«Плоскогубцами крошили зубы», «отрезали часть уха», «кувалдой размозжили череп»: Федоровича просят приговорить к пожизненному заключению

Прокуратура запросила сроки наказания для банды отморозков

​В Екатеринбурге начались прения по делу так называемой банды Поташникова – Федоровича – самой кровавой преступной группы Урала последних лет.

В Екатеринбурге начались прения по делу так называемой банды Поташникова – Федоровича – самой кровавой преступной группы Урала последних лет. Они убивали людей от скуки, ради прибыли или от обиды. «Я надеюсь, что убийцам дадут пожизненное. Они трех моих родственников убили», – говорит один из потерпевших. Даже прокурор призналась, что ей тяжело соблюдать необходимую объективность. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Перед тем, как начать зачитывать приготовленную речь с изложением подробностей преступлений, гособвинитель Макарова обратилась к суду и присутствующим с небольшим эмоциональным отступлением.

«В ходе этого процесса мы много здесь слышали таких вещей, как агрессия, злоба, ненависть. Говоря проще – это произвол! С другой стороны были слезы потерпевших. Хотелось бы обратиться к Кириякову и другим подсудимым, в его лице. Кирияков носит на шее крест. Но известно ли вам что-нибудь о заповеди «не убий»? Вы понимаете, что ваши руки обильно замараны кровью? Нелегко в таких условиях соблюдать объективность, но я напоминаю всем о соблюдении процессуальных норм», – заявила представитель прокуратуры Майя Макарова.

Здесь же, в зале суда, присутствуют потерпевшие – родственники замученных и убитых членами группировки Поташникова – Федоровича. «Я, как смогу, буду требовать, чтобы убийцам дали пожизненное. Они трех моих родственников сгубили ради квартиры», – говорит Нина Борисова, признанная одной из потерпевших по делу. По стечению обстоятельств женщина приходится родственницей начальнику головорезов Поташникову.

В семью Борисовых Данила Поташникова привела Татьяна Борисова. Они жили в квартире Борисовых на улице Готвальда, 15 и Татьяна, скорее всего, не подозревала о тайной жизни своего избранника: в уголовном деле информации об этом нет. Он не работал, но говорил, что занимается бизнесом. В ночных клубах мог спустить солидную сумму денег. Именно он был одним из лидеров кровавой банды. Позже, в ходе следствия, другие участники преступного сообщества будут как один рассказывать о том, что Данил Поташников их запугал, что они находились под его психологическим воздействием, под впечатлениями от рассказов о совершенных им убийствах.

К примеру, выпускник суворовского училища Роман Кирияков совестно с Поташниковым еще в 2006 году забил обрезком трубы мать Данила. Мотивом убийства Валентины Поташниковой стало желание Данила завладеть двухкомнатной квартирой родительницы на Индустрии, 64. «В мотивах Поташникова усматривается наличие обиды и злости по отношению к матери из-за того, что она выписала его с другой квартиры на Бардина», – объясняет гособвинитель. Унаследовав квартиру после убийства матери, Поташников продал ее и, возможно, именно на эти деньги в 2007 году обручился с Татьяной Борисовой. Они так и продолжали жить в трехкомнатной квартире молодой супруги на Готвальда, 15. Правда, семейному счастью мешали другие обитатели квартиры – совладельцы жилья, родственники Татьяны. Поташников периодически ссорился с ними. Сначала пропал отец его супруги Николай Борисов, а затем другой родственник – Степан Борисов.

Как следует из показаний Кириякова, в 2008 году Поташников попросил его избить сводного брата Татьяны – Сергея Мезенцева, с которым якобы часто ругался. «Нужно его сильно избить. Если не изобьешь, то умрешь сам», – цитировал позже следователям слова Поташникова Роман Кирияков. Якобы поэтому он подкараулил Мезенцева в подъезде дома и напал на него. Но после того, как жертва стала отбиваться, Кириякову пришлось выхватить молоток, который он носил для самообороны, и несколько раз ударить Мезенцева. Удары оказались смертельными.Следствие не доверяет этим показаниям, объясняя это тем, что вряд ли Кирияков был настолько запуган Поташниковым, что именно это его и толкнуло на нападение. Тем более что ранее Роман уже принимал участие в убийствах.

Федорович в деле

С другим известным участником банды, екатеринбургским юристом и блогером Василием Федоровичем Поташников сошелся в 2011 году. Тогда, 19 сентября, Данил расстрелял из травматического пистолета «Оса» дорожного рабочего Асланяна. За несколько часов до пальбы у бригады рабочих произошел конфликт с приятелем Антона Поташникова. Группировка собралась, чтобы отомстить иностранцам. Но, как потом вспоминают участники событий, приехав на место, Данил даже не стал разбираться в произошедшем, с ходу открыв стрельбу из «Осы» по Асланяну. Одна из пуль, выбив глаз, пробила ему череп, войдя на 10 см в голову. Рабочий выжил. Но с тех пор, по словам его родственников, он стал инвалидом. «Он не разговаривает и ни на что не реагирует. За ним нужен постоянный уход», – озвучила гособвинитель показания родственников Асланяна.

Якобы после этого нападения Данил Поташников и обратился за юридической помощью к Василию Федоровичу, который оказывал подобные услуги в среде националистов. «Между Федоровичем и Поташниковым были уважительные отношения на паритетных началах», – зачитала гособвинитель.

Вообще, представителю прокуратуры часто приходилось пускаться в описание личности Данила Поташникова. «Поташников был лидером. В компании он всегда выделялся. Мог убеждать людей «с ровного места». Данил часто говорил, что у него нет врагов. Если говорил, что «человек немного испортился», – значит, этот человек был убит. У Поташникова ко всему было потребительское отношение. Он был очень нестабильным человеком. Жестокость – привычная модель поведения для Поташникова. Он не любил нерусских, наркоманов и наркоторговцев. Поташников – социопат», – цитирует гособвинитель слова участников банды.

Тремя главными палачами банды стали Данил Поташников, Василий Федорович и Роман Кирияков (последний, влившийся в банду одним из первых, зачастую совершал убийства только для развлечения). Так, в 2012 году Кирияков изготовил кистень из подручных материалов, привязав к палке металлический шар. И отправился его испытывать на первых встречных. Вместе с Романом от скуки и из-за плохого настроения, как следует из материалов дела, на «охоту» отправились Данил Поташников, Василий Федорович и Елена Сухих. Первыми встречными оказались два гастарбайтера, вышедшие из маршрутки на улице Билимбаевская на Сортировке. Молодые люди напали на них. Одной из жертв удалось убежать. А Шайдуева сразу же свалил удар кистеня, проломивший череп. Нападавшие избивали его и наносили удары ножом до тех пор, пока их не вспугнул сигнал от проезжавшего мимо автомобиля.

Шайдуев смог добраться до дома, несмотря на торчащие наружу кишки, и вызвать скорую. Врачи спасли его жизнь.

«А кистень потом выкинули, так как признали его удары слабыми», – пояснила гособвинитель.

Всего в банду входили 11 человек, но на скамью обвиняемых попали только девять из них: одного участника убили собственные товарищи, другой еще находится в бегах. В том числе активным членом группировки стал брат Данила – Антон Поташников. «Я подозревал Данила в убийстве матери. Вошел в банду, чтобы вывести его на чистую воду», – объяснял позже Антон.

За банду головорезов правоохранители всерьез взялись после убийства Кара Якубяна, гражданина Сирии и США. По делам бизнеса его заманили в Екатеринбург Елена Сухих и Василий Федорович. В марте 2012 года бизнесмен прилетел в уральскую столицу. Здесь его уже ждали отморозки, подготовившись: арендовали автомобиль, купили на чужие имена симки и телефонные трубки и отрепетировали роли. Елена Сухих и Антон Чиркин встретили Якубяна в аэропорту и отвезли на пустырь. Здесь их ждали остальные участники банды. Иностранца пересадили в другую машину и вывезли на ночь в один из кэмпингов на нижнетагильском тракте. В течение ночи его избивали и напаивали водкой. Данил Поташников хотел запросить с него выкуп в размере 300 тысяч долларов. Также он требовал от иностранца выдать ему пин-коды от банковских карт. Якубян упорствовал.

Под утро Поташников объявил: «Везем его на Шэкэзэ». На языке бандитов это означало «безлюдное место для совершения убийства» (ШКЗ – Шувакишский кирпичный завод). Замученного Якубяна привезли к заброшенным гаражам на Уралмаше на улице Коммунистическая. Все, что происходило с ним минувшей ночью, было только прелюдией. Среди гаражей отморозки совсем озверели. Как следует из речи Майи Макаровой, Якубяну зажимали пальцы плоскогубцами и ломали кости, запястья. Теми же плосканками дробили зубы. Отрезали часть уха. «Данил Поташников, сидя на Якубяне верхом, кричал: «Что важнее, зубы или пальцы?», – рассказывали следователям участники этого процесса.

Иностранцу пришлось выдать пин-коды от карт. Но с выкупом изверги просчитались, и поэтому решили окончательно расправиться со своей жертвой. Данил Поташников нанес удар кувалдой в лицо Якубяну, а Федорович добил его, всадив нож в шею. «Поташников засомневался в том, что Якубян умер. Забрал у меня нож и ударил Якубяна туда же, в шею», – признавался после Федорович. Тело убитого обложили покрышками, облили бензином и подожгли. Добычей убийц оказались пара телефонных трубок, ноутбук и 100 тысяч рублей в долларах.

После серии кровавых расправ бандиты разделались и со своим лидером – Данилом Поташниковым. Его тело, порубленное на куски, следователи выкопали в лесу под Екатеринбургом.

Всего в деле банды более двух десятков преступных эпизодов. Часть из них оглашается в закрытом режиме: речь идет об изнасилованиях. Всего следователи собрали доказательства по 11 убийствам, похищениям, грабежам, изнасилованиям. За эти преступления на скамье подсудимых оказались Василий Федорович, Роман Кирияков, Антон Поташников, Артем Вафин, Егор Дровников, Андрей Зорин, Елена Сухих и Антон Чиркин. Двое последних, в отличие от остальных, находятся под домашним арестом.

Обвинение предлагает приговорить к пожизненному заключению двух членов банды: Романа Кириякова и Василия Федоровича. Последний надеялся избежать этой участи и пошел на сделку со следствием, однако она была разорвана, когда стало известно о том, что он скрыл ряд обстоятельств совершения преступлений. Большие сроки рекомендованы еще трем участникам: Егору Дворникову (22 года лишения свободы), Артему Сафину (21 год), Андрею Зорину (19 лет). Штатного водителя банды Артема Чиркина прокуратура предлагает признать виновным в пяти убийствах и осудить к 11 годам, Елену Сухих, единственную девушку в банде, прокуратура просит признать виновной в пяти убийствах и осудить на 10 лет лишения свободы, бывшего сотрудника полиции Ивана Гужина приговорить к шести годам лишения свободы. Всех участников банды прокуратура предлагает содержать в колониях строго режима.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров