются рабочие места с вредными условиями труда, на которых работают и женщины. Они трудятся, например, волочильщицами проволоки, полировщицами волок из алмазов и сверхтвердых материалов, лаборантами химического, пробирного анализа. Эти профессии не включены в список, утвержденный правительством РФ», – заявили в пресс-службе завода.

Представители Первоуральского новотрубного завода (ПНТЗ, входит в Группу ЧТПЗ) воздержались от комментариев в вопросе, нужно ли менять ситуацию. При этом на предприятии отмечают ежегодный прирост количества рабочих мест для женщин.

«Сегодня они занимают около 40% позиций на заводе. В процессе подбора персонала специалисты ПНТЗ учитывают не только наименование профессии, но и условия труда на конкретном участке производства. Такой индивидуальный подход исключает формализм и гарантирует максимальную безопасность для здоровья сотрудников», – пояснили в компании.

Верхолазные ограничения

Наименее консервативные настроения можно наблюдать в энергетике. В свердловском филиале ПАО «Т Плюс» (профиль компании – электроэнергетика и теплоснабжение) нет никаких ограничений по трудоустройству женщин, перечень запрещенных профессий не распространяется на работу филиала.

«В последние годы строительство новых высокоэффективных энергообъектов (парогазовых установок) позволило существенно улучшить условия труда, в том числе женщин. Кроме технологических мероприятий повышение уровня безопасности для женщин на предприятиях филиала достигаются комплексом мероприятий по охране труда. Например, обеспечением средств индивидуальной защиты, соблюдением правил внутреннего распорядка – перерывы, время на отдых», – сообщили в пресс-службе филиала «Свердловский». На конец 2017 года женщины составляют чуть более 40% коллектива (1,7 тысяч человек из 4,2 тысяч).

В «Межрегиональной распределительной сетевой компании Урала» (МРСК Урала, работает в Свердловской и Челябинской области, в Пермском крае) трудится более 3,7 тысяч женщин, из них 2,8 тысяч – непосредственно на производстве: по инженерным специальностям, в диспетчерских службах и т.д. Здесь действуют ограничения по двум профессиям: женщины не могут работать электромонтером по ремонту воздушных линий электропередачи, которые заняты на верхолазных работах. Также это относится к специальности электромонтера по ремонту и монтажу кабельных линий.

«По сути, это тяжелый мужской труд, связанный с серьезной физической нагрузкой. Иных ограничений в электроэнергетике для женщин нет», – уточнили в пресс-службе МРСК Урала. В компании резюмируют, что «нет острой необходимости» в пересмотре постановления, действующие ограничения не существенны для ее работы.

Ни кокетства, ни капризов

Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова настаивает на том, что запрет нужно отменить.

«Государство может не вмешиваться, а у женщин будет возможность выбирать. При этом им нужно понимать: ни кокетства, ни капризов не должно быть в работе после сделанного выбора», – подчеркнула она.

Аналитик IFC Markets Дмитрий Лукашов уверен, что к пересмотру «стоп-листа» нужно обязательно привлечь Министерство здравоохранения РФ.

«На мой взгляд, изменение действующего порядка ни в коем случае не должно быть формальным. Тем не менее, я полагаю, что сейчас в расширении списка «женских» профессий в большей степени заинтересованы именно бизнесмены, а не сами женщины. При соответствующей рекламе и финансовой поддержке бизнеса мы можем увидеть женщин на самых неожиданных рабочих местах», – отметил аналитик.

Мария Полоус

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров