Сколько зарабатывают на защите прав: рейтинг доходов омбудсменов

Защищать права на Ямале в пять раз доходнее, чем в Свердловской и Курганской областях

Анализ деклараций о доходах за 2014 год показал неожиданные различия в доходах чиновников как между регионами, так и внутри одного направления правозащиты. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Институт омбудсменов стал одним из самых популярных структур негосударственного мониторинга. С ними регулярно советуется президент, доклады уполномоченных о проблемах в регионе изучают губернаторы и депутаты. В регионах УрФО институты уполномоченных появлялись в разное время и по разным причинам. Первой начала работу омбудсмен Татьяна Мерзлякова в Свердловской области, наиболее молодой уполномоченный – Геннадий Порохин из Курганской. Анализ деклараций о доходах за 2014 год показал неожиданные различия в доходах чиновников как между регионами, так и внутри одного направления правозащиты. Подробности – в материале «УралПолит.Ru».

Наиболее обеспеченными среди омбудсменов закономерно оказались уполномоченные по правам предпринимателей. Почти во всех регионах именно у них оказались наиболее высокие доходы среди всех коллег. Уполномоченный по правам предпринимателей Челябинской области Александр Гончаров показал самый высокий результат среди всех омбудсменов: заработал за год 16,5 миллионов рублей, а его коллега из Тюменской области Лариса Невидайло – 16,1 миллиона. Исключением стали лишь уполномоченные в ХМАО-Югре (уполномоченный по правам человека Александр Сидоров заработал за 2014 год 7,5 миллионов рублей, из них 2 млн 910 тыс. рублей – чистая зарплата. Уполномоченный по правам предпринимателей в регионе Ольга Белоножкина получила зарплату в 2,8 миллиона рублей и ЯНАО (детский омбудсмен Виталий Орешкин обогнал своего коллегу на 290 тысяч рублей).

На втором месте по доходам оказались уполномоченные по правам детей, уступив своим коллегам в среднем менее 10 % в уровне доходов. Если сравнивать уже упомянутых омбудсменов ХМАО-Югры, то при заявленных 2,8 миллионах у Ольги Белоножкиной, у ее коллеги Татьяны Моховиковой, защищающей права детей – 2,6 миллиона. В Свердловской области разрыв еще меньше: доход в 2,01 миллиона у уполномоченного по правам детей Игоря Морокова против 2,07 миллиона у уполномоченного по правам предпринимателей Елены Артюх.

Наконец, наименее обеспеченными, с одним большим исключением, оказались уполномоченные по защите прав человека – во всех регионах, за исключением ХМАО, они показали наименьший доход за год. Рекордсменом, который выбивается из общей статистики, оказался представитель ЯНАО Анатолий Сак – он заработал за год 9,8 миллиона рублей (это на полмиллиона меньше уполномоченного по правам ребенка в регионе и на 300 тысяч меньше, чем у защитника прав предпринимателей). Татьяна Мерзлякова, работая на посту уполномоченного, задекларировала наименьшую сумму в 1,9 миллиона рублей (включает в себя заработную плату и дополнительные доходы). Доход уполномоченного по правам человека в Курганской области Геннадия Порохина в 1,1 миллиона был получен им на прежнем месте работы в статусе советника губернатора.

Примечательно, что сами институты возникали в обратном порядке: сначала в большинстве регионов появились аппараты уполномоченных по правам человека, затем появились «детские» омбудсмены, правами же предпринимателей занялись в последнюю очередь и относительно недавно.

Если сравнить по регионам, то наиболее обеспеченными оказались омбудсмены ЯНАО: в среднем они зарабатывают по 10 миллионов рублей в год – у большинства их коллег из других субъектов УрФО, включая соседний ХМАО, эта цифра не превышает 2,5 миллионов рублей. Исключением из этого правила стали лишь уполномоченные по правам предпринимателей Челябинской и Тюменской областей, заработавшие за год по 16 миллионов рублей. Но, как правило, подобные высокие показатели объясняются наличием дополнительных доходов либо от частной предпринимательской деятельности, либо от продажи собственности.

Наименьшие же доходы омбудсменов традиционно показала дотационная Курганская область – от 1 до 2,3 миллионов рублей. Причем, как пояснил «УралПолит.Ru» самый богатый из них – уполномоченный по правам предпринимателей Игорь Клепнин, из его 2,3 миллионов за год на зарплату приходится лишь порядка 500 тысяч. А остальное – прибыль от продажи личного имущества. Зарплаты омбудсменов Свердловской области практически равны зарплатам их коллег из Курганской – в среднем 2 миллиона рублей в год. Наибольший доход показала уполномоченный по правам предпринимателей Елена Артюх, за ней следует уполномоченный по правам детей Игорь Мороков, замыкает рейтинг по уровню доходов Татьяна Мерзлякова.

В то же время у нескольких омбудсменов доходы оказались в разы выше, чем в среднем по региону и даже по округу – на уровне 16–17 миллионов рублей. Это объясняется в основном продажей личного имущества либо ведением коммерческой деятельности. Так, уполномоченный по правам предпринимателей Челябинской области Александр Гончаров объяснил, что из 16 миллионов лишь 3 приходится на зарплату, а остальное – прибыль от предпринимательской деятельности. А по словам его коллеги Ларисы Невидайло из Тюменской области, из 16 миллионов ее дохода за год – 15 приходится на продажу имущества.

При этом даже при оценке чистой зарплаты сохраняется следующая тенденция: прибыльнее защищать предпринимателей в ЯНАО и получать 10 миллионов в год за свою работу, чем защищать права человека в Свердловской или Курганской областях.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях