Огромные зарплаты, вливания в бюджет и мировая конкуренция: какими мифами окружен проект «Ямал-СПГ»

На проект «Ямал-СПГ» возлагают большие надежды. Значимость развития его сравнивают с освоением Западной Сибири 60 лет назад. Правительство России всячески поддерживает проект и говорит об его огромных перспективах. В этом году планируется запуск уже второй очереди «Ямала СПГ». Но, как отмечают аналитики, проект не так однозначен. «УралПолит.Ru» решил развеять основные мифы, которыми окружен масштабный «Ямал-СПГ».

На проект «Ямал-СПГ» возлагают большие надежды. Значимость развития его сравнивают с освоением Западной Сибири 60 лет назад. Правительство России всячески поддерживает проект и говорит об его огромных перспективах. В этом году планируется запуск уже второй очереди «Ямала СПГ». Но, как отмечают аналитики, проект не так однозначен. «УралПолит.Ru» решил развеять основные мифы, которыми окружен масштабный «Ямал-СПГ».

Миф 1: «Ямал-СПГ» принесет огромные средства бюджету

«Ямал СПГ» – это международный проект, целью которого является добыча и сжижение природного газа. После введения в строй всех очередей производства он должен отгружать в год 16,5 млн тонн СПГ. Они будут доставляться по Северному морскому пути покупателям в Европе и Азиатско-тихоокеанском регионе специально построенными ледоколами-газовозами. Также в рамках проекта планируется добывать и реализовывать около 1,2 млн тонн в год стабильного газового концентрата. Проект реализуется российской компанией ОАО «Ямал СПГ», большая часть которого – 50,1 % – принадлежит «Новатэку».

Общая стоимость проекта оценивается в 27 млрд долларов. Из них 2,4 млрд вложило напрямую российское государство, приобретя облигации ОАО «Ямал СПГ» за счет средств Фонда национального благосостояния. Однако, несмотря на масштабы, проект не обещает огромной сиюминутной прибыли для бюджета страны. Российское государство вложило в проект большие деньги, но долю в нем не получило.

Ранее премьер-министр России Дмитрий Медведев признавал, что «Ямал СПГ» обходится бюджету очень дорого, но, по его словам, только в таком случае проект будет успешным.

«Инвестиции в проект «Ямал СПГ», составляют огромную сумму, это, по сути, несколько десятков миллиардов долларов, потому что огромный проект, очень сложный, на Севере», – говорил Медведев.

«Ямал СПГ» полностью освобожден от отраслевого налогообложения, то есть от налога на добычу полезных ископаемых и экспортных пошлин на первые 12 лет после первой отгрузки. Таким образом, российское государство получит прибыль с дорогостоящего объекта только в 2030 году и лишь в том случае, если все пройдет хорошо. Только тогда в бюджет начнут поступать налоги.

Советник при ректорате, профессор кафедры разработки и эксплуатации нефтяных месторождений, научный руководитель Института арктических нефтегазовых технологий Анатолий Золотухин в беседе с корреспондентом «УралПолит.Ru» заявил, что пока сложно делать прогноз на такое далекое будущее.

«Что будет в 2030 году, никто не знает. Может, сжиженный природный газ не нужен будет в тех объемах, в которых его сегодня поставляют. Но дело в том, что «Ямал-СПГ» нужен сегодня, поэтому государство и освободило его от налогов. В ближайшие годы завод будет жить и работать, наращивать объемы. Страна как таковая от этого может и не выиграет в плане финансов, так как государство будет получать меньший доход, зато выиграет промышленность – она будет развиваться», – объяснил Анатолий Золотухин.

Миф 2: Российский СПГ будет конкурировать с катарским

«Новатэк» ставит задачу максимально удешевить производство СПГ. На Всемирном экономическом форуме в Давосе заместитель главы компании Денис Храмов заявил, что инженерные решения приведут к тому, что, помимо очень низких затрат на добычу и геологоразведку, «Новатэку» удастся достичь показателя затрат на сжижение менее двух долларов за миллион британских тепловых единиц (MMBTU). Считается, что российский СПГ станет таким дешевым, что сможет составить конкуренцию продукции Катара и других возможных производителей на современном международном рынке.

Впрочем, эксперты ставят под сомнение это утверждение. По их мнению, СПГ с Ямала не сможет выиграть ценовую конкуренцию у катарского газа. Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач объяснил это тем, что себестоимость СПГ в Катаре все-таки ниже.

«Конкурировать России придется не с ними, а с новыми проектами в Африке, США, возможно, Канаде или Австралии», – считает Гривач.

Директор энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Татьяна Митрова сказала «УралПолит.Ru», что говорить о прямой конкуренции с Катаром некорректно. Она пояснила, что большая часть сжиженного природного газа с проекта «Ямал СПГ» реализуется в рамках долгосрочных контрактов.

«С точки зрения себестоимости СПГ – катарский газ является самым дешевым на мировом рынке. Сжиженный газ с Ямала оказывается дороже катарского СПГ, как и практически любой производимый в мире СПГ», – подчеркнула Татьяна Митрова.

Миф 3: «Ямал-СПГ» не сталкивается с финансовыми трудностями, так как его поддерживает правительство РФ

«Ямал СПГ» – это газовый мегапроект, получающий большие налоговые послабления, несмотря на то, что польза его пока для российской экономики не очевидна. За счет государства было на три четверти профинансировано строительство грузового порта Сабетта. Также акционеры полностью освобождены от уплаты НДС при покупке оборудования, не имеющего аналогов в России. Такая крупная господдержка объясняется санкциями Запада, под которые в 2014 году попал «Новатэк».

Казалось бы, с такой помощью от федеральных властей и налогоплательщиков проект должен успешно развиваться. Но без финансовых сложностей не обошлось. За 2017 год, согласно документам компании, ОАО «Ямал СПГ» показало серьезные убытки по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Если в 2016 году прибыль «Ямал СПГ» составила 136,2 млрд рублей, то в прошлом компания ушла в убыток на 68,3 млрд рублей. Дебиторская задолженность увеличилась с 16,4 до 18,1 млрд рублей, а кредиторская – с 966,3 млрд до 1,2 трлн рублей. Кроме того, «Ямал СПГ» увеличил расходы на производство с 9,1 до 12,4 млрд рублей. В 2017 году компания получила банковские кредиты на сумму 371,1 млрд рублей.

Но, как отметила Татьяна Митрова, отчетность может не отражать долгосрочное положение дел.

«Ямал СПГ» находится только в начале своего пути. До настоящего времени наблюдались только расходы, а в 2017 году в декабре были первые одиночные отгрузки», – пояснила эксперт.

Миф 4: «Ямал-СПГ» – полностью российский проект

Несмотря на то, что более половины акций принадлежат «Новатэку», полностью российским этот проект не назовешь. Большую выгоду от него получает Китай. 20 % ценных бумаг принадлежит Китайской национальной нефтегазовой компании. В декабре 2015 «Новатэк» и китайский Фонд «Шелкового пути» подписали договор купли-продажи 9,9 % акций проекта.

Кроме того, ООО «Ямал-СПГ» договорилось с банками Китая о предоставлении кредитов в размере 9,3 млрд евро и 9,8 млрд юаней сроком на 15 лет. Процентные ставки по кредитным линиям составляют 3,3 % годовых на период строительства и 3,55 % после полного ввода проекта «Ямал СПГ» в эксплуатацию.

Председатель совета директоров ООО «ДОРН» Андрей Карпов отметил, что появление китайцев в подготовке проектов на Ямале – это показатель того, что у России не хватает финансовых возможностей на реализацию всех важных для освоения Арктики идей. По его мнению, в идеале нужно справляться своими силами.

Своим мнением поделился с «УралПолит.Ru» и Анатолий Золотухин. «Надо все делать с умом и в разумных объемах, – заявил эксперт. – Нельзя полностью становиться зависимым от одного государства. Мы знаем, чем это может кончится. Если мы берем кредиты, то нужно брать на приемлемых условиях и на небольшой срок».

Миф 5: Работа на объектах «Ямала–СПГ» – высокооплачиваемая и комфортная

Еще один распространенный миф заключается в том, что на «Ямал-СПГ» вахтовым методом якобы работать лучше, чем на других объектах в Арктике. Говорят, что там и условия проживания комфортнее, и зарплата выше, и отношения к работникам лучше. Такое мнение распространено среди вахтовиков, которые приезжают на Север и сталкиваются с тяжелыми условиями и низкой оплатой труда в небольших компаниях. Они с завистью смотрят на тех, кто работает на таком масштабном и дорогостоящем объекте, который поддерживает сам президент Владимир Путин. Кроме того, вахтовики считают, что на «Ямал-СПГ» нет риска остаться без зарплаты, тогда как их часто обманывают работодатели.

Однако, как рассказывают работники с «Ямал-СПГ», они сталкиваются с точно такими же проблемами, как и все остальные вахтовики на Севере. Достаточно посмотреть отзывы в Интернете.

Своей историей с «УралПолит.Ru» поделился 26-летний пермяк Александр Андреевских, который год назад работал на Сабетте диспетчером. Попал на объект он из любопытства и первое впечатление от работы было негативное.

«Жили в однотипных вагончиках по восемь человек на 20 квадратных метров. Это ужас. Одна общая баня на 250 человек. Мерзость. Уборная на улице, когда зимой минус 40. А я был избалован комфортом. Еще меня очень угнетала куча ограничений. Постоянный контроль. Кто-то говорит, как в армии, кто-то – как в тюрьме. Хотя со временем я убедился, что человек может привыкнуть ко всему», – рассказал Александр.

Андреевских работал по графику 60 суток на Сабетте, 60 – дома. По его словам, больше 45 дней находится на вахте сложно, так как начинают сдавать нервы.

«Помню одного мужчину, который отработал девять месяцев. Еще говорят, есть люди, которые и больше года на вахте сидели. Считаю, что они ненормальные. Но не мне их судить. Обстоятельства у всех разные в жизни бывают», – говорит Александр.

При этом, как отметил вахтовик, зарплата на «Ямал-СПГ» такая же, как и везде на Севере.

«Плюс-минус пять-десять тысяч во всех организациях в зависимости от внутреннего распорядка. Тут также бывает, что и обманывают. Я с этим не сталкивался, а у знакомых было», – сообщил вахтовик.

«Риски надо снижать»

Несмотря на все риски и негативные моменты, сам факт запуска завода на Ямале уже можно считать успехом. За последние десять лет в России было заявлено множество СПГ-проектов, но только этот был доведен до конца.

Главный научный сотрудник Института проблем нефти и газа, почетный нефтяник России Владимир Шустер назвал «Ямал-СПГ» важнейшем событием в нефтегазовом комплексе РФ.

«Сегодня американцы пытаются нас вытеснить с европейского газового рынка. То, что мы теперь сами можем отгружать продукцию с этого завода, – это очень важный фактор, который имеет не только экономическое, но и политическое значение. Рисков, конечно, много, в том числе связанных с экологией, транспортировкой и т. д. Но в реализации всех проектах, связанных с нефтегазовой продукцией, всегда есть масса рисков. Надо не бояться, а снижать их», – заявил Владимир Шустер.

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Компании:

Версия для печати:

Новости партнеров