Об экспериментах, на которые готовы блогеры ради популярности, истинных причинах трагедии и о том, при чем здесь школьные уроки химии, читайте в интервью УралПолит.Ru с ученым-химиком из Екатеринбурга, популярным YouTube-блогером, автором научно-популярного канала «Химия – просто» Александром Ивановым.
Трагедия, произошедшая во время празднования дня рождения блогерши-миллионщицы Екатерины Диденко, вызвала широкий общественный резонанс. Во время празднования супруг Диденко подготовил для именинницы «сюрприз». Пытаясь добиться красивого эффекта в виде тумана, мужчина высыпал в бассейн сухой лед, после чего гости вечеринки нырнули в воду. В результате химической реакции сухой лед превратился в углекислый газ, от которого нырнувшие задыхались и тонули. Погибли три человека, в том числе муж Екатерины Диденко, еще двое пострадали. Примечательно, что сразу после трагедии, унесшей жизнь супруга, Диденко начала выкладывать в Сеть сториз о произошедшем, что возмутило общественность. Об экспериментах, на которые готовы блогеры ради популярности, истинных причинах трагедии и о том, при чем здесь школьные уроки химии, читайте в интервью УралПолит.Ru с ученым-химиком из Екатеринбурга, популярным YouTube-блогером, автором научно-популярного канала «Химия – просто» Александром Ивановым.
Александр, вы наверняка слышали о трагедии, произошедшей в выходные на дне рождении Екатерины Диденко. После всего случившегося на девушку обрушился шквал критики. Один из комментаторов, например, написал: «Блогеры, блин! 30-летние недоумки. Хайп, лайк, вау, в голове вакуум. ПДК СО2 в закрытых помещениях 0,1–0,12 %. 25 кг дадут примерно 13 кубов СО2». Как вы думаете, насколько прав комментатор в своих суждениях по поводу умственных способностей блогеров и правда ли, что они «недоумки», которые на все готовы ради хайпа и лайков?
— Во-первых, после драки все мы герои и умники. Что сделал этот комментатор сейчас, чтобы подобного больше не повторилось? Это называется балабольство.
Во-вторых, нельзя всех чесать под одну гребенку. Помимо таких блогеров, которые гонятся за популярностью, есть множество блогеров, которые снимают полезные и интересные вещи. Погуглите scitopus. Это объединение научно-популярных блогеров, которые снимают различные видео в помощь школьным учителям и для общего развития людей. Также они помогают в профориентации школьникам. Они теперь тоже «недоумки», так как они блогеры?! Поэтому надо разбираться в каждом конкретном случае отдельно, а не вешать на всех ярлыки.
Если говорить про погоню за лайками и хайпом, то вопрос надо адресовать соцсетям. Ведь именно лайки являются мерилом актуальности контента, а не суть контента и его качество. Соцсети определяют правила игры, а те блогеры, что пытаются заработать на блогах, играют по этим правилам. Вот и вся правда.
Если хотите видеть качественный контент, а не все эти «бесполезные» блоги, то есть простой рецепт: хорошее и полезное лайкайте и распространяйте, а «плохое» просто не трогайте и проходите мимо, то есть никак не реагируйте.
Екатерина Диденко публиковала сториз из реанимации, где у нее находился супруг. О чем это говорит? Друзья Диденко утверждают, что блогеры показывают всю свою жизнь, в том числе и страдания, и это нормально, и люди их за это любят. Как вы относитесь к таким высказываниям?
— То, что Диденко продолжала снимать сториз из реанимации... Я даже не знаю, как это откомментировать. С одной стороны, мне это далеко. В том плане, что будь я в подобной ситуации, это было бы последнее, что я бы делал. С другой стороны, подобные блогеры живут своими блогами, поэтому любой свой чих они выставляют напоказ. Тут, наверное, даже можно сказать о профдеформации. Скорее даже непонимание, что так не стоит делать. С третьей стороны, тут надо спросить мнение психолога, ведь каждый по-своему переживает смерть близких людей. Порой, когда уходит самый близкий человек, хочется кричать что есть сил. Я сейчас не оправдываю, а пытаюсь понять, что может двигать на подобные вещи человека.
Если же говорить о популярности, то нельзя забывать об обратной стороне: сейчас тебя любят миллионы, а завтра все эти миллионы могут начать тебя ненавидеть, причем за малейший пустяк.
Если говорить о нашем обществе в целом, то тут все просто: спрос рождает предложение. Если бы общество не смотрело и не потребляло такой контент, то его бы никто не делал. Есть люди, у которых жизнь скучная и ограниченная. Наблюдая за чужой жизнью, люди видят что-то новое и могут выплеснуть свои негативные эмоции, что, собственно, сейчас и происходит. У нас же каждый первый – нобелевский лауреат и знает, что так делать с сухим льдом в бассейне было нельзя.
Вот даже сейчас вы берете у меня интервью на хайповую тему. Чем больше хайп вокруг этой ситуации, тем выше рейтинги. СМИ выгодно раздувать эту тему и шуметь, а завтра СМИ найдут другую тему и так же будут хайпить. Почему бы вам не взять у меня интервью про популяризацию химии, или про мою научную деятельность, или про то, как снимаются образовательные фильмы по химии, распространение которых могло бы предотвратить подобную ситуацию?
– Именно потому, что вы ученый и еще успешный блогер, мы обратилась к вам за интервью. И, конечно, впереди у меня вопрос о вашей деятельность на YouTube, но давайте по порядку. Диденко была блогером-провизором. Должна ли она была, как фармацевт, знать о свойствах сухого льда?
— Начнем с того, что это должны знать все со школы, но школьная химия сейчас никого ничему не учит. На уроках одни абстрактные понятия без какой-либо привязки к реальности. Опыты на уроках химии не показывают, если это не какая-нибудь элитная школа с химическим уклоном.
Также стоит посмотреть на образовательную программу фармацевтов. Там химия только на первом курсе, а дальше химии нет. Даже если химию сдавали на вступительных экзаменах, то к концу обучения провизоры и фармацевты точно ее не помнят: без практики знания утрачиваются. Я вам открою страшную тайну: большинство врачей тоже химию не знают, хотя на вступительных экзаменах сдавали ее. Мы живем в мире необразованных людей, где каждый является специалистом в очень узкой области. Так что ваш вопрос надо переадресовать системе образования и подготовки школьников.
Химики разошлись во мнении, что же на самом деле произошло на вечеринке. В Российском союзе химиков считают, что в бассейне образовалась концентрация соляной кислоты, люди получили ожоги, в результате чего и погибли. Руководитель лаборатории естествознания КЦ ЗИЛ и кандидат химических наук Денис Жилин считает, что трагедия произошла из-за концентрации углекислого газа, который плотным слоем покрыл бассейн и вытеснил кислород. Какая из версий более правдоподобная и почему?
— По поводу того «представителя» Российского союза химиков надо еще разобраться, не вымышленный ли он персонаж и имеет ли он хоть какое-то отношение к этому союзу. Его слова точно бред. А вот слова Жилина близки к правде: сухой лед в бассейне перешел в газообразное состояние и заполнил низ комнаты углекислым газом, вытеснив кислород воздуха. Люди просто задохнулись и, судя по всему, еще и утонули, кто находился в воде. Шанс спасти, наверно, был. Надо было оперативно проветрить помещение, достать людей и откачать. Но это лишь мое предположение, которое высказано опосля. Как там подробно развивались события, я не знаю. Может, кто и пытался спасти, а может, у всех была паника.
Сухой лед активно используют сейчас при проведении детских экспериментов. Даже на детских YouTube-каналах показывают дым, который получается в результате химической реакции с ним. К чему это может привести? Что нужно знать, прежде чем браться за такой эксперимент?
— Всегда надо помнить про технику безопасности. Неважно, сухой лед это или что-то другое. Даже в интернете написано, что с сухим льдом можно работать только на открытом воздухе либо в хорошо проветриваемом помещении. Ну и трогать его голыми руками не стоит. Во всем остальном он достаточно безопасен. Тем более что на всяких шоу он используется в небольших количествах.
Тем, кто очень хочет проверить, много ли сухого льда для конкретного помещения, рекомендую вспомнить физику и газовые законы – надо взять и посчитать. И вот тут мы снова приходим к тому, как хорошо мы учились в школе и нужны ли были те знания, что давали на уроках, или нет.
Муж именинницы сам проводил эксперимент и делал сухой лед своими руками в ноябре прошлого года. Девушка упомянула, что они вспоминали свойства сухого льда и будет продолжение опыта. О каких свойствах надо помнить, прежде чем приступать к подобным опытам?
— То, что сухой лед можно получить из огнетушителя, содержащего углекислоту, знает каждый эмчеэсник и пожарный. Наверное, каждый. Надеюсь на это.
Обычно так не парятся, так как это слишком дорогой сухой лед получается. Гораздо проще и дешевле приехать на завод, производящий и продающий сухой лед брикетами или гранулами.
При работе с сухим льдом велика вероятность получить термический ожог.
На своем канале вы тоже проводите опыты. На ваш взгляд, где эта грань разумного? Были ли у вас какие-то опасные случаи, когда вы проводили эксперимент и что-то пошло не так?
— Во-первых, отмечу, что все опыты проводятся в самой настоящей научной лаборатории, где есть все необходимое оборудование и необходимые средства индивидуальной и коллективной защиты от разных поражающих факторов. У меня есть профильное химическое образование и навыки работы. Перед каждым опытом вычитывается большой объем литературы по конкретной теме, чтобы определить, как проводить опыт и что может произойти.
Во-вторых, большая часть контента, который я снимаю, входит в рамки школьной программы по химии, то есть это то, что должны были показывать в школах на уроках. Правда, за основу я беру советскую программу по химии, так как она была шире и интереснее. К нынешнему времени позапрещали всевозможные опыты в школах, так как «дети могут пострадать».
В-третьих, зачастую я показываю, не только как надо делать и ставить подобные опыты, но и показываю, как не надо делать. Лучше это продемонстрирую я, чем любознательный зритель, который все-таки решит проверить, а почему же нельзя. Но даже при таких опытах соблюдается всевозможная техника безопасности. Единственное, страдает дорогая камера, которая все это снимает и находится в непосредственной близости от объекта съемки. Жертва во имя науки.
В-четвертых, где же грань? А грань находится там, где ни ты, ни окружающие не пострадают.
Бывали ли у нас ЧП? Бывали. В научной деятельности никак без этого. Однажды воткнул себе в палец тонкую кварцевую трубку. Сломалась. В итоге перебил нерв в пальце. Где находится травмпункт, знаем.
Нужно ли образование блогеру, чтобы проводить такие опыты?
— Образование нужно всем и каждому. Никто не хочет иметь соседей-дебилов. Чтобы достаточно безопасно проводить подобные опыты, надо уметь думать головой, искать информацию и уметь с ней работать.
Есть ли у вас как у блогера какая-то грань, за которую вы не перейдете ради большего количества просмотров?
— Где та грань, которая меня ограничивает? Бюджет. Ставить суперграндиозные и эффектные опыты, на которые у меня нет денег, я точно не буду. Если что, научно-популярный блог не приносит дохода, как, например, инстаграм-блоги девочек, рекламирующих косметику. А так хотелось бы превзойти «Разрушителей мифов»! Не просто в эффектности, но и в научности проводимых глобальных опытов. А научных консультантов и спецов я всегда найду, чтобы предусмотреть все возможные последствия и защититься от них: жить хочется больше, чем какие-то 100 тысяч просмотров.
Поступали ли вам предложения о коллаборациях, во время которых нужно было бы провести какой-то опасный опыт?
— Были. Но я объяснял людям, как на самом деле будет поставлен эксперимент и сколько это будет стоить с привлечением всех необходимых специалистов для его проведения. Заказчики сразу отваливались.
С каждым разом на YouTube показывают все более опасные эксперименты, и проводит их очень часто молодежь. Тема экспериментов вообще популярна на YouTube. Нужно ли как-то регулировать такой контент в Сети? Как можно избежать таких трагедий, как в Москве? Может ли эта история чему-то научить?
— Во-первых, причина этого в том, что аудитория зажралась. Ей уже мало чего-то обычного. Ей надо что-то новое и более опасное.
Во-вторых, регулирование приведет к тому же, что произошло с образованием в школе: будут запрещать подобные опыты, а пострадают образовательные и научно-популярные каналы. Запретами никогда ничего решить не удавалось. По крайней мере, я не могу припомнить подобного. Только хуже будет. Надо строить такую систему образования, где будет демонстрация опытов на уроках физики и химии, чтобы все желающие поэкспериментировать могли удовлетворить свои потребности. Это не решит проблему полностью, но может снизить количество тех, кто будет подобным заниматься самостоятельно. Таких заинтересованных надо направлять в нужное русло, а не запрещать им.
В-третьих, эта история ничему не научит. Как и всегда. История вообще ничему не учит людей. Пока в СМИ шумят, все будут это обсуждать. Как только СМИ переключатся на другую тему, то и про этот случай забудут. У людей плохая память.
В-четвертых, может найтись какой-то выскочка-чиновник, который тоже решит сделать себе имя на данной ситуации и, – например, предложит запретить продажу сухого льда. Тут ему не скажут спасибо очень много юрлиц, которые постоянно работают с сухим льдом.
В-пятых, если вспомнить времена Советского Союза, когда не было так развито медиапространство, то подобных ситуаций было не меньше. Просто о них не трубили на каждом углу. Это сейчас любой человек со смартфоном и интернетом может стать инфоповодом. А раньше все инфоповоды создавали на ТВ и в газетах. Так что подобные ситуации были и будут в дальнейшем. Хорошо бы, чтобы побольше люди думали, прежде чем что-то делать.
Можно ли популяризировать научные знания и привлечь миллионы зрителей через блог? Как найти золотую середину, чтоб знания в ролике были научными и привлекли большое внимание аудитории?
Здесь надо принимать комплекс мер. Во-первых, воспитывать аудиторию. Объяснять принцип работы соцсетей и объяснять, как себя вести, чтобы низкокачественный контент не получал охватов. Не будет спроса – не будет предложения.
Во-вторых, просто образовательный контент на YouTube не особо приживается, особенно если это касается точных наук. Поэтому всю образовательную составляющую надо завернуть в научно-популярную обертку. И делать те самые эффектные большие опыты. Аудитория увидит, посмотрит, и у большинства уже не будет желания повториться, а тем, кто заинтересовался, надо указать направление, где развиваться по данной теме. То есть вести профориентационную работу.
И тогда можно получить миллион просмотров?
— Вопрос в другом – зачем вам миллион просмотров? Важен не показатель просмотров, а важно, чтобы люди смотрели и усваивали материал. Желательно, чтобы были миллионные просмотры, это да. Но важнее, чтобы аудитория еще и делилась подобным контентом. Для этого и нужна красивая обертка.
© Марина Тайсина
Читайте еще материалы по этой теме:
Вы можете поделиться новостью в соцсетях