«По сути, речь идет о создании на базе «Областной газеты» или другой структуры единого регионального издательского центра».
Реформа муниципальных СМИ, запущенная Ильей Ананьевым и Дмитрием Федечкиным, которые отвечали в команде губернатора за работу со средствами массовой информации, не будет завершена. Проект сворачивают, вместо него рассматривается сразу несколько вариантов унификации работы «печатного блока», вплоть до идеи объединения всех муниципальных газет под управлением «Областной газеты» в качестве местных вкладок. На деле все сложнее: речь идет об изменении механизма работы всей отрасли региона. В тонкостях объединения, обсуждаемого в кулуарах резиденции губернатора, разбирался корреспондент «УралПолит.Ru».
Издательский дом «Свердловский»
Медиахолдинг, который позволит централизованно управлять всеми подконтрольными СМИ – задача, над которой разные представители региональных властей бьются уже более пяти лет. В период работы Эдуарда Росселя этим фактически в одиночку занимался Александр Левин: формально – в статусе директора Департамента информации губернатора, на деле весь срок работы он был ключевым медиаменеджером в команде губернатора. Документально холдинг никак не оформлялся: все строилось на личных связях Левина.
С приходом на пост Александра Мишарина начались разговоры об объединении в холдинг «Областного телевидения» и «Областной газеты»; когда пост занял Евгений Куйвашев, вопрос поднимался вновь, но безрезультатно. Объединением местных печатных СМИ пробовали заниматься Илья Ананьев, курировавший ликвидированный ныне Департамент по спецпроектам, и Дмитрий Федечкин, возглавлявший департамент печати. Газеты превратились в «автономные коммерческие учреждения», работу которых курирует специально созданный для этого ГАУСО «Информационно-аналитический центр». На практике предложением заинтересовались только небольшие местные СМИ, и без того лояльные региональному центру. Данных о продолжении начатой работы после ухода ее идеологов нет.
Идеологи прошлой концепции печатных СМИ региона, Илья Ананьев и Дмитрий Федечкин, уже покинули регион
В кулуарах резиденции губернатора рассматривается новый, радикальный вариант реформы, сообщил «УралПолит.Ru» источник, близкий к главе региона. Речь идет об изменении формата работы с муниципальными газетами – оплачиваться будет выпуск местных вкладок, которые выйдут в составе «Областной газеты». В рассматриваемой схеме редакция в Екатеринбурге будет запрашивать тематический план вкладки, затем получать готовый текст, вычитывать на соответствие редакционной политике и заверстывать на полосу. На территории будет возвращаться файл, который необходимо отпечатать. «Областная газета» в результате значительно увеличит как тираж, так и необходимый ей бюджет; дополнительные средства понадобятся для увеличения штата сотрудников, уточняет собеседник.
Источник в правительстве региона знает другую, более правдоподобную версию реформы, которая предусматривает централизацию работы редакций на производственном уровне. В обсуждаемом варианте предлагается оптимизировать ставки дизайнеров и верстальщиков: выполнять эту работы с готовыми макетами могут несколько специалистов в Екатеринбурге, таким образом, у редакций в области исчезает необходимость содержать собственных специалистов.
Обсуждаемая версия реформы позволит уменьшить стоимость производства местных изданий, считает источник агентства
Даже газеты разных городов могут печататься в одной типографии и распространяться по той же сетке, что и «Областная газета». «По сути, речь идет о создании на базе «Областной газеты» или другой структуры единого регионального издательского центра. Этот вариант лишен всех минусов вкладок, но позволяет контролировать и управлять информацией на этапе верстки», – рассказывает источник «УралПолит.Ru».
«Опасно лишать редакторов самостоятельности»
Вкладка как элемент работы с муниципальной прессой не нова. В июне 2013 года с подачи Ананьева и Федечкина был запущен проект «Новости из области» – вкладка с информацией преимущественно о деятельности областных властей печаталась тиражом более 400 тысяч экземпляров и размещалась более чем в 70 газетах. Проект был копией «Губернии» – вкладки, которая была придумана теми же идеологами в Челябинской области около пяти лет назад. Спустя год после запуска на Среднем Урале появились вопросы к эффективности «Новостей из области»: тираж сократился на 40 %.
Система, когда в небольших городках вместо выпуска собственных газет перепечатывают центральные, а местные новости оформляют в виде вкладки, существует давно. В частности, такой способ работы практиковался в в США в XIX веке и позволял существенно экономить на редакционных расходах, при этом гарантировал качественный контент, привлекавший и читателя, и рекламодателя. Фактически при этом выпускались полноценные издания, для создания которых достаточно было всего одного-двух человек.
«День Печати – 2014», самое масштабное мероприятие в честь профессионального праздника журналистов в регионе. В 2015-м он прошел скромно – в «антикризисном» формате
По мнению экспертов «УралПолит.Ru», на Урале подобный подход при всем его историческом положительном опыте приведет к катастрофе. «Сделать 50 газет региона безликим вкладышем в одну газету? У каждого муниципального издания своя уникальная история, свои подписчики. Эксперименты с малой прессой неуместны – у нее и так хватает проблем», – защищает верность своей стратегии в комментарии «УралПолит.Ru» Илья Ананьев.
Примечательно, что с ним согласен и главный редактор самой «Областной газеты» Дмитрий Полянин: «Выступал и выступаю за разнообразие местных СМИ. Не нужно причесывать всех под одну гребенку. Втройне опасно лишать редакторов самостоятельности и ответственности. Местная газета должна быть похожей на саму себя, на свой город и на своих читателей. Клонирование ни к чему хорошему не приведет ни газеты, ни тех, кто хотел бы этим заняться».
В целом мнения всех опрошенных экспертов «УралПолит.Ru» сводятся к тому, что подобная реформа не принесет ничего хорошего ни ее авторам, ни самим газетам. «Да это просто юридически невозможно», – прокомментировал корреспонденту «УралПолит.Ru» возможность проведения подобной реформы СМИ новый глава Департамента информационной политики Александр Рыжков.
При этом одним из аргументов сторонников «переформатирования» является экономическая составляющая. Даже крупные федеральные газеты сегодня испытывают трудности – тем более это касается муниципальных с их традиционными сложностями. «В маленьких муниципалитетах нет хорошего рекламного поля – не на чем зарабатывать деньги. Как правило, основной доход – это выполнение госзаказа. Если муниципалитет еще помогает, газета может как-то существовать и даже немного развиваться», – рассказала «УралПолит.Ru» издатель «Карпинского рабочего» Ольга Брулева. Газета, к слову, считается одной из наиболее успешных. Впрочем, с этим не согласна ее коллега, главный редактор «Алапаевской искры» Светлана Вострикова: «Мы еще в 93-м году создали рекламное приложение «Регион», плюс у нас в рекламном отделе работает четыре человека. Как результат: более 70 % доходов мы получаем от рекламы. А те деньги, которые получаем от муниципалитета за публикацию нормативных актов, составляют лишь порядка 10 %».
Справка «УралПолит.Ru»:
В ходе начавшейся два года назад реформы Ильи Ананьева и Дмитрия Федечкина все муниципальные издания были перегистрированы как «автономные коммерческие организации». Такая форма означает, что, хоть они и остаются в государственной собственности, но бюджет не обязан их финансировать – деньги должны искать в первую очередь сами. Взамен им предоставлена определенная свобода – отчитываться о каждом шаге редакции теперь не обязаны и могут самостоятельно определять свою политику. Это дало и возможность, и мотивировку для многих пересмотреть свою работу в сторону большей эффективности. Не у всех получилось, но эксперты говорят о достаточно большой части изданий, называются в частности: «Нейва», «Карпинский рабочий», «Знамя Победы» (Сухой Лог), «Режевская весть», «Алапаевская искра». Все они так или иначе работают на самоокупаемости. И это как раз и может стать основным поводом для реформирования системы: одно дело – контролировать убыточное издание и совсем другое – успешное. Тем более, что, повторимся, момент выгодный: если сделать упор на тех, что пока еще не смогли реализовать свой коммерческий потенциал, то под предлогом существующей сегодня необходимости сокращения бюджетных расходов можно заодно избавиться и от коммерчески состоявшихся, пока они в меньшинстве.
Игорь Чукреев, Алексей Вахрушев
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях