Коммунальный рынок ЯНАО сотрясают скандалы. Как ямальские «управляшки» под крылом чиновников зарабатывают на жителях

О взаимоотношениях населения крупнейших городов Ямала с коммунальными организациями – в материале УралПолит.Ru.

Ограничения на проверки надзорных органов, введенные на период пандемии коронавируса, значительно сузили возможности правоохранителей. Однако количество жалоб на некачественную работу коммунальщиков на территории ЯНАО остается по-прежнему высоким. По оценкам наблюдателей, основная масса претензий поступает из Нового Уренгоя, Ноябрьска и Салехарда, а, исходя из материалов проверок госструктур, число нарушений исчисляется десятками и сотнями. При этом реальной ответственности за собственные провалы и недоработки владельцы управкомпаний не несут. О взаимоотношениях населения крупнейших городов Ямала с коммунальными организациями – в материале УралПолит.Ru.

Лидеры антирейтинга

Как рассказал журналисту УралПолит.Ru депутат окружного заксобрания Иван Вершинин, список главных нарушителей остается неизменным уже длительное время. В этот перечень входят новоуренгойское предприятие «Уренгойжилсервис», подконтрольное городской администрации, столичное ООО «Единая городская управляющая компания», «Салехардская жилищная компания» и АО «Вынгапуровский тепловодоканал» (ВТВК) из Ноябрьска, также связанное с муниципальными властями. Несмотря на наличие серьезных ресурсов для осуществления деятельности по содержанию жилфонда, именно в адрес этих предприятий поступает наибольшее количество претензий, а Госжилстройнадзор и другие госструктуры до объявления режима повышенной готовности, по словам самих сотрудников, «приезжали к коммунальщикам с ревизиями едва ли не еженедельно».

«Это далеко не полный перечень. Есть жалобы из Надыма, Лабытнанги, Губкинского. К сожалению, приходится говорить о системной проблеме. Мы видим ситуации, когда заходит управкомпания, выжимает все, что можно, а когда ее буквально припирают к стенке, уходит в банкротство, переименовывается из «Рога и копыта» в «Копыта и рога», меняет одного человека, но практически весь состав остается тем же, как и фонд. И работают дальше, продолжая заниматься тем же самым», - описывает Иван Вершинин типичные ситуации на коммунальном рынке.

При этом по словам собеседника издания, Госжилнадзор, куда стекаются массовые жалобы, ссылается на предпочтения самого населения при выборе управляющей компании и возможность отказаться от ее услуг. Однако такой путь нередко труднореализуем.

«Особенно это касается небольших населенных пунктов и случаев, когда УК работают в связке с администрациями. Часто они аффилированы. А иногда застройщик, сдающий дом, прямо говорит жителям – хотите, чтобы вас нормально обслуживали, вот вам наша управляющая компания, она этим и будет заниматься. А если нет, и спустя год «полезут косяки», можете не пытаться нас беспокоить жалобами. Гарантийные обязательства выполнять не будем. Управкомпании, получается, просто навязывают, а когда они «схлапываются», чиновники разводят руками, делая вид, что не при чем», – развивает тему депутат.

По мнению народного избранника, минимизировать подобные конфликты способно введение персональной ответственности для учредителей компаний, регулярно фигурирующих в списках нарушителей. Однако пока сами жители, депутаты и аналитики отрасли ЖКХ лишь фиксируют регулярную смену вывесок при сохранении позиций «мутных контор» на рынке.

Стоит отметить, что проблемы сферы жилкомхоза неоднократно попадали и в поле зрения губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова. Социального вектора во внутренней политике региона глава автономии коснулся и во время февральского доклада в заксобрании, когда обратил внимание чиновников на местах на необходимость максимально быстро реагировать на обращения жителей во всех сферах, включая коммунальную, а также предостерег подчиненных, заявив, что те, «кого поразила бюрократическая слепота, будут покидать госслужбу».

Очередным поводом для включения механизма «ручного управления» стали недавние жалобы населения из-за преждевременного отключения отопления в ряде муниципалитетов. Дмитрию Артюхову вновь пришлось прибегнуть к достаточно жесткой риторике. В итоге тепло в домах вновь появилось.

Анархия под крылом городских чиновников?

Примечательно, что коммунальные структуры многих ямальских городов, включая УК, тесно связаны с чиновниками. Так, к примеру, одна из крупнейших управкомпаний Нового Уренгоя – АО «Уренгойжилсервис» - по данным базы «Контур.Фокус» частично принадлежит департаменту имущественных отношений городской администрации. Под ее управлением находится более 300 многоквартирников, исходя из информации МинЖКХ. Изучая материалы проверок надзорных органов, можно обнаружить, что за время деятельности коммунального предприятия ревизоры выявили более 160 нарушений.

«В многоквартирных домах не установлены и не введены в эксплуатацию общедомовые приборы учета тепловой энергии. Ранее приборы учета были установлены», – отчитывались в марте представители Госжилнадзора, инспектировавшие дом №5 в микрорайоне Строителей.

Еще одним жилым зданием, претендующим на лидерство в антирейтинге жалоб, является многоквартирник под №5 на улице Юбилейной.

«Температура внутренних поверхностей наружных стен в местах сопряжения между собой и полом (межэтажное перекрытие) в спальне <…>, не соответствует требованиям пункта 5.7. «СП 50.13330.2012. Тепловая защита зданий. Актуализированная редакция СНиП 23-02-2003», – значится в документах.

Там же Госжилнадзор выявлял серьезные проблемы с вентиляцией, а также уличал руководство в невыполнении ранее выданных предписаний.

Вопиющим собеседники издания назвали случай, когда в августе прошлого года на чердаке жилого дома на улице Таежная был обнаружен мумифицированный труп мужчины. Примечательно, что жильцы до этого неоднократно жаловались на протекающую кровлю, а в мае куратор городского ЖКХ, замглавы города Игорь Косухин официально заявил горожанам, что «комиссионный осмотр, проведенный АО «Уренгойжилсервис» при участии представителей мэрии фактов протечек не выявил».

«Как смотрели, если труп на чердаке не увидели, в кабинетах осмотр подмахнули?» – возмущались тогда жители.

Вето на проверки, наложенное из-за угрозы распространения коронавирусной инфекции, временно связало руки проверяющим, но вовсе не уменьшило количество жалоб. Так, в середине марта прокуратура обнаружила образование плесени в доме на улице Железнодорожной после официально проведенного капремонта. Материалы были направлены в ОМВД для уголовно-правовой оценки. Такая же ситуация в квартирах, где проживают, в том числе, и семьи с малолетними детьми, была зафиксирована в апреле в домах микрорайона Мирный. При этом связаться тогда с руководством «Уренгойжилсервиса» оказалось нереально. В аварийной службе заявили, что «все находятся на карантине».

Схожие оценки работе УК дают жители и надзорные органы Ноябрьска и Салехарда. В окружной столице обращает на себя внимание деятельность ООО «Салехардская жилищная компания» и ООО «Единая городская управляющая компания» (ЕГУК). Эти структуры, учредителем которых выступает Максим Богомолов (во втором случае, частично также МП «Полярный круг», прим.ред.), а гендиректором значится Ольга Глазкова, являются крупнейшими игроками на местном рынке, обслуживая его львиную долю – более 430 домов. Вкупе на их счету числится порядка 200 нарушений за последние годы.

Среди них отказ от уборки придомовой территории, многочисленные протечки в обслуживаемом жилфонде, гниение перекрытий, неисполнение законных предписаний инспекторов. В материалах ревизий можно встретить и упоминания о нарушениях, способных привести к разрушению зданий и тяжелым последствиям для их жителей.

«Увлажнение свайного основания дома, наличие сточных вод, наледи в свайном основании на всей площади застройки. Причиной подтопления является систематические перебои в работе внутридомовой системы канализации», – следует из документов проверки ЕГУК в марте текущего года.

Посетив после обращений горожан дом №31 на улице Мира ведомство и вовсе потребовало принять срочные меры для обеспечения безопасности жильцов.

«В подъезде многоквартирного дома выпучивание пола первого этаж, искривление пола, искривление стен, местами расхождение стен; визуально наблюдается осадка многоквартирного дома, во втором подъезде многоквартирного дома выпучивание пола первого этаж, искривление пола, искривление стен, местами расхождение стен. Не подготовлено и не направлено собственникам предложение о проведении капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома», – заключили ревизоры.

Еще одним из антилидеров коммунального антирейтинга наблюдатели называют ноябрьское АО «Вынгапуровский тепловодоканал», подконтрольный, по официальным данным, городской администрации. Число нарушений здесь также измеряется десятками. Например, предприятие уличали в непредставлении потребителям информации о поступлении платежей за поставленные услуги и за непрозрачные перерасчеты.

Спасение утопающих – дело рук самих утопающих

Впрочем, несмотря на потоки жалоб на работу коммунальщиков, ряд собеседников УралПолит.Ru не снимает ответственности и с самих жителей. Экс-депутат Надымской районной думы, а ныне известный в округе активист Александр Шмаль предлагает обратить внимание на этот фактор.

«Безусловно, жалоб от населения хватает. Но, с другой стороны, к сожалению, утрачена обязанность граждан по соблюдению правил общего проживания. Все считают, что имеют права, но не обязанности. Вплоть до элементарных – вынести свой мусор до контейнера, а не бросить у подъезда. Не ко всем управкомпаниям и ТСЖ можно предъявить серьезные претензии. К прочему, подстроиться под желания каждого жильца тоже очень сложно. К слову, считаю, что та система, при которой жители сами следили за чистотой своих подъездов, общих коридоров и площадок, была эффективна», - высказал собственное суждение Александр Шмаль.

В свою очередь, чиновники, в адрес которых также регулярно поступают претензии населения ЯНАО, нередко ссылаются на недостаточные ресурсы для устранения недобросовестных коммунальных предприятий с рынка. При этом управленцы, как правило, умалчивают о «давно налаженных взаимосвязях с этими конторами». Единственным действенным способом разорвать отношения собеседники издания в юридическом сообществе называют слаженные действия самих жителей. Однако зачастую население проявляет инертность.

«Существует алгоритм выбора ТСЖ либо управляющей компании. Он достаточно прост, но требует главного, чтобы люди собрались и осуществили все необходимые действия. Но наши жители хотят, чтобы за них это делали другие люди. Как правило, сами они не могут. Видимо, рассчитывают, что придет Путин, все за них напишет и сделает. Возникает вопрос, где права и где обязанности. У жителей есть право выбрать управкомпанию или создать ТСЖ, но они его не реализуют. А у УК какие обязанности? Она должна заключить с жителями договор и выполнять все требования. За правильность их исполнения следит Госжилинспекция, которая штрафует управляющую компанию. Если они не выполняются. А штраф платят с прибыли, которую получают от тех же жильцов. Получается замкнутый круг», – поделился мнением с УралПолит.Ru юрист Иван Кадочников, специализирующийся, в том числе, и на разрешении коммунальных конфликтов.

По его словам, только реализацией своих прав жильцы могут добиться устранения недобросовестных коммунальных структур с рынка. Однако зачастую население им не пользуется.

«Если хочешь жить хорошо, нужно что-то для этого делать. Перечень действий определен законом. Соответственно, можно расторгнуть договор с управкомпанией, создать ТСЖ или выбрать новую компанию. Других вариантов нет», – резюмировал собеседник издания

Автор: Александр Филиппов

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров