Современные студенты не хотят плыть по течению, они вкладывают свои средства исключительно в себя, а после капитализируют знания. Новое поколение, по словам педагогов, отличают завышенные требования, запросы и ожидания. О том, какими интересами живут сегодняшние студенты, почему они не любят лекции и жалуются на преподавателей, читайте в материале «УралПолит.ру».
Современные студенты не хотят плыть по течению, они вкладывают свои средства исключительно в себя, а после капитализируют знания. Новое поколение, по словам педагогов, отличают завышенные требования, запросы и ожидания. О том, какими интересами живут сегодняшние студенты, почему они не любят лекции и жалуются на преподавателей, читайте в материале «УралПолит.ру».
Новое поколение
Как и их предшественники, сегодняшние студенты любят прогуливать лекции, они также долго определяются с профессией, придумывают новые способы списываний и оправданий за невыполненные задания.
«Конечно, современные студенты сильно отличаются от студентов, которые учились десять, пятнадцать или двадцать лет назад. Но сравнивать их, наверное, не совсем корректно. За это время многое поменялось. Социально-политические условия, жизнь и сами люди стали другими. Сегодняшние студенты более любопытные, взыскательные, они умеют работать с большим объемом информации. Если раньше был массив так называемой сакральной информации, которая была доступна только преподавателю, то сегодня ее легко можно найти в интернете, поэтому и запросы студентов изменились», – рассказала корреспонденту «УралПолит.ру» проректор-начальник управления по образовательной деятельности ТГУ Елена Тумакова.
С появлением интернета необходимость в заучивании и зазубривании отпала. Современные студенты, легко ориентируясь в информационном пространстве, без труда находят все то, о чем им рассказывает преподаватель, поэтому, по их мнению, тратить время на лекции нецелесообразно. Новому поколению не интересно записывать термины под диктовку, им удобнее найти их значение в интернете. Просто передача информации уже не имеет такого значения, как, к примеру, 15–20 лет назад. Сегодня гораздо важнее уметь работать с ней – анализировать, систематизировать, отбирать из информационного потока только подлинные данные и, безусловно, иметь собственное мнение, которое нужно аргументировано отстаивать.
«Сегодня студенты находятся в более выигрышной ситуации. Они более раскованны в общении, легко общаются в международных чатах, свободно контактируют в разных условиях с авторитетными людьми, быстро ориентируются в информационном потоке. Но есть и минусы. Студенты очень быстро сокращают дистанцию в общении с педагогом. Могут отправить мне свою работу в шесть утра, а уже через несколько часов на занятии спрашивать, проверила ли я ее. Они считают, что у преподавателя нет своих дел, ему не нужно спать и отдыхать. И тут каждый педагог сам решает, как ему общаться со студентами, экономить свое время или нет. Есть совсем инфантильные студенты, которые общаются с преподавателем, как дома с родителями. На экзамене такие могут протянуть зачетку и сказать: «Ну поставьте, пожалуйста», – рассказала корреспонденту «УралПолит.ру» доцент кафедры русского языка ТГУ Наталья Аксарина.
Школа нам должна
Нынешние реалии вынуждают и преподавателей перестраиваться, находить новые педагогические приемы и формы работы. Сегодня они уходят от передачи знаний к их интерпретации.
«Школьные педагоги регулярно сетуют на завышенные претензии родителей, которые требуют, чтобы учитель дал их детям все и сразу. Если ребенок получает за сочинение двойку, то виноват в этом учитель. Современные родители обвиняют и требуют, не предъявляя при этом никаких требований к себе. Авторитет учителя сейчас подорван. Отчасти в этом виновата та толерантность, которую начали проявлять в школах в 90-е годы. Видя позицию родителей, дети поступают аналогичным способом. Закончив школы, они с этими завышенными ожиданиями приходят в вузы и требуют от педагогов занимательных подходов в образовании, но есть такие темы, которые нельзя преподнести занимательно. Студент должен уметь самостоятельно работать, анализировать и думать», – говорит Наталья Аксарина.
Договорная система обучения появилась сравнительно недавно. Теперь те, кто платят за обучение, уверены, что им за их деньги должны дать исчерпывающие знания. Они требуют, чтобы им были прочитаны все лекции, которые по какой-то причине отменялись или переносились, а если считают, что материал был подан скучно и неинтересно, то без стеснения могут нажаловаться на преподавателя или даже потребовать заменить его.
«Для ребенка масштаб родительских претензий к педагогам – ориентир в поведении. Если это не пресекать, то может вырасти инфантильный иждивенец, который на практике будет профессионально несостоятельным специалистом и не сможет справиться с ни с одной ситуацией в работе. Когда человек не понимает и не знает свою профессию – он боится комментировать и высказывать свое мнение. А то, чего мы боимся, невозможно любить», – говорит Наталья Аксарина.
Зачастую получается замкнутый круг – школа переучивает детей под натиском родительских требований. Сами родители занимают обвинительно-оборонительную позицию, перекладывая ответственность за все происходящее с их ребенком на школу. В последующем такой выпускник, становясь студентом, не желает самостоятельно развиваться и осваивать профессию, предпочитая обвинять во всех грехах вуз. Так, в школах появляются безграмотные учителя и неквалифицированные сотрудники в других сферах.
«Сегодня у учителей недостаточная профессиональная подготовка. В идеале они должны иметь образование не ниже магистратуры. В Германии, например, в подготовку учителя вкладываются. Лучшее отточить компетенции педагога, чем потом его будут контролировать трое проверяющих», – рассказала корреспонденту «УралПолит.ру» директор Института психологии и педагогики Людмила Волосникова.
Во всем виноват ЕГЭ
Во многом стремительно снижающийся уровень грамотности связывают с введением ЕГЭ. Однако специалисты не согласны с такой точкой зрения. По мнению педагогов, отечественное образование претерпевало множество реформ и ни одна из них не нанесла существенного вреда.
«Необходимо понимать технологию тестирования. Есть люди, у которых хорошо развита логика, они быстро понимают принцип тестирования и показывают хорошие результаты, даже не обладая глубокими знаниями. ЕГЭ имеет свои плюсы и минусы. В числе плюсов – объективная оценка знаний, исключение человеческого и психологического фактора. Так, например, проверяющему может не понравиться почерк учащегося, и на этом основании оценка может быть занижена. Также плюсом является и то, что ЕГЭ дает возможность поступления в любой вуз», – считает Елена Тумакова.
А вот с минусами дело обстоит сложнее. Здесь, по мнению педагогов, может возникнуть ситуация «горя от ума», когда ученик знает больше, чем предусмотрено программой, но не понимает принцип тестирования. Разумеется, это скажется на результате ЕГЭ. В разных учебниках есть несоответствия в подаче информации. Так, в русском языке одна и та же морфема может выступать то окончанием, то суффиксом, чтобы этого избежать необходимо образовательный процесс привести к единому знаменателю и ввести во всех школах одинаковые требования к учебникам.
«ЕГЭ в разных видах существует во всем мире. Его идея правильная, она расширила возможности ребят, но, к сожалению, в 11 классе все сводится к натаскиванию учеников на сдачу ЕГЭ. Нужно менять качество педагогического образования и профориентации. Дело не в месте и не в регионе. Одаренные дети есть везде. Я знаю, что в одном из крупных российских проектов принимает участие студент из уральской глубинки. Образование не должно делиться на элитное и остальное, оно везде должно стать элитным. Для этого, конечно же, нужно переоснащать школы», – говорит Людмила Волосникова.
В зоне риска
Талантливые студенты есть всегда. Они очень выделяются на фоне остальных. К сожалению, тех, кто приходит осознанно, точно определившись с выбором профессии, единицы.
«Поступление зависит от многих факторов. Кто-то учится потому, что на этом настояли родители, кто-то потому, что ничего не хочет менять. Бывает, что после первого курса студенты категорически не хотят продолжать обучение на том факультете, куда поступили. Приходится их уговаривать, объяснять им, что, может быть, они не распробовали, не поняли профессию, но есть и такие, кто окончательно говорит «нет», – рассказывает Елена Тумакова.
Сегодня в ТГУ специалистов готовят с учетом того, будут ли они востребованы на рынке труда на момент окончания вуза. На протяжении последних лет серьезных изменений в рейтинге специальностей нет. Традиционно верхние строчки занимают профессии финансово-экономической и юридической направленности. Вырос спрос и на специальность «Журналистика». Три года подряд ТГУ принимает на этот факультет более 100 человек при плановом наборе 50. Пользуется спросом и лингвистическое направление.
Но уже сейчас специалисты прогнозируют, что ряд профессий в скором времени может исчезнуть. Невостребованными могут оказаться лингвисты и журналисты. В большей степени это касается ТВ-журналистики. Еще недавно это направление было очень популярным, но сегодня акценты поменялись, студенты охотнее осваивают интернет-журналистику и печатные СМИ.
«У нас есть студенты, которых я в шутку называю спонсорами ТГУ. Они учатся на договорной основе, платят деньги и просто не приходят на занятия. Их отчисляют, они снова поступают, и история повторяется. У нас была девушка, которую отчисляли шесть раз. Молодежь имеет право на ошибку. Иногда кризисы и ошибки приводят к взлетам и колоссальным достижениям. Когда родители принимают решение за детей, то сами делают их безвольными и инфантильными», – уверена Елена Тумакова.
Фото: УралПолит.ру/Евгений Поторочин
Автор: Виктория Ахремчук
© Редакция «УралПолит.Ru»
Вы можете поделиться новостью в соцсетях