Несмотря на разницу в пассажиропотоке, оба города не могут решить проблему убыточности перевозок
Автобусное движение в Карабаше приостановлено на неопределенный срок. Единственный перевозчик – ООО «СпецТрансАвто» – в одностороннем порядке разорвал договор с администрацией, ссылаясь на убыточность бизнеса. Городские власти никак не могут найти выход из сложившейся ситуации. Тем временем проблема прибыльности общественного транспорта становится актуальной для всей Челябинской области: не помогают ни подорожание билетов, ни подготовка новой концепции развития транспорта, ни борьба с перевозчиками-нелегалами.
Спикер городского собрания депутатов Дмитрий Шуткин подтвердил «УралПолит.Ru», что с сегодняшнего дня в городе прекратили ходить все автобусы последнего перевозчика. Он добавил, что и ранее ООО «СпецТрансАвто» допускал ситуации, при которых машины не выходили на маршрут, но объяснял это поломкой техники. Спикер горсобрания назвал действия перевозчика шантажом и пояснил, что сейчас глава города Олег Буданов разбирается в правомерности таких действий. «Прорабатывается возможность создания собственного перевозчика. Сложившуюся ситуацию глава пытается урегулировать», – пояснил Шуткин.
В мэрии среди причин, побудивших перевозчика отказаться от договора, называют усилившийся контроль за автобуным движением и урегулирование порядка возмещения затрат. «Администрация городского округа готова возместить обоснованные убытки перевозчика. К сожалению, документов, подтверждающих реальные расходы, перевозчик не представил, – сообщил глава Карабаша Олег Буданов. – Расторгать контракт в одностороннем порядке перевозчик не имеет права, мы не пойдем на расторжение договора при таких условиях. Останавливать движение пассажирского транспорта, уведомив об этом за два дня, считаю непорядочным не только в отношении заказчика услуги, но и горожан, пользующихся общественным транспортом».
По словам депутата горсобрания Владимира Назарчука, пассажирские перевозки в городе всегда убыточны. Особенно в таком небольшом, как Карабаш. «Пассажиропоток невелик, муниципального транспорта нет. Люди ездят на автобусах или такси. Не понятно, как сейчас будут передвигаться по городу горожане без автомобилей. К примеру, пенсионеры. Думаю, перевозчик расторг договор, потому что работа была убыточной. В Карабаше, по данным последней переписи, проживает 14 000 человек, а если учесть тех, кто постоянно живет в городе, то наберется тысяч восемь. Получается примерно пассажиропоток 600-650 пассажиров в день при цене билета 15 рублей. Работать в таких условиях нерентабельно», – уточнил депутат.
Гендиректор ООО «СпецТрансАвто» Валерий Волохов сообщил, что предприятие банкротится, а городская администрация не спешит компенсировать расходы перевозчика. «Мы вынуждены прекратить свою деятельность в Карабаше в связи с банкротством предприятия, – цитирует «Карабашский рабочий» слова Волохова. – При таких тарифах, которые сейчас установлены, автобусные маршруты в Карабаше нерентабельны. В данном случае я вижу два варианта решения проблемы: либо поднимать цены на проезд, либо дотировать предприятие из местного бюджета. Администрация округа обещает решить этот вопрос, но ожидание растянулось уже на три месяца. Каждый раз только и слышим: «Сегодня-завтра». По состоянию на 19 апреля текущего года никаких предложений со стороны администрации Карабаша нам не поступало».
Отметим, что проблема безубыточной работы транспорта актуальна не только для малых городов, но и для областного центра, где на протяжении многих лет общественный транспорт работает в минус. В ноябре цена билетов в трамваях, троллейбусах и автобусах выросла с 15 до 20 рублей и сравнялась с ценой поездки на маршрутном такси. Впрочем, даже такого подорожания оказалось недостаточно для того, чтобы выровнять экономику транспортных МУПов. По данным «УралПолит.Ru», для безубыточной работы необходимо повысить стоимость проезда до 29 рублей. Ранее директор МУП «Челябавтотранс» Эдуард Маховский заявлял, что одна только себестоимость билета в общественном транспорте составляет 23 рубля.
На прошлом заседании городской думы депутаты вновь подняли вопрос об отстранении от должности начальника транспортного управления администрации Челябинска Олега Козлова. При этом вице-спикер Илья Мительман заявлял, что после подорожания проезда ситуация не изменилась, а скорее усугубилась. В общественном транспорте стали ездить меньше, предпочитая автобусам и трамваям маршрутные такси за те же деньги. За Олега Козлова вступились глава города Евгений Тефтелев и председатель гордумы Станислав Мошаров, которые предложили дать начальнику управления время для реализации новой концепции развития пассажирских перевозок. Добавим, что концепция преимущественно заключается в уничтожении дублируемых маршуртов и увеличении доли муниципального транспорта.
Ранее депутаты возмущались тем, что кроме постоянных требований финансовой поддержки Управление транспорта не в состоянии предпринять реальные действия для улучшения работы. А до этого отказали главе Евгению Тефтелеву в увеличении расходов бюджета на 170 миллионов рублей. Эти деньги предназначались для погашения долгов транспортников. Получив отказ гордумы, градоначальник надеется на то, что ситуация в пассажирских перевозках изменится в лучшую сторону через пару месяцев. «Федеральное законодательство разрешает нам с 1 июля начать новую жизнь. До этого времени нам необходимо совместными силами сформулировать требования таким образом, чтобы у нас муниципальный транспорт процветал и работал рентабельно. Потому что на второе полугодие денег на компенсацию у меня и у депутатов нет. У нас цель – выходить с 1 июля на безубыточную работу», – заявлял Тефтелев на заседании городской думы 29 марта.
С транспортными проблемами города безуспешно пытался бороться бывший сити-менеджер Сергей Давыдов. Сначала до минимума урезали количество троллейбусных маршрутов, продали землю под троллейбусном депо в районе ТРК «Горки», затем покупали новые экономичные и экологичные автобусы на метане и электробусы. Одни из последних инициатив Давыдова на посту градоначальника были связаны с выводом рынка маршрутных перевозок «из тени». Для верной отчетности перевозчиков пассажирам предлагалось брать билетики в маршрутных такси. Борьбу с черной кассой продолжил и Евгений Тефтелев, заявив об инициативе установить во всех маршрутках терминалы безналичной оплаты. В итоге оборудование появилось в нескольких маршрутках, тогда как многие перевозчики заявили, что такие новации им не по карману.
Проблемы на рынке перевозок характерны не только для Челябинска, но и для других крупных муниципалитетов. К примеру, в Миассе троллейбусы периодически корректируют график движения, чтобы экономить бюджетные деньги: вечером транспорт ходит реже (вплоть до того, что троллейбус приезжает раз в час). В конце февраля в СМИ появилась информация о забастовке работников миасского МУП «Управление пассажирских перевозок». Позже в мэрии эту информацию опровергли, добавив, что ситуация на предприятии сложилась непростая: МУП обременен долгами, погашать которые прежнее руководство не спешило.
В феврале 2015 года в Златоусте судебные приставы арестовали за долги по налогам 22 трамвая. Правда, на движении этот инцидент никак не отразился: речь шла об аресте законсервированных вагонов. Ранее городские власти собирались приватизировать трамвайное депо с транспортом и инфраструктурой, но позже отказались от этой идеи.
© Екатерина Гонова
Вы можете поделиться новостью в соцсетях