Господдержка молодых семей стала одним из главных трендов последних лет – на это каждый регион закладывает в бюджете серьезные суммы. Но, как показывает практика, стремлению региональных властей поддержать семьи может сопутствовать избирательность, придирчивость и бюрократизм.
Господдержка молодых семей стала одним из главных бюджетных трендов последних лет – на это каждый регион закладывает в бюджете серьезные суммы. Но, как показывает практика, стремлению региональных властей поддержать семьи может сопутствовать избирательность, придирчивость и бюрократизм. «УралПолит.Ru» совместно с Институтом стратегических коммуникаций и социальных проектов провел исследование льготных программ для молодых семей в регионах УрФО. Результаты крайне неожиданные.
Эксперты анализировали программы поддержки по четырем направлениям, в рамках которых молодые семьи могут рассчитывать на наибольшие выплаты и льготы:
- программа «Молодая семья», в рамках которой предоставляется субсидия на приобретение жилья;
- региональный материнский капитал;
- губернаторские пособия на рождение ребенка;
- социальная ипотека по программе «Жилье для российской семьи».
Учитывая объем господдержки по каждому направлению, были разработаны критерии, за каждый из которых регион мог получить от 1 до 5 баллов в зависимости от размера и доступности льгот. Сумма средних показателей по направлениям и определяет ориентированность регионов на поддержку молодых семей.
Исследование выявило, что наибольшие средства регионы готовы тратить на программу «Молодая семья», предназначенную для тех, кто стоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Один из главных критериев – максимальный возраст супругов не должен превышать 35 лет. При этом на Среднем и Южном Урале, а также в Югре в программе могут принять участие даже неполные семьи. Интересно, что наличие у семьи достаточного официального дохода для выплат по ипотечному кредиту не требуется в Тюменской и Челябинской областях. В Югре есть свои особенности: так, например, для получения выплат супруги должны проживать в регионе не менее 15 лет и состоять в браке не менее трех лет. Кроме того, семья опять же не будет допущена к программе в Югре и Челябинской области, если уже получала помощь по госпрограммам, за исключением маткапитала. Субсидия на приобретение жилья семьям без детей в регионах УрФО составляет от 25 до 35 % от его стоимости. На нижней границе находится ЯНАО, верхняя принадлежит Тюменской и Челябинской областям. Размер помощи семьям с детьми – на 5 % выше. Лучшие условия оказались в Тюменской и Челябинской областях, набравших 4,2 балла, худшие – в ХМАО с показателем в 3 балла.
Кардинально иной разброс сумм демонстрирует региональный материнский капитал. В Тюменской области он составляет всего 40 тысяч рублей, в ХМАО и Курганской области – 350 тысяч. При этом в Зауралье он полагается уже за первого ребенка, а в остальных регионах УрФО лишь за третьего. Получить выплату можно один раз, однако в Свердловской и Курганской областях учитываются даже усыновленные дети. Наибольший балл (3,4) в исследовании по этому направлению получила Тюменская область, аутсайдером (2,5) признан Средний Урал.
Другая региональная инициатива – губернаторские пособия – в сравнении с другими выплатами является скорее приятным бонусом, чем серьезным подспорьем. За первого ребенка деньги платят только в Зауралье (791 рубль) и Челябинской области (2000 рублей). С каждым последующим суммы возрастают до 4–15 тысяч. Отдельные «премии» в некоторых регионах выписывают семьям с двойнями и тройнями, в Курганской области такая выплата составляет 40 тысяч рублей. Регион продемонстрировал лучшие условия гоподдержки в этом направлении, набрав 3,4 балла. Последнее место заняла Тюменская область, где такие субсидии не предоставляются вовсе.
Отдельной категорией льгот, которая вошла в исследование, стали социальные ипотечные кредиты. Они становятся доступны за счет льготных ставок, учета субсидий и более низкой стоимости жилья. В большинстве регионов речь идет о сумме до 3 миллионов рублей со ставкой от 9,5 до 11 % на 30 лет. На Урале предоставляют схожие условия, оцененные в среднем на 3 балла.
В результате можно сказать, что высокий уровень социально-экономического развития региона не гарантирует качество господдержки молодых семей. Первое место среди регионов УрФО заняла Курганская область, набрав 12,8 балла. За ней с отставанием на один балл идет Тюменская область, ниже с небольшим отрывом – Челябинская область, ХМАО и ЯНАО. Последнее место заняла Свердловская область, набрав 10,9 балла. В данный момент «УралПолит.Ru» совместно с Институтом стратегических коммуникаций и социальных проектов продолжает исследование в других регионах России.
Тимофей Вахрушев, Александра Куртева
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях