Редакция «УралПолит.Ru» продолжает знакомить читателей с основными итогами недели Большого Урала. В материалах мы вспоминаем наиболее резонансные или спорные события, заявления и оценки из сферы политики, экономики и общественной жизни за прошедшие семь дней. Как правило, это вещи или тенденции, которые касаются каждого из нас – будь то политик, журналист или любой другой в широком понимании этого смысла уралец.
Свердловская область: «Екатеринбург-арена» открывает двери и старт строительства НИИ ОММ
К играм готов!
На этой неделе холдинг «Синара-девелопмент», выполняющий реконструкцию Центрального стадиона Екатеринбурга, отчитался о том, что региональный минстрой выдал разрешение на организацию спортивных мероприятий и прием зрителей. Таким образом, вторая реконструкция домашнего стадиона для ФК «Урал» за последние 12 лет официально завершена. Напомним, что стадион реконструировали с 2006 по 2011 год, однако оказалось, что стадион не удовлетворяет требованиям ФИФА по количеству зрительских мест. Для того, чтобы учесть этот нюанс были возведены временные трибуны, которые позволили увеличить вместимость с 25 тыс. до 35 тыс. человек. Отметим, что речь в Екатеринбурге шла не только о реконструкции непосредственно стадиона, в течение нескольких лет шла буквально перекройка пространства и инфраструктуры вокруг него, чтобы обеспечить более удобный и масштабный автомобильный трафик, строились новые дома и инфраструктура, а район полностью видоизменился. Первая игра на полностью обновленной площадке состоится уже меньше, чем через месяц – 1 апреля.
«Строители проделали огромную работу и что очень важно – в срок, сумев одновременно сохранить исторический облик стадиона и увеличить количество зрителей. Уверен, новый стадион станет центром для проведения многочисленных российских и международных соревнований и после ЧМ-2018. И сам стадион, и инфраструктура вокруг него, будет пользоваться спросом как горожан, так и гостей города», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог, директор Центра гуманитарно-политических инициатив и проектов Руслан Мухаметов.
Скворцова дала старт новому медцентру
В конце недели Свердловскую область с рабочим визитом посетила глава федерального Минздрава Вероника Скворцова. Министр посетила ряд ключевых медицинских учреждений региона, среди которых клиника института мозга, ГБУЗ СО «Областная детская клиническая больница №1», ГБУЗ СО «Территориальный центр медицины катастроф». Помимо этого Вероника Скворцова приняла участие вместе с губернатором Евгением Куйвашевым торжественной церемонии закладки первого камня нового здания Уральского научно-исследовательского института охраны материнства и младенчества Минздрава России в микрорайоне Академическом. Споры вокруг НИИ ОММ, который едва не снесли во время проектировки территории вокруг Центрального стадиона возникли несколько лет назад. Комплекс зданий НИИ ОММ в Академическом общей площадью 35 тыс. квадратных метров расположится на участке в 5,5 гектара в районе пересечения улицы Амундсена и проспекта Сахарова. Там появятся стационар на 235 коек, консультативно-диагностический центр на 150 посещений для взрослых, отделение катамнестического наблюдения и восстановительного лечения детей раннего возраста с консультативно-диагностическим приемом. У медицинского центра будет собственная котельная и вертолетная площадка.
«Мы, наконец, завершили все формальные процедуры, и приступили к осуществлению нашей мечты – строительству института ОММ. У него сегодня есть самое главное: золотые руки врачей, светлые головы руководителей и все компетенции, которые нужно только приумножать», – сказал Евгений Куйвашев.
Челябинская область: Трагическое ДТП и новые инвесторы
Катастрофа на «дороге смерти»
Безусловно, самым резонансным событием недели стала жуткая авария в Башкирии, в которой в результате столкновения автобуса с грузовиком погибло девять человек, шестеро из них – южноуральцы. Причиной аварии стало то, что водитель фуры, груженой щебнем, не справился с управлением, прицеп занесло и он ударился о рейсовый микроавтобус, направляющийся из Усть-Катава в Уфу. Четверо пассажиров автобуса выжили, водитель фуры был взят под стражу. В регионе был объявлен двухдневный траур, а глава области Борис Дубровский объявил, что пострадавшим и семьям погибших будет оказана помощь совместными усилиями Челябинской и Оренбургской областей и Башкортостана. Эксперты отмечают, что причиной аварии можно назвать не только ошибку водителя, но и само состояние федеральной трассы, которую давно не приводили в порядок, что стало причиной многочисленных ДТП с погибшими.
«Столкновение фуры и микроавтобуса произошло на трассе М5 – автодороге федерального значения, одной из старейших в стране. На Урале М5, на которой есть множество узких мест, а интенсивность движения превышает расчетную в 5-7 раз, давно уже прозвали «дорогой смерти», и к огромной беде, она подтверждает и подтверждает этот свой печальный статус. Всем очевидно, что прежде всего по соображениям безопасности (хотя есть и масса экономических резонов) уральский участок трассы нуждается в полной реконструкции. Нельзя сказать, что федеральный центр (а только он имеет право выделять средства на реконструкцию трассы федерального значения) совсем игнорирует проблему. Реконструкция трассы идет постоянно, но темпами безусловно недостаточными. Помнится, несколько лет назад подсчитали, что при существующих объемах финансирования на полную реконструкцию ушло бы 80 лет. Если на федеральном уровне не будет принято какого-то серьезного, принципиально меняющего ситуация решения, то вполне возможно, что властям региональным – Челябинской области и Башкортостана – придется искать свое решение: например, самостоятельно и скоординированно строить некую обходную дорогу. Но в таком случае несложно представить, какая тяжелейшая нагрузка ляжет на бюджет региона», – отмечает политолог Александр Мельников.
Ключевой проект
Есть на этой неделе, впрочем и позитивные новости. Губернатор Борис Дубровский сообщил о новых резидентах в южноуральских территориях опережающего развития. В частности, он подчеркнул, что Минэкономразвития России включило компанию «Абсолют Дробсервис» в реестр резидентов ТОСЭР «Бакал». По словам главы региона, при разработке концепции ТОСЭР именно этот резидент рассматривался в качестве одного из ключевых. Компания «Абсолют Дробсервис» реализует в Бакале инвестиционный проект по освоению месторождения кварцитов. Объем инвестиций – более 150 млн рублей, что позволит создать 28 рабочих мест, а в будущем довести до 80. На следующей неделе будет ровно год, как Дмитрий Медведев подписал указ о придании статуса ТОСЭР Бакалу. За этот год здесь было зарегистрировано три производства, которые создали более 300 высокотехнологичных рабочих мест и привлечены сотни миллионов инвестиций.
«Еще один, третий по счету, резидент ТОСЭР в Бакале. Не такой крупный но тем не менее. Кстати, по поводу куда более крупного резидента, ООО «Торговый дом «КейЭсПи Стил», который заходит в Верхний Уфалей с инвестпроектом на 20 млрд рублей и 1500 рабочих мест, уже появились и критические выпады – мол, казахов в область заводят на льготных условиях. Однако не могу понять, разве есть примеры, что на эту промплощадку и вообще в наши моногорода со статусом ТОСЭР на таких же льготных условиях рвутся зайти челябинцы, но их не пускают?», – считает Александр Мельников.
Курганская область: ФНС без начальника и дороги без плана
«Проклятое место»
В Зауралье – очередной крупный коррупционный скандал с силовиками. Лишь недавно был зачитан обвинительный приговор бывшему начальнику региональной инспекции ФНС Юрию Касьяненко, а несколько дней назад за решеткой оказался его преемник Владимир Рыжук. Среди его «грехов», которые ему инкриминирует Следственный комитет – взятка за «списание» невыплаченных налогов и использование служебного автомобиля и ГСМ для почти трехсот поездок из Кургана в Тюмень – тут ущерб превысил 320 тыс. рублей.
«Курганским городским судом рассмотрено и удовлетворено мотивированное ходатайство следователя об избрании в отношении Владимира Рыжука меры пресечения в виде заключения под стражу сроком на 2 месяца. Приведенные доводы следственных органов в своей совокупности дали достаточные основания полагать, что избрание обвиняемому более мягкой меры пресечения, нежели заключение под стражу, в интересах следствия невозможно», – сообщила «УралПолит.Ru» пресс-служба регионального СКР.
«Осенью столкнемся с вопросом, что строить в 2018»
Дороги Кургана и Зауралья регулярно попадают в список самых «убитых» дорог по версии ОНФ. На этой неделе депутаты облдумы заслушали отчет представителя департамента и строительства Александра Милишенко об исполнении программ по ремонту и строительству дорог. За год в регионе построили 26 километров дорог, однако планы на этот год весьма непонятны. Лишь 15 муниципалитетов заключили соглашение по организации работ на 2018 год, неясно даже какие дороги будут ремонтироваться в самом Кургане. В середине февраля депутаты потребовали заключить в течение недели такое соглашение между областным департаментом и администрацией Кургана, однако сити-менеджер заявил, что департамент отказался от соглашения, потому что было обнаружено расхождение данных по кредиторской задолженности. Оказалось также, что глава «Курганавтодора» едва не заблокировал попытку губернатора войти в федеральную программу на условиях софинансирования «Развитие городских агломераций», аргументировав, что «лишних денег нет». В результате, депутаты раскритиковали департамент строительства за отсутствие проектной деятельности и предложили подумать над тем, стоит ли ряду ключевых сотрудников продлевать контракты.
«В отчете мы ничего не услышали про проектную деятельность. А осенью столкнемся с вопросом, что строить в 2019 и 2020 годах? Ведь на дорогу по ул. Бурова-Петрова в Кургане – на отрезок от К.Маркса до ул. Гоголя – мы в прошлом году уже выделяли 50 млн рублей. Но затем выяснилось, что ширина проезжей части 17 метров, а в проекте парковка у магазина «Каравай» шириной 18 метров. Это что за проект? Сейчас его перерабатывают. Надо эти вопросы детально рассмотреть в комитете по экономической политике, выяснить, какие проекты сейчас готовятся, и сформировать перечень первоочередных участков. И включать их в программу», – подчеркнул спикер облдумы Дмитрий Фролов.
Тюменская область: Депутат против улиц и мировой лидер в Тюмени
«Не самый лучший способ возрождения исторической памяти»
Вслед за Екатеринбургом, эпидемия переименования городских улиц, перекинулась на Тюмень. Застрельщиком этой темы оказался оппозиционный православный депутат гордумы Игорь Ракша, который выступил с предложением вернуть улицам Хохрякова и Коммунистической дореволюционные названия – Успенская и Большая монастырская соответственно. Депутат заявил, что готов даже лично оплатить траты, связанные с переименованием. На этой неделе состоялось заседание комитета по топонимике, на котором выступали противники и сторонники идеи. Непарламентские коммунистические партии собрали почти полторы тысячи голосов против переименования улиц. Между тем, Ракша заявил, что всего в Тюмени более 40 улиц, названия которых относятся к событиям 1917 года, и около 20 – к периоду Великой Отечественной войны. Вопрос вызвал весьма жесткий обмен мнениями, а результатом стало отклонение инициативы Ракши.
«Переименование улиц – не самый лучший способ возрождения исторической памяти, к тому же эти названия нейтральны, не имеют никакого идеологического окраса. Никто, кроме историков и любителей старины, не задумывается, в честь кого они названы, большинству людей просто напросто нет дела ни до страстотерпцев, ни до красных комиссаров. Для сдвигов в городской топонимике следует формировать сознание людей, чтобы потребность в возрождении старых названий зрела в недрах общественной жизни, а не выносилась на обсуждение узким кругом ревнителей старины, больше похожих на воинствующих монархистов. К тому же, как показывает практика, пересмотр истории никаких улучшений в жизни людей не сулит, это лишние хлопоты. Эту тему вообще зря затронули накануне выборов, ведь вместо ослабления позиций коммунистов и их дискредитации вышел обратный эффект, когда не только ортодоксы марксизма-ленинизма, но и все остальные выступили за сохранение старых названий, при которых уже успело вырасти не одно поколение», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог, член Общественной палаты Тюменской области Андрей Шуклин.
«Свеза» купила крупнейший завод
Один из мировых лидеров на рынке фанеры – холдинг «Свеза» закрыл на этой неделе сделку по приобретению Тюменского фанерного комбината. В компании причислили тюменский завод к предприятиям «с высоким потенциалом роста» и пообещали внедрить передовые практики, которые позволят увеличить объем продукции практически на четверть. Ранее в федеральной прессе появлялась информация о том, что тюменский завод на рынке оценивали примерно в 100-150 млн долларов. Детали сделки не разглашаются.
«Радует, что на Тюменский фанерный завод, который является крупнейшим производителем фанеры в Западной Сибири, пришел не просто инвестор, а мировой лидер отрасли. Вдвойне отрадно, что это не иностранный капитал, с которым доселе ассоциировалось инвестирование в промышленное производство, но российская компания. Это значит, что произойдет не только объединение мощностей и связанное с этим увеличение объемов выпускаемой продукции, но также снизится риск негативного внешнего воздействия в виде санкций и запретов на сделки. Российское предприятие будет работать во благо российской экономики, совершенствовать технологии, обеспечивать занятость населения, платить налоги и закрывать потребности в фанере соответствующие отрасли народного хозяйства», – считает Андрей Шуклин.
ХМАО-Югра: Продажа скандального страховщика и инспектор-правдоруб
«Югория» уходит «с молотка»
Скандально известную страховую компанию «Югория» вновь пытаются продать «с молотка». Государственную компанию, принадлежащую автономному округу выставят на торги, которые пройдут в конце мая. Начальная цена актива немного не дотягивает до 3 млрд рублей. Наблюдатели считают, что попытка эта вряд ли увенчается успехом – «Югорию», в которой последние годы постоянно сотрясают уголовные дела, проверки и скандалы, пытались приватизировать неоднократно, и несмотря на то, что цена всякий раз снижалась, покупателей так и не находилось. Изменится ли что-то на этот раз – узнаем через несколько месяцев, однако эксперты подчеркивают, что даже при успешном исходе торгов, эти деньги не вернут вложенных в страховой холдинг бюджетных миллиардов.
«В свое время «Югория» была успешной компанией, фактически монополистом на страховом рынке округа. Однако со временем стали происходить странные вещи. Начались уголовные дела, пришла новая команда в руководство «Югории». Сейчас мы видим, что компания далеко не занимает лидирующего положения даже в Югре, сокращает количество филиалов в разных точках России. Конечно, это влияет на доходность компании. Для того, чтобы выйти в прибыль, компания была вынуждена продать медицинскую часть бизнеса «Югория-жизнь». Сегодня мы видим, что компанию вновь выставляют на продажу, но это не вернет денег округу. Первоначальная стоимость составляет около 3 млрд рублей, но прямых бюджетных вливаний было сделано на порядок больше. В свое время интересовались покупкой крупные компании. Велись переговоры с Россгосстрахом, с Альфа-Страхованием, Согазом, но в силу каких-то причин, решение не было принято», – отметил в беседе с «УралПолит.Ru» депутат Госдумы Владимир Сысоев.
Инспектор вызвал проверку Бастрыкина
Несколько необычная история произошла на этой неделе в ХМАО-Югре, главным действующим лицом которой стал инспектор ГИБДД Сургута капитан Сергей Иванов. Он записал открытое видеообращение на имя главы СК РФ Александра Бастрыкина, в котором обвиняет руководство сургутского ГАИ в коррупции. Иванов заявляет, что на все его рапорты о нарушениях и проявлениях коррупции в ведомстве закрывали глаза, а зачастую предпринимали шаги к сокрытию. На момент написания статьи, видеоролик на YouTube посмотрело более 31 тыс. человек. В региональном СК также игнорировали его обращения. Спустя короткое время появилась официальная информация о том, что Бастрыкин поручил провести проверки в территориальном отделении Следственного комитета. Между тем, в окружном СК на следующий день заявили, что «инспектор-правдоруб» сам находится под следствием за избиение задержанного.
«Насколько известно, недавнее публичное обращение сотрудника ГИБДД из Югры высшему руководству СКР и всем заинтересованным лицам уже не первое. Первопроходцем в этом деле стал в 2016 году инспектор ГИБДД из Нижневартовска Андрей Ласкин, который смог выиграть все судебные инстанции, восстановиться на службе после незаконного увольнения, а также отстоять в суде свою честь, достоинство и деловую репутацию. Напомню, что после этого скандала в Нижневартовске сменился начальник ГИБДД. Позже ушел в отставку глава городского УВД. Видимо эти последствия побудили и сотрудника ГИБДД Сургута Сергея Иванова воспользоваться такой формой обращения. И это значит, что факты многочисленных нарушений в деятельности ГИБДД ХМАО, а также факты коррупции могут не быть исключением для отдельно взятого муниципалитета Югры, а являться системной проблемой, которую необходимо решать в самое ближайшее время, возможно и с помощью кадровых решений в высшем полицейском руководстве округа», – прокомментировал «УралПолит.Ru» политолог Александр Лобов.
ЯНАО: Фальшивка вместо унитазов и старт мегапроекта
Не «золотые унитазы», а сфабрикованные документы
На этой неделе московский суд поставил точку в прошлогоднем скандале вокруг «золотых унитазов Кобылкина», который в свое время спровоцировала «Новая газета». Издание растиражировало историю о якобы шикарной жизни руководителя Ямало-Ненецкого автономного округа. В публикации сообщалось о том, что в гостиничном комплексе «Ямальский», который был назван «резиденцией губернатора» установлена дорогая итальянская сантехника стоимостью в 8 млн рублей. В результате судебного разбирательства, Московский арбитражный суд признал эту информацию имеющей явные признаки фальсификации от корректировки документов до монтажа печати. Не исключено, по итогам этого разбирательства в адрес «Новой газеты» может последовать иск о клевете.
«Недостоверность документов о сантехнике в ямальском гостиничном комплексе была понятна с самого начала. Поэтому решение суда предсказуемо. Стоит отметить снижение эффективности таких политических технологий. Несмотря на распространение, информация не вызвала доверия и не повлияла на устойчивость региона», – отметил в комментарии для «УралПолит.Ru» политолог Кирилл Истомин.
Медведев запустил «главный федеральный проект»
Будучи на этой неделе с визитом в Ноябрьске, губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин сообщил, что премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о старте концессионной процедуры по строительству Северного широтного хода. Таким образом, наконец, можно говорить о старте строительства крупнейшего инфраструктурного проекта, который вынашивался практически 10 лет. Проект обойдется в 260 млрд рублей. Из них из бюджета автономного округа будет выделено 8,2 млрд. Деньги региона пойдут на строительство автомобильной части моста через реку Обь. Отметим, что это событие укладывается в один из тезисов, озвученных Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию. Президент говорил о важности развития Северного морского пути и арктических инфраструктурных объектов, как об одном из приоритетов промышленного развития страны.
«Президент в послании обозначил среди путей роста доходов бюджета – развитие транспортного потенциала страны. В этом смысле проекты Ямала – Северный широтный ход и Северный морской путь через порт Сабетта – оказываются в тренде. Можно говорить о дальновидности стратегии региона. В связи с этим после окончания строительства Крымского моста, СШХ может стать новым главным федеральным транспортным проектом. Вообще добыча смещается на север, и развитие транспорта в Арктике – залог снижения стоимости освоения месторождений циркумполярного региона. Поэтому внимание федерального центра и бизнеса к строительству инфраструктуры в Арктической зоне будет расти», – считает Кирилл Истомин.
Фотографии с официального сайта губернатора Свердловской области, ГУ МВД по Республике Башкортостан, СК по Курганской области, губернатора ЯНАО, Евгения Поторочина, Ростислава Журавлева, открытых источников
© Сергей Табаринцев-Романов
Вы можете поделиться новостью в соцсетях