«Будь я на месте Диденко, сториз из реанимации – последнее, что я бы делал, но подобные блогеры живут своими блогами»

Блогер Александр Иванов
Об экспериментах, на которые готовы блогеры ради популярности, истинных причинах трагедии и о том, при чем здесь школьные уроки химии, читайте в интервью УралПолит.Ru с ученым-химиком из Екатеринбурга, популярным YouTube-блогером, автором научно-популярного канала «Химия – просто» Александром Ивановым.
Фото: Александр Иванов

Трагедия, произошедшая во время празднования дня рождения блогерши-миллионщицы Екатерины Диденко, вызвала широкий общественный резонанс. Во время празднования супруг Диденко подготовил для именинницы «сюрприз». Пытаясь добиться красивого эффекта в виде тумана, мужчина высыпал в бассейн сухой лед, после чего гости вечеринки нырнули в воду. В результате химической реакции сухой лед превратился в углекислый газ, от которого нырнувшие задыхались и тонули. Погибли три человека, в том числе муж Екатерины Диденко, еще двое пострадали. Примечательно, что сразу после трагедии, унесшей жизнь супруга, Диденко начала выкладывать в Сеть сториз о произошедшем, что возмутило общественность. Об экспериментах, на которые готовы блогеры ради популярности, истинных причинах трагедии и о том, при чем здесь школьные уроки химии, читайте в интервью УралПолит.Ru с ученым-химиком из Екатеринбурга, популярным YouTube-блогером, автором научно-популярного канала «Химия – просто» Александром Ивановым.

Александр, вы наверняка слышали о трагедии, произошедшей в выходные на дне рождении Екатерины Диденко. После всего случившегося на девушку обрушился шквал критики. Один из комментаторов, например, написал: «Блогеры, блин! 30-летние недоумки. Хайп, лайк, вау, в голове вакуум. ПДК СО2 в закрытых помещениях 0,1–0,12 %. 25 кг дадут примерно 13 кубов СО2». Как вы думаете, насколько прав комментатор в своих суждениях по поводу умственных способностей блогеров и правда ли, что они «недоумки», которые на все готовы ради хайпа и лайков?

— Во-первых, после драки все мы герои и умники. Что сделал этот комментатор сейчас, чтобы подобного больше не повторилось? Это называется балабольство.

Во-вторых, нельзя всех чесать под одну гребенку. Помимо таких блогеров, которые гонятся за популярностью, есть множество блогеров, которые снимают полезные и интересные вещи. Погуглите scitopus. Это объединение научно-популярных блогеров, которые снимают различные видео в помощь школьным учителям и для общего развития людей. Также они помогают в профориентации школьникам. Они теперь тоже «недоумки», так как они блогеры?! Поэтому надо разбираться в каждом конкретном случае отдельно, а не вешать на всех ярлыки.

Если говорить про погоню за лайками и хайпом, то вопрос надо адресовать соцсетям. Ведь именно лайки являются мерилом актуальности контента, а не суть контента и его качество. Соцсети определяют правила игры, а те блогеры, что пытаются заработать на блогах, играют по этим правилам. Вот и вся правда.

Если хотите видеть качественный контент, а не все эти «бесполезные» блоги, то есть простой рецепт: хорошее и полезное лайкайте и распространяйте, а «плохое» просто не трогайте и проходите мимо, то есть никак не реагируйте.

Екатерина Диденко публиковала сториз из реанимации, где у нее находился супруг. О чем это говорит? Друзья Диденко утверждают, что блогеры показывают всю свою жизнь, в том числе и страдания, и это нормально, и люди их за это любят. Как вы относитесь к таким высказываниям?

— То, что Диденко продолжала снимать сториз из реанимации... Я даже не знаю, как это откомментировать. С одной стороны, мне это далеко. В том плане, что будь я в подобной ситуации, это было бы последнее, что я бы делал. С другой стороны, подобные блогеры живут своими блогами, поэтому любой свой чих они выставляют напоказ. Тут, наверное, даже можно сказать о профдеформации. Скорее даже непонимание, что так не стоит делать. С третьей стороны, тут надо спросить мнение психолога, ведь каждый по-своему переживает смерть близких людей. Порой, когда уходит самый близкий человек, хочется кричать что есть сил. Я сейчас не оправдываю, а пытаюсь понять, что может двигать на подобные вещи человека.

Если же говорить о популярности, то нельзя забывать об обратной стороне: сейчас тебя любят миллионы, а завтра все эти миллионы могут начать тебя ненавидеть, причем за малейший пустяк.

Если говорить о нашем обществе в целом, то тут все просто: спрос рождает предложение. Если бы общество не смотрело и не потребляло такой контент, то его бы никто не делал. Есть люди, у которых жизнь скучная и ограниченная. Наблюдая за чужой жизнью, люди видят что-то новое и могут выплеснуть свои негативные эмоции, что, собственно, сейчас и происходит. У нас же каждый первый – нобелевский лауреат и знает, что так делать с сухим льдом в бассейне было нельзя.

Вот даже сейчас вы берете у меня интервью на хайповую тему. Чем больше хайп вокруг этой ситуации, тем выше рейтинги. СМИ выгодно раздувать эту тему и шуметь, а завтра СМИ найдут другую тему и так же будут хайпить. Почему бы вам не взять у меня интервью про популяризацию химии, или про мою научную деятельность, или про то, как снимаются образовательные фильмы по химии, распространение которых могло бы предотвратить подобную ситуацию?

Именно потому, что вы ученый и еще успешный блогер, мы обратилась к вам за интервью. И, конечно, впереди у меня вопрос о вашей деятельность на YouTube, но давайте по порядку. Диденко была блогером-провизором. Должна ли она была, как фармацевт, знать о свойствах сухого льда?

— Начнем с того, что это должны знать все со школы, но школьная химия сейчас никого ничему не учит. На уроках одни абстрактные понятия без какой-либо привязки к реальности. Опыты на уроках химии не показывают, если это не какая-нибудь элитная школа с химическим уклоном.

Также стоит посмотреть на образовательную программу фармацевтов. Там химия только на первом курсе, а дальше химии нет. Даже если химию сдавали на вступительных экзаменах, то к концу обучения провизоры и фармацевты точно ее не помнят: без практики знания утрачиваются. Я вам открою страшную тайну: большинство врачей тоже химию не знают, хотя на вступительных экзаменах сдавали ее. Мы живем в мире необразованных людей, где каждый является специалистом в очень узкой области. Так что ваш вопрос надо переадресовать системе образования и подготовки школьников.

Химики разошлись во мнении, что же на самом деле произошло на вечеринке. В Российском союзе химиков считают, что в бассейне образовалась концентрация соляной кислоты, люди получили ожоги, в результате чего и погибли. Руководитель лаборатории естествознания КЦ ЗИЛ и кандидат химических наук Денис Жилин считает, что трагедия произошла из-за концентрации углекислого газа, который плотным слоем покрыл бассейн и вытеснил кислород. Какая из версий более правдоподобная и почему?

— По поводу того «представителя» Российского союза химиков надо еще разобраться, не вымышленный ли он персонаж и имеет ли он хоть какое-то отношение к этому союзу. Его слова точно бред. А вот слова Жилина близки к правде: сухой лед в бассейне перешел в газообразное состояние и заполнил низ комнаты углекислым газом, вытеснив кислород воздуха. Люди просто задохнулись и, судя по всему, еще и утонули, кто находился в воде. Шанс спасти, наверно, был. Надо было оперативно проветрить помещение, достать людей и откачать. Но это лишь мое предположение, которое высказано опосля. Как там подробно развивались события, я не знаю. Может, кто и пытался спасти, а может, у всех была паника.

Сухой лед активно используют сейчас при проведении детских экспериментов. Даже на детских YouTube-каналах показывают дым, который получается в результате химической реакции с ним. К чему это может привести? Что нужно знать, прежде чем браться за такой эксперимент?

— Всегда надо помнить про технику безопасности. Неважно, сухой лед это или что-то другое. Даже в интернете написано, что с сухим льдом можно работать только на открытом воздухе либо в хорошо проветриваемом помещении. Ну и трогать его голыми руками не стоит. Во всем остальном он достаточно безопасен. Тем более что на всяких шоу он используется в небольших количествах.

Тем, кто очень хочет проверить, много ли сухого льда для конкретного помещения, рекомендую вспомнить физику и газовые законы – надо взять и посчитать. И вот тут мы снова приходим к тому, как хорошо мы учились в школе и нужны ли были те знания, что давали на уроках, или нет.

Муж именинницы сам проводил эксперимент и делал сухой лед своими руками в ноябре прошлого года. Девушка упомянула, что они вспоминали свойства сухого льда и будет продолжение опыта. О каких свойствах надо помнить, прежде чем приступать к подобным опытам?

— То, что сухой лед можно получить из огнетушителя, содержащего углекислоту, знает каждый эмчеэсник и пожарный. Наверное, каждый. Надеюсь на это.

Обычно так не парятся, так как это слишком дорогой сухой лед получается. Гораздо проще и дешевле приехать на завод, производящий и продающий сухой лед брикетами или гранулами.

При работе с сухим льдом велика вероятность получить термический ожог.

На своем канале вы тоже проводите опыты. На ваш взгляд, где эта грань разумного? Были ли у вас какие-то опасные случаи, когда вы проводили эксперимент и что-то пошло не так?

— Во-первых, отмечу, что все опыты проводятся в самой настоящей научной лаборатории, где есть все необходимое оборудование и необходимые средства индивидуальной и коллективной защиты от разных поражающих факторов. У меня есть профильное химическое образование и навыки работы. Перед каждым опытом вычитывается большой объем литературы по конкретной теме, чтобы определить, как проводить опыт и что может произойти.

Во-вторых, большая часть контента, который я снимаю, входит в рамки школьной программы по химии, то есть это то, что должны были показывать в школах на уроках. Правда, за основу я беру советскую программу по химии, так как она была шире и интереснее. К нынешнему времени позапрещали всевозможные опыты в школах, так как «дети могут пострадать».

В-третьих, зачастую я показываю, не только как надо делать и ставить подобные опыты, но и показываю, как не надо делать. Лучше это продемонстрирую я, чем любознательный зритель, который все-таки решит проверить, а почему же нельзя. Но даже при таких опытах соблюдается всевозможная техника безопасности. Единственное, страдает дорогая камера, которая все это снимает и находится в непосредственной близости от объекта съемки. Жертва во имя науки.

В-четвертых, где же грань? А грань находится там, где ни ты, ни окружающие не пострадают.

Бывали ли у нас ЧП? Бывали. В научной деятельности никак без этого. Однажды воткнул себе в палец тонкую кварцевую трубку. Сломалась. В итоге перебил нерв в пальце. Где находится травмпункт, знаем.

Нужно ли образование блогеру, чтобы проводить такие опыты?

— Образование нужно всем и каждому. Никто не хочет иметь соседей-дебилов. Чтобы достаточно безопасно проводить подобные опыты, надо уметь думать головой, искать информацию и уметь с ней работать.

Есть ли у вас как у блогера какая-то грань, за которую вы не перейдете ради большего количества просмотров?

— Где та грань, которая меня ограничивает? Бюджет. Ставить суперграндиозные и эффектные опыты, на которые у меня нет денег, я точно не буду. Если что, научно-популярный блог не приносит дохода, как, например, инстаграм-блоги девочек, рекламирующих косметику. А так хотелось бы превзойти «Разрушителей мифов»! Не просто в эффектности, но и в научности проводимых глобальных опытов. А научных консультантов и спецов я всегда найду, чтобы предусмотреть все возможные последствия и защититься от них: жить хочется больше, чем какие-то 100 тысяч просмотров.

Поступали ли вам предложения о коллаборациях, во время которых нужно было бы провести какой-то опасный опыт?

— Были. Но я объяснял людям, как на самом деле будет поставлен эксперимент и сколько это будет стоить с привлечением всех необходимых специалистов для его проведения. Заказчики сразу отваливались.

С каждым разом на YouTube показывают все более опасные эксперименты, и проводит их очень часто молодежь. Тема экспериментов вообще популярна на YouTube. Нужно ли как-то регулировать такой контент в Сети? Как можно избежать таких трагедий, как в Москве? Может ли эта история чему-то научить?

— Во-первых, причина этого в том, что аудитория зажралась. Ей уже мало чего-то обычного. Ей надо что-то новое и более опасное.

Во-вторых, регулирование приведет к тому же, что произошло с образованием в школе: будут запрещать подобные опыты, а пострадают образовательные и научно-популярные каналы. Запретами никогда ничего решить не удавалось. По крайней мере, я не могу припомнить подобного. Только хуже будет. Надо строить такую систему образования, где будет демонстрация опытов на уроках физики и химии, чтобы все желающие поэкспериментировать могли удовлетворить свои потребности. Это не решит проблему полностью, но может снизить количество тех, кто будет подобным заниматься самостоятельно. Таких заинтересованных надо направлять в нужное русло, а не запрещать им.

В-третьих, эта история ничему не научит. Как и всегда. История вообще ничему не учит людей. Пока в СМИ шумят, все будут это обсуждать. Как только СМИ переключатся на другую тему, то и про этот случай забудут. У людей плохая память.

В-четвертых, может найтись какой-то выскочка-чиновник, который тоже решит сделать себе имя на данной ситуации и, – например, предложит запретить продажу сухого льда. Тут ему не скажут спасибо очень много юрлиц, которые постоянно работают с сухим льдом.

В-пятых, если вспомнить времена Советского Союза, когда не было так развито медиапространство, то подобных ситуаций было не меньше. Просто о них не трубили на каждом углу. Это сейчас любой человек со смартфоном и интернетом может стать инфоповодом. А раньше все инфоповоды создавали на ТВ и в газетах. Так что подобные ситуации были и будут в дальнейшем. Хорошо бы, чтобы побольше люди думали, прежде чем что-то делать.

Можно ли популяризировать научные знания и привлечь миллионы зрителей через блог? Как найти золотую середину, чтоб знания в ролике были научными и привлекли большое внимание аудитории?

Здесь надо принимать комплекс мер. Во-первых, воспитывать аудиторию. Объяснять принцип работы соцсетей и объяснять, как себя вести, чтобы низкокачественный контент не получал охватов. Не будет спроса – не будет предложения.

Во-вторых, просто образовательный контент на YouTube не особо приживается, особенно если это касается точных наук. Поэтому всю образовательную составляющую надо завернуть в научно-популярную обертку. И делать те самые эффектные большие опыты. Аудитория увидит, посмотрит, и у большинства уже не будет желания повториться, а тем, кто заинтересовался, надо указать направление, где развиваться по данной теме. То есть вести профориентационную работу.

И тогда можно получить миллион просмотров?

— Вопрос в другом – зачем вам миллион просмотров? Важен не показатель просмотров, а важно, чтобы люди смотрели и усваивали материал. Желательно, чтобы были миллионные просмотры, это да. Но важнее, чтобы аудитория еще и делилась подобным контентом. Для этого и нужна красивая обертка. 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен, чтобы быть в курсе новостей дня.

Новости партнеров

Загрузка...
Погода, Новости, загрузка...