Леонид Лар: «На Ямале есть много мест, даже названия которых не стоит произносить»

Несмотря на то, что северных шаманов сегодня практически не осталось, их родовые места готовы сами защитить себя от непрошенных гостей. О проклятиях ямальских шаманов, об их смертоносных обрядах и гиблых местах северного края корреспонденту «УралПолит.Ru» рассказал этнограф, краевед Леонид Лар.

Ямал – край суеверий, ритуалов и собственных обычаев. Северная земля прячет от посторонних глаз много тайн. По ненецким поверьям, она может как исцелить и наградить человека счастливой судьбой, так и принести много, если нарушить ее вековые законы. Несмотря на то, что северных шаманов сегодня практически не осталось, их родовые места готовы сами защитить себя от непрошенных гостей. О проклятиях ямальских шаманов, об их смертоносных обрядах и гиблых местах северного края корреспонденту «УралПолит.Ru» рассказал этнограф, краевед Леонид Лар.

– Леонид Алексеевич, есть мнение, что ямальские шаманы несли только созидательную энергию, они не занимались проклятиями и наведением порч. Какие обряды на самом деле проводили северные шаманы?

– Существует философская линия – белое – черное. Любая система состоит из противоположностей, есть хорошее и плохое. Это философская система и ненцев, и хантов и других народов. Все зависит от самого человека. Я знал людей, которые наводили порчу на другого шамана, были случаи, когда один шаман сделал что-то хорошее, а другой пытался это изменить.

Недалеко от Нового Порта жила женщина, которую все сторонились, она жила отдельно. Видимо, когда-то ее обучил шаман и передал какие-то нехорошие приемы. Эта женщина обладала очень отрицательной энергетикой. Хорошему всегда найдется противоположность. Плохой человек сам создает плохое место.

– Мне недавно рассказали рыбаки, когда-то они случайно заплыли в неизвестную протоку и удивились как много рыбы, но ее никто почему-то не ловит. Выловив все что смогли, они отправились назад, и тут же поднялся ветер, начался шторм, лодка заглохла, они еле спаслись, но еще долгое время их преследовали неудачи. Это связано с работой шаманов?

– На Ямале таких мест много. Действительно, есть территории, где накапливается очень отрицательная энергетика. Местом с дурной репутацией может стать некогда священное место, которое уже забросили. По северным традициям, каждый раз, проходя мимо святилища нужно что-то положить – продукты или монеты. На Ямале много мест, куда давно не ходили и не приносили жертву.

Примерно в 15 км от Сеяхи есть место, которое все обходят стороной. Издалека видишь – стоит святилище, а подходишь близко – появляется туман, который все окутывает, возвращаешься назад – туман рассеивается, и снова все видно. К этому месту никак не подобраться. Почему так происходит – не понятно. Есть предположение, что это одно из священных мест сильного шамана, который заколдовал все пространство. Видимо, там есть какие-то вещи, которые простому человеку видеть нельзя. Может быть, он положил туда свои сакральные вещи - бубен, идолов и запер это от других людей.

В Тазовском районе есть Черное озеро, там тоже нельзя ловить рыбу, вообще ходить туда без необходимости местные жители не советуют и предупреждают, что это может принести проблемы.

На острове Белый было такое место. Там располагался военный гарнизон, где происходили всякие случаи. Как рассказывали те, кто там служил – один солдат пытался уехать, но зачем-то пошел в сторону сакрального места и замерз. Сейчас весь остров уже раскрыт, и этого места не осталось.

В районе реки Ярудей также есть место – Свистящая сопка, к которой стараются не приближаться. Здесь человек слышит свист, чем ближе он подходит к сопке, тем сильнее свист. Я близко не решился подойти, местные жители предупредили, что у меня потом будут сложности.

В Тазовском районе на высоком берегу есть священное место шаманов. Там стоят палки, а рога оленей тянутся почти на полкилометра вверх. Я долго уговаривал людей пойти туда. Когда мы приехали на место, было чистое небо, ярко светило солнце. Как и положено, мы привезли с собой жертвоприношения, но как только начали собираться, поднялся ветер, пошел дождь, мы кое-как добрались до дома. Я практически сразу почувствовал энергетику этого места и то, что обязательно будет дождь. Мы побыстрей оттуда уехали, отошли на километр и оглянулись, а над этим святилищем небо заволокли черные тучи. Может быть, духи не приняли наш дар.

Сакральное место есть недалеко от Красноселькупа. В сторону Карского моря, на берегу расположено святилище, которое ненцы скрывают от чужих глаз и никого туда не пускают. Название этого места, как и многих других плохих мест, произносить нельзя. Считается, что назвать место – это вызвать проблемы местного масштаба.

– Чем может грозить посещение таких мест для обычного туриста? К тому же по всему Ямалу тянутся трубопроводы, с такой развитой промышленностью невозможно не задеть какое-то священное место. Получается, что и промысловики «в зоне риска»?

– Заговоренные места есть и на Ямале, и в Югре. Идти туда можно только с проводником и обязательно с дарами. Нужен тот, кто сможет задобрить духов и сделать жертвоприношения. Эти места со всех сторон окружены болотами, есть какая-то секретная дорога, по которой можно дойти до святилища. Раньше они были исключительно родовыми, их всегда заговаривали, чужой человек туда не ходил.

Мы вовремя ушли с культового места, дали жертвоприношение, поэтому для нас все закончилось благополучно, но как рассказывают местные жители, если тревожить такие места, то могут происходить разные происшествия. Например, может лопнуть земля. Сейчас мы знаем, что на Ямале происходят выбросы газа, но старожилы говорят, что бывали случаи, когда земля раздвигалась, упряжки с оленеводами проваливались под нее, а потом она опять сдвигалась.

Мне рассказывали коренные ямальцы, что был такой случай – геолог-тракторист проехал через родовое кладбище, прямо по могиле шамана и через год замерз в тундре. Я много слышал рассказов о том, как с приезжими геологами и буровиками, вторгшимися на святые места, что-то случалось. Кто-то из них замерзал, с кем-то происходили другие несчастья, но в большинстве случаев все они заканчивались смертельным исходом.

Кроме добрых шаманов были и плохие, они обычно удалялись из поселка и жили обособленно. Уединившись, они проводили разные обряды. Многие приезжие люди скептически относились к способностям ямальских шаманов, не верили, смеялись, говорили – ну и пусть там себе шаманит. А в это время на человека оказывалось очень сильное воздействие – насылались разные болезни, беды и смерть. Объект воздействия потом тонул, сгорал, проваливался под лед или замерзал. Шаман заговаривал человека таким образом, чтобы с ним случалось что-то, что приведет его к гибели. Это могло произойти не на следующий день и даже не через год, а намного позже. Были случаи, когда плохому шаману «заказывали» жертву, преподнося в дар оленей и другие подарки.

– Если шаманы обладали такой силой, что их родовые места способны сами защищать себя, то, наверное, и личные вещи несут определенный заряд энергии. Они безопасны для непосвященных?

– Любая шаманская вещь – колотушка, бубен или костюм – является индивидуальным инструментом того, кто совершает таинства. Поэтому, естественно, их нельзя трогать, особенно женщинам. Иногда разрешается прикасаться детям, считается, что они еще чистые. Взрослый уже чистым не является, поэтому шаман бережет свой бубен, он сам приводит его в порядок, самостоятельно изготавливает и освящает специальным ритуалом. Любые шаманские предметы, конечно нельзя одалживать на время. Как это будет выглядеть – дай я немного поколдую? Даже мои коллеги из-за рубежа придерживаются такой же точки зрения, что нельзя этого делать ни в коем случае. Это личная вещь, в которой есть духи ее хозяина, заговоры, шаман живет в своем инструменте. Это как у писателя – свое перо, у художника – своя кисть. Для непосвященного человека контакт с вещами шамана, действительно, может принести нехорошие последствия.

– Сегодня на Ямале практически нет шаманов. Кто и как будет обучать подрастающее поколение?

– Я состою в международной ассоциации по изучению шаманизма, ее центр находится в Будапеште. Раньше мы собирались через каждые два года на разных территориях. Мы были в Японии, Китае, Франции, Норвегии, Финляндии. Люди встречались, чтобы поделиться своим опытом. Любой шаман может передать свои знания и научить того же бурятского шамана общим правилам и таинствам, хотя, конечно, духи у всех свои. Шаман может передать свой опыт. Не важно кто ты – ненец, хант, якут, бурят, тувинец, главное – ты должен понять своего учителя. Он подскажет, что делать.

Со старым шаманом нужно долго жить, начинать с азов и дойти до какой-то высоты, чтобы почувствовать своих духов и духов предков. Шаман кроме всего прочего еще и хороший психолог, он должен знать, как обучить.

Сегодня на Ямале нет таких учителей, которые могли бы обучить молодого шамана каким-то премудростям. Это обширная и глобальная проблема – обучение сложному искусству шаманизма. Наверное, не совсем правильно утверждать, что якутский шаман должен учить якутского шамана, а бурятский только бурятского. Когда человек научится определенным навыкам – стучать в бубен, изучит быстрые и медленные удары, сможет использовать в своей работе топоры, металлические предметы, ему нужно суметь расположить вокруг себя духов.

Можно сказать, есть общее базовое обучение, а потом человек уже идет на специализацию. Шаман должен знать психологию, в том числе и возрастную, законы природы, внутренние состояния человека. На это уходит не один год обучения, шаманы обучаются до самой старости. Это – вечная школа и вечное получение информации. Шаманы были довольно осведомленными в житейских вопросах, они хорошо знали язык зверей, мимику человека, понимали человека с одного взгляда, видел его внутреннее наполнение.

Сейчас информацию получить легко, есть телевизор, интернет, а раньше шаманы добывали ее скрупулезно, но при этом они могли с точностью предсказать, что через пять минут выглянет яркое солнце или польется дождь, что рыба пойдет через две недели, а дикий олень сейчас пройдет по другой дороге. Они все это изучали, это кропотливый труд человека, который занимается какими-то ритуальными действиями.

Сегодняшние потомки ямальских шаманов находят своему дару другое применение. Из них получаются яркие талантливые специалисты в разных профессиях: культурные деятели, врачи и многие другие.

Виктория Ахремчук

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Читайте еще материалы по этой теме:


Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Версия для печати:

Новости партнеров