Редакция «УралПолит.Ru» продолжает знакомить читателей с основными итогами недели Большого Урала. В материалах мы вспоминаем наиболее резонансные или спорные события, заявления и оценки из сферы политики, экономики и общественной жизни за прошедшие семь дней. Как правило, это вещи или тенденции, которые касаются каждого из нас – будь то политик, журналист или любой другой в широком понимании этого смысла уралец.
Свердловская область: Министр-мэр и прорыв «Титановой долины»
В Сысерти появился мэр-стахановец
На этой неделе депутаты Сысертской гордумы избрали нового главу городского округа – им стал региональный министр инвестиций и развития Дмитрий Нисковских. Он сменил на этом посту «колбасного короля» Александра Карамышева. Эксперты отмечают, что наследство, с которым предстоит разбираться уже бывшему министру – довольно непростое. Впрочем, тот демонстрирует завидный оптимизм и после победы не раз ссылался на стахановское движение, обещая, что «именно в таком режиме» будет выстраиваться работа. Депутаты, голосовавшие за нового главу отмечали, что в городе сложилась крайне сложная политическая ситуация, связанная с весьма напряженными отношениями между исполнительной властью, думой и бизнесом. Новоизбранному мэру предстоит проявлять недюжинные дипломатические таланты. Отметим, впрочем, что, несмотря на довольно молодой возраст, Нисковских принимает активное участие в областной политике более 10 лет и вполне мог набрать необходимый опыт.
«Назначение Нисковских мэром Сысерти можно оценить как «ссылку», её даже трудно назвать «почетной». Речь идёт о нисходящей социальной мобильности, поскольку статус министра регионального правительства намного выше, чем главы муниципального образования, если, конечно, речь не идёт о мэре административного центра. В то же время, для Сысерти это назначение является ценным приобретением, поскольку уже нынешний мэр обладает опытом госслужбы, имеет наработанные связи в правительстве области, что может положительным образом сказаться на формировании доходной части бюджета муниципалитета», – прокомментировал «УралПолит.Ru» представитель АПЭК в Свердловской области Руслан Мухаметов.
Министры в глубинке
Крупный федеральный десант высадился на этой неделе в Свердловской области. Вице-премьер федерального правительства Дмитрий Козак и глава Минстроя Михаил Мень прибыли с рабочим визитом и покатались по уральской глубинке. В частности, в Дегтярске Мень вручил ключи жильцам нового дома, которых переселили из аварийного жилья, а заодно проинспектировал программу переселения в области в целом. Козак провел на площадке ОЭЗ «Титиновая долина» совещание посвященное развитию особых экономических зон. В целом, по оценке федеральных чиновников, «Титановая долина» сделала качественный рывок вперед и уже приносит прибыль, а программа развития ОЭЗ помогла создать десятки тысяч рабочих мест и дать толчок развитию высокотехнологичному производству.
«Визиты федеральных министров не стоит преувеличивать, но и преуменьшать значение – тоже не дело. К ним нужно относиться спокойно. В то же время, подобные визиты являются хорошим сигналом для региональных властей. Речь идёт о том, что они свидетельствуют о важности Свердловской области в целом и лично фигуры губернатора. Данные визиты любой региональный руководитель стремится использовать на благо территории, чтобы «выбить» из Москвы финансовые средства на развитие проектов», – считает Руслан Мухаметов.
Челябинская область: Оптимизация спортсменов и летчиков
Родители спасают детскую спортшколу
Серьезный ажиотаж вызвала инициатива по реформированию детско-юношеских спортивных школ в Челябинске. Ранее городские власти объявили, что процесс затронет в ближайшее время шесть учреждений: комплексную ДЮСШ «Факел» – со школой по традиционному каратэ, «Академию футбола» – с «Челябинском», школу «Форвард» – с «Олимпом». На этой неделе родители воспитанников еще одной школы – «Атлет» вышли на улицу с одиночными пикетами, требуя не сокращать персонал школы. Родители утверждают, что школу попросту закрывают и переводят неизвестно куда. Городские чиновники утверждают, что на воспитанниках оптимизация никак не отразится, напротив, экономия позволит приобрести современное оборудование и создать для юных спортсменов более комфортные условия. Тем не менее, градус дискуссии продолжает подниматься.
«Оптимизация должна была обсуждаться с профессиональным сообществом, родителями и юными спортсменами. Лишь после изучения конструктивных предложений можно принимать решения. В данном случае процесс прошел в закрытом режиме. Родители воспитанников спортшкол считают, что запущенный процесс негативно отразится на их детях, а в дальнейшем площади спортивных учреждений будут использоваться в коммерческих целях. В ситуацию следует вмешаться представителям власти региона, и Народный фронт готов стать площадкой для диалога по данному вопросу», – отметил в беседе с «ФедералПресс» сопредседатель регионального штаба ОНФ Евгений Коробейников.
Прокуратура против летной школы
На этой неделе продолжила развиваться ситуация вокруг Челябинского летного училища гражданской авиации. Напомним, на прошлой неделе Росавиация заявила о том, что программа училища не соответствует общефедеральному стандарту, и лицензия у учреждения отзывается. На этой неделе стартовал судебный процесс по иску транспортной прокуратуры. По мнению надзорного ведомства, училище не имело право переобучать или выпускать пилотов, так как для этого необходим сертификат Росавиации, которого не было у учебного учреждения. На кону – судьба 18 летчиков, которым предстояло выпуститься в следующем году, лицензии может лишиться так же 31 пилот.
«Относительно недавнего конфликта Росавиации и Челавиа можно выделить три пласта. Первый: государственно-управленческий. Это способы и технологии использования средств для достижения результатов. Бюджетные средства будут тратиться на бюджетные учреждения: Челавиа готовит пилота за 10 месяцев, а государство за 2,5 года. Стоимость в Челавиа – 3 млн, а в государственном центре в районе 8-9 млн. Здесь нет понятия эффективности, экономии. Второй пласт: вопрос конкуренции. Когда появляется училище, которое готовит быстрее и дешевле, его нужно уничтожить. И третий пласт: абсолютно человеческие истории, государство людей обмануло. Очень жаль, что такая история происходит. Беда заключается в том, что эти монстры, госучилища, нежизнеспособны в принципе: как только госфинансирование прекратится, понадобится Челавиа», – прокомментировал «УралПолит.Ru» руководитель профсоюза авиации общего назначения, доктор юридических наук Вадим Цыганаш.
Курганская область: Зубков проверил газификацию региона и промышленники против «акул бизнеса»
«Газпром» газифицирует Зауралье
Курганскую область в последнее время «балуют» гости федерального уровня. В минувшие выходные Зауралье посетил патриарх Кирилл, а на этой неделе приехал с двухдневным визитом председатель правления «Газпрома», бывший российский премьер Виктор Зубков. За два дня Зубков посетил газозаправочную станцию, провел совещание по развитию газомоторной инфраструктуры в регионе, принял участие в открытии отреставрированной при участии газовой монополии школы, и провел ряд других мероприятий.
«Курганская область имеет достаточно развитое машиностроение, сельское хозяйство. В этой связи вопрос развития рынка газомоторного топлива очень актуален для региона. Ускоренный перевод коммунальной, строительной, сельскохозяйственной техники, автотранспорта на природный газ может открыть перед предприятиями Зауралья новые перспективы», – подчеркнул на одном из ключевых совещаний Виктор Зубков.
ТПП УрФО обсудили борьбу с «молодыми акулами бизнеса»
На этой неделе в Кургане «экономический» заместитель полпреда Александр Моисеев провел совещание с главами торгово-промышленных палат всего УрФО. Промышленники отметили, что, несмотря на солидный возраст этого института и опыт самих его членов, зачастую приоритетом начинают пользоваться новые структуры для поддержки бизнеса – фонды развития промышленности, Российский экспортный центр, с которыми взаимодействие пока не отработано как следует. При этом, участники совещания посетовали, что новые институты нацелены зачастую на потребительский сектор, но не на промышленность.
«ТПП существует в стране уже 100 лет, большую часть времени в период советского государства. В условиях рыночной экономики молодые акулы бизнеса видят в вас вчерашний день и стараются всячески оттолкнуть. Потому, что создаются новые структуры – МСП, ФРП, РЭЦ. За ними бюджетная поддержка, гранты и т. д. У вас нет денежного шлейфа. Вы должны заработать. Вертикаль у вас есть. Вам нужна консолидация по горизонтали – на уровне регионов, муниципалитетов. Если будет найдена форма такой консолидации, произойдет ренессанс ТПП. У вас в регионах у каждого есть замечательный опыт, надо свести его в систему», – резюмировал Моисеев.
Тюменская область: «Мешок с деньгами» и голландские коровы
«Дивиденды для бюджета»
В Тюмени, как и во всей стране, подходят к концу парламентские каникулы. И одним из первых законопроектов, которые предстоит рассмотреть народным избранникам – поправки в бюджет области. Стоит отметить, что поправки эти выбиваются из тренда последних лет – речь идет не только о том, что доходы бюджета оказались больше плана, но и о том, что превышение составляет почти 30%. По данным правительства, при планируемом бюджете в 103,4 млрд рублей, превышение доходов составило порядка 29 млрд рублей, две трети из которых получены за счет роста налогов на прибыль предприятий. Расходы соответственно тоже возрастут, но лишь на 27 млрд рублей.
«Чтобы что-то получить – нужно сначала что-то вложить. Этому принципу следуют в регионе, теперь можно говорить о том, что пришла пора получать дивиденды, итог закономерен. А это, в свою очередь, новые объекты, новые вложения, улучшение материальной базы, увеличение доходов граждан, рост деловой активности, да и в целом хороший импульс для изменения менталитета 90-х годов», – отметил в комментарии «УралПолит.Ru» член Общественной палаты Тюменской области Андрей Шуклин.
Коровы Danone обошли антисанкции
Подходит к концу реализация одного из крупных сельскохозяйственных производств. К концу движется перевозка 5 тыс. коров голштинской породы из Голландии, которую более года назад начала компания Danone. Молочный гигант вложил в проект молочной фермы порядка 6 млрд рублей, – на такие крупные вложения международный холдинг сподвигли российские антисанкции. В Danone надеются, что организация производства в России поможет остановить рост цен на молочные продукты и снизит себестоимость молока.
«Продуктовое эмбарго благотворным образом сказалось на развитии предприятий агропромышленного комплекса. Отказавшись от покупок продовольствия извне, мы поняли, что в состоянии прокормить себя самостоятельно. Транспортировка коров из Европы на тюменскую ферму – лишнее подтверждение привлекательности российского рынка сбыта, а для нашего региона это свидетельствует о высоком признании в качестве передового субъекта федерации. Когда крупнейший мировой производитель молочной продукции начинает инвестировать в производство под Тюменью, вспоминаются времена, когда тюменское сливочное масло поставлялось на стол английской королеве. Помимо выпуска продукции и насыщения рынка молочной продукцией, присутствие Danone в Тюменской области задаст мировые стандарты качества, подстегнет местных производителей пересмотреть существующие подходы и модернизировать свои хозяйства», – подчеркнул Андрей Шуклин.
ХМАО-Югра: Спасенные дольщики и «старый новый» памятник
Правительство расширит меры для помощи дольщикам
Власти ХМАО-Югры готовят пакет мер для решения проблемы обманутых дольщиков. Приступила к работе экспертная группа по подготовке предложений для внесения изменений и дополнений в окружное законодательство. Важные поправки касаются защиты граждан, пострадавших от действий застройщиков на территории Югры. В частности, предложено отменить так называемый 15-летний «ценз оседлости», который был введен в 2013 году, чтобы отсечь тех, кто давно живет в ХМАО-Югре от трудовых мигрантов. Югорчане, попавшие в программу, смогут получить новый кредит с компенсацией процентной ставки и приобрести новое жилье.
«По цензу оседлости мы готовим нормативно-правовой акт и рекомендуем его принять, будем выносить его в установленном порядке в правительство. Кроме того, приняли в работу инициативу о возможности выкупа долей или предоставления субсидий гражданам, которые не подпадают ни под одну меру поддержки, и возможного обременения земельных участков для завершения строительства недостроенных объектов, включенных в реестр обманутых дольщиков», – пояснил журналистам замгубернатора Дмитрий Шаповал.
«Покорители Самотлора» выглядят по-новому
Одним из самых главных медийных событий недели стало долгожданное открытие после реконструкции памятника «покорителям Самотлора». Монумент, который в следующем году отметит 40-летие, был закрыт на реконструкцию несколько лет назад. Работы по его восстановлению были связаны с многочисленными скандалами, подрядчики неоднократно срывали сроки, что приводило к штрафным мерам и смене подрядчика. Наконец, работы были завершены и губернатор Наталья Комарова приняла участие в общественной приемке нижневартовского памятника. На следующий день состоялось и торжественное открытие памятника.
«На мой взгляд, такое, вполне заурядное событие, как завершение работ по косметическому ремонту памятника и благоустройству территории возле него, превратили в мега-праздник общегородского масштаба, как если бы этот монумент открывался впервые. И связано это, безусловно, с неприлично затянувшимися сроками его ремонта и благоустройства, скандалами, сменой подрядчиков, судебными разбирательствами», – отметил в беседе с «УралПолит.Ru» политолог Александр Лобов
ЯНАО: Арктический совет и миллиарды для опорных зон Севморпути
«Знаковое события для Ямала»
Ямал на минувшей неделе стал центром одного из крупнейших международных мероприятий, связанных с развитием Арктики. На площадке в Сабетте состоялась седьмая международная встреча представителей государств – членов Арктического совета. Помимо российских экспертов и бизнесменов в конференции приняли участие более 100 представителей из 15 стран, входящих в арктическую зону, либо инвестирующих в развитие Арктики, среди которых Южная Корея, Китай, Индия, Италия, Сингапур, Франция, Япония. Лейтмотив встречи задал глава Совбеза РФ Николай Патрушев, который подчеркнул, что «Необходимо объединить усилия во имя общего дела – сохранения Арктики». Эксперты оценивают мероприятия, как важнейшее, с точки зрения имиджа страны и Ямала, а также как иллюстрацию того, что антироссийские санкции не являются препятствием для решения подлинно важных вопросов.
«Совбез в Сабетте – это знаковое событие с точки зрения позиционирования ЯНАО. «Ямал СПГ», реализованный при поддержке региона, пример одного из самых эффективных проектов с участием государства (финансов ФНБ). В его акционерах Total, компании из Японии и Китая, целая очередь из инвесторов. Конечно, такие проекты сейчас в дефиците, особенно в контексте приближающихся главных выборов страны. Главное, чем ценны такие СП с иностранцами в данный момент для руководства страны – приобретение новых крупных лоббистов из числа компаний западного бизнеса. Вода камень точит», – прокомментировал «УралПолит.Ru» встречу в Сабетте политолог Кирилл Истомин.
Правительство скорректировало Арктическую программу
Между тем, российское правительство утвердило новую редакцию программы развития Арктики до 2025 года. Ее стоимость составила 156 млрд рублей, 12 из них будут выделены в ближайшие три года. Средства пойдут на создание «опорных зон», развитие потенциала Северного морского пути, а также освоение континентального шельфа. Всего предполагается создание восьми таких «опорных зон», одна из них будет расположена на Ямале. В то же время, пока остается неясным источник финансирования, в правительстве говорят о привлечении частных средств, по крайней мере, для реализации некоторых элементов общей программы.
«Главная проблема на текущем этапе освоения Арктики – высокая себестоимость добываемых энергоресурсов. Снижать ее необходимо. Главный способ – развивать транспортную сеть региона и вовлекать, таким образом, в разработки дополнительные участки месторождений. Главные проекты, реализуемые в данный момент, в транспортной сфере Арктической зоны – ямальский Северный широтный ход, а также Северный морской путь, продвигаемый Мурманском, Архангельском и частично Ямалом. Транспортная сеть – та часть арктических проектов, которая может лечь на федеральный бюджет. В частности, в завершении железнодорожной части СШХ выражает заинтересованность РЖД», – отметил Кирилл Истомин.
Фотографии с официальных сайтов правительства ЯНАО, ХМАО-Югры, губернатора Курганской области и из открытых источников
© Сергей Табаринцев-Романов
Вы можете поделиться новостью в соцсетях