«Источников древних знаний не сохранилось». Как Ягода разрушил культурный код Ямала

Гостям арктического региона предлагают окунуться с головой в северные традиции. Однако отыскать главный символ Севера – шамана сегодня практически невозможно. О том, что произошло с ямальскими шаманами читайте в материале «УралПолит.Ru».

Ямал смог сохранить самобытную языческую культуру, древний дресс-код и национальные обычаи. Гостям арктического региона предлагают окунуться с головой в северные традиции. Однако отыскать главный символ Севера – шамана сегодня практически невозможно. О том, что произошло с ямальскими шаманами читайте в материале «УралПолит.Ru».

По разным данным, сегодня на Ямале насчитывается не более 12 практикующих шаманов. Цифра очень условная, проверить ее достаточно сложно. Так почему и куда исчезли «говорящие с духами», к которым с древности в тундре обращались с различными житейскими просьбами, а также за предсказаниями, приходящими, как считалось, от самих северных богов.

Достоверно известно, что последние три шамана в Тазовском районе ушли из жизни в начале двухтысячных годов. Как говорят местные жители, скорее всего, они никому не передали свой дар.

«Шаман на Ямале был не просто предсказатель. Это были мудрые люди, к которым обращались за советом. Они часто выступали в роли психологов. В тундре, где человеку бывает не с кем пообщаться, выговориться и получить поддержку, шаманы были опытными наставниками. В том числе они предотвращали суициды. С наступлением весны они собирали людей и проводили благодарственные обряды, давали жизнеутверждающие установки во имя возрождения всего нового и пресекали дурные помыслы», – говорит корреспонденту «УралПолит.Ru» сотрудник Научного центра изучения Арктики Галина Харючи.

К шаманам шли люди со своими просьбами и проблемами. Самым простым уровнем считался «шаман на топоре», который давал прогнозы, используя свой незамысловатый инструмент, а самой высшей кастой признавались «шаманы в темном чуме», которые оставаясь в одиночестве, могли вступать в контакт с потусторонними силами, получая знания от духов.

Зная это, большевики, придя к власти, решили использовать древние знания северных шаманов в собственных интересах. Как отмечает полковник ФСБ в отставке, историк, краевед Александр Петрушин, в то время шли поиски различных артефактов. Гитлеровская Германия искала чашу Грааля, также разыскивалось копье Нибелунгов и Шамбала.

«У нас, на Ямале и в Югре была своя Шамбала. История наших предков загадочна. Существовали народы, которые стояли на очень высокой ступени цивилизации, все умели и потом вдруг внезапно ушли в прошлое. Почему так случилось? Шаманы были носителями истории и памяти», – говорит краевед.

Сохранились архивные документы, подтверждающие, что политическая верхушка советской власти, особенно чекисты, желала воспользоваться практиками северных шаманов. В 30-е годы по запросу самого наркома внутренних дел Генриха Ягоды они были собраны со всего Ямала и Югры, а затем отправлены в Москву. По словам Александра Петрушина, документально подтверждено то, что шаманов возили по городу, показывая столицу, катали в метро и на аэроплане, который кружил над Москвой, а потом ночью вывозили в дачный поселок НКВД. Здесь северные шаманы камлали для партийной верхушки. Известно, что в те годы предпринимались попытки отыскать эликсир молодости, амулет бессмертия. Считалось, что ямальские и югорские шаманы обладали этими знаниями. Они исцеляли ответственных работников, возвращали им потраченную энергию и восстанавливали мужскую силу.

Шаманский нагрудник, изготовлен в первой половине ХХ века

После того, как шаманы завершили свою работу, они были репрессированы. Их, как и представителей других религиозных конфессий обвинили в антисоветской деятельности. Они оказались чуждым социализму и коммунизму сословием так же, как и православные священники, купцы, дворяне. По выдуманным делам их осудили и расстреляли. Тех, кто смог спастись, ждала вторая волна репрессий. Так в 20-х и 30-х годах прошлого столетия были практически полностью уничтожены хранители древних знаний – северные шаманы.

Один из последних репрессированных – глава древнего рода Покачевых в ХМАО. Его арестовали в 1947 году, обвинив в антисоветской деятельности. Представителя старейшей фамилии не спасли ни медаль за труд, ни членство в коммунистической партии. Поскольку шел уже 47 год, его не расстреляли, а приговорили к 10 годам лишения свободы. Только смерть Сталина и последующая амнистия освободили северянина от этого наказания.

Источник, пожелавший остаться неизвестным, рассказал корреспонденту «УралПолит.Ru», что события прошлого столетия наложили свой отпечаток. Историческая память у северных народов сильна. Коренное население, помня, как обошлись с его предками большевики, до сих пор с недоверием относится к приезжим людям. Молодые люди не хотят говорить о своих способностях, кто-то уже принял православие, кто-то отказывается от использования собственной силы. Больше всего обнаружить свои способности опасаются дети, чтобы не прослыть «не такими» и не попасть в коррекционный класс. Но гены прародителей периодически проявляются, только теперь об этом предпочитают не распространяться.

В отличие от Тувы, Бурятии и Алтая, где шаманизм практически возведен в ранг государственной религии и молодежь с детства обучают традициям предков, Ямал после репрессий прошлого столетия остался без наставников. Передавать знания попросту некому.

«У ямальских ненцев до 30-х годов не было собственной письменности, навыки передавались устно, поэтому источников с древними знаниями не сохранилось», – говорит Галина Харючи.

Зная такое плачевное положение дел северных шаманов, их «коллеги» из других регионов предложили свою помощь. Так, тувинские шаманы вызвались обучить шаманов с Ямала, передать им свои знания и техники работы. Но тут встал вполне резонный вопрос – какой результат получится «на выходе»? Ведь северный шаманизм отличался своими методами и собственной индивидуальностью. Если пройдет смешение культур и традиций, то что тогда останется у современных ямальских шаманов от их предков?

У каждого ямальского шамана была своя «специализация». Шаманы высшей касты, обращались за содействием к высшим силам, средняя каста взаимодействовала с людьми. Третья группа шаманов общалась с низшим миром. В северных поселках именно они проводили похоронные обряды. Ритуалы выполнялись вплоть до недавнего времени.

По рассказам коренных жителей Ямала, если шаман занимался не своим делом, то терял силу. Считалось, что практикующий шаман не имеет права отказать тем, кто обратился к нему за помощью. Но, исключения все-таки случались. Как рассказали корреспонденту «УралПолит.Ru» тазовчане, в Гыде в начале нулевых местный шаман отказал одной семье проводить похоронный обряд. Свое решение он объяснил тем, что родственники усопшего забывают зачем пришли, во время похорон ведут себя совсем неподобающим образом и злоупотребляют алкоголем.

Известно, что уже в новом столетии к тазовскому шаману обращались сотрудники милиции, которые просили помочь раскрыть преступление. Тогда шаман сказал, что пропавший человек мертв, его убили и указал место, где можно найти труп. Когда милиция прибыла в обозначенную местность – все слова шамана подтвердились.

Бубен - один из главных атрибутов шамана

Возрождение северного шаманства началось сравнительно недавно. Сегодня открыты музеи, где можно увидеть вещи шаманов с многовековой историей и древние атрибуты для общения с «тонким» миром. Однако использовать их непосвященным категорически запрещено. Как предупреждают коренные жители, это может быть не безопасно. Прежде, чем взять бубен ученик ямальского шамана несколько лет обучался под присмотром наставника.

В небольших северных поселениях местные жители самостоятельно пытаются восстанавливать древние обряды, повторяя действия, которые когда-то видели в исполнении шаманов. При этом часть элементов из ритуала бесследно исчезла.

С уходом шаманов, на бескрайних просторах тундры кочевникам бывает просто некому излить душу и открыться.

«Шаманизм – это не только основа язычества, это культурный код Ямала и Югры, который был уничтожен во время подавления спровоцированных «антисоветских» восстаний и репрессий. Именно эта часть коренного населения Севера пострадала почти в полном составе», – говорит Александр Петрушин.

Корона - один из немаловажных атрибутов шамана

Пока нарождается новое поколение «говорящих с духами», любители мистики и северной экзотики покупаются на театрализованные обряды фейковых шаманов. Как говорит Галина Харючи, ямальские шаманы никогда не выставляли себя напоказ, не навязывали свои услуги и не хвастались своими способностями. Они вели обычную жизнь обычного человека: охотились, рыбачили, многие из них жили достаточно скромно. Зачастую в поселке люди могли даже не догадываться об их сверхспособностях. Поэтому, скорее всего, те, кто слишком активно занимается самопиаром, называя себя северными шаманами, на практике могут оказаться обычными пустословами.

Виктория Ахремчук

Фотографии атрибутов шаманов предоставлены музейно-выставочным комплексом им. И.С. Шемановского

Добавьте УралПолит.ру в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.

Вы можете поделиться новостью в соцсетях

Места:

Версия для печати:

Новости партнеров